Солнечному лету рады все ребята
Вожатый говорит строчку, все повторяют (Похоже на речевку, которую можно произносить, идя на пляж)
Солнечному лету рады все ребята.
Отдых, море, дружба, - что еще нам надо.
Обещаем загореть и не разу не болеть.
Плавать как дельфины,
Выгибая спины.
Дружно лету детвора
Грянем громкое "УРА!"
КРИЧАЛКИ
Спасибо за кашу
Спасибо за кашу,
Спасибо за чай,
Кухня, к обеду
Нас снова встречай!
Музыкальный дали суп
Музыкальный дали суп,
Петь мы любим тоже.
Звуков много издаём,
Но будет это позже.
Вот лягушка по дорожке
Учащиеся становятся по кругу. Ведущий становится в центре с завязанными глазами, говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянула ножки,
Увидала комара,
Закричала...
Затем показывает на кого-нибудь из детей рукой. Тот, на кого он указал, говорит: "Ква - ква - ква". По голосу ведущий должен определить, кто это из учеников.
Пейте лидера чаёк
Пейте лидера чаёк -
Это вам такой паёк.
Тучи на небе
Тучи на небе, но это не беда,
В лагере нашем здорово всегда.
Спасибо вам за снэк
Спасибо вам за снэк,
Он был нам очень в тему.
Спасибо нашим поварам
Спасибо нашим поварам
За макароны и сырок,
За помидоры и чаёк.
Раз, два! - По порядку
Раз, два! - По порядку...
Три, четыре! - Стройся в ряд!
Три, четыре! - На зарядку!
Раз, два! - Все подряд!
Левая - правая!
Бегая - плавая!
Растем мы смелыми,
На солнце загорелыми.
Наши ноги - быстрые
Метки - наши выстрелы.
Крепки - наши мускулы,
И глаза не тусклые.
Раз, два! - По порядку,
Три, четыре! - На зарядку!
Пряники теперь мы ели
Пряники теперь мы ели,
Чтобы ночью не храпели.
Снова вечер
Снова вечер, снова здесь,
Снова кашу будем есть.
Ну а в каше сила есть
С благодарностью от нас,
Поварам: "Мы любим вас!"
Сидели два медведя
Сидели два медведя - Сидели два медведя
На тоненьком суку - На тоненьком суку
Один сидел как следует - Один сидел как следует
Другой кричал "ку-ку" - Другой кричал "ку-ку"
Раз ку-ку - Раз ку-ку
Два ку-ку - Два ку-ку
Оба шлёпнулись в муку - Оба шлёпнулись в муку
Рот в муке - Рот в муке
Нос в муке - Нос в муке
Оба в кислом молоке - Оба в кислом молоке
Спасибо нам
Спасибо нам, что мы поели,
А приготовить может каждый!
Речевка
Ведущий: Раз, два!
Все: Три, четыре!
Ведущий: Раз, два!
Все: Три, четыре!
Ведущий: Кто идет?
Все: Отряд здоровых
смелых и веселых
задорных друзей.
Ведущий: Раз, два!
Все: Три, четыре!
Ведущий: Тверже ногу.
Все: Четче шаг.
Юных ленинцев отряд!
Ведущий: Мы здоровье сохраним,
Мы здоровьем дорожим.
И даем мы всем рецепты,
Все: Как здоровье сохранить,
Чтобы бодрым и веселым
Нам до старости прожить.
Спасибо нашим поварам
Спасибо нашим поварам,
Что классный ужин дали нам.
Олень имеет рога
Олень имеет рога
Ну а мы едим рогу.
Слава Богу, за ноги,
А поварам за еду.
У меня есть паровозик
ведущий
дети
У меня есть паровозик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
Он меня по рельсам возит - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
У него труба и печка - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
И волшебное колечко - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
Мы отправимся с вокзала - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
У него четыре зала - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
Мы поедем до Парижа - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
А быть может и поближе - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
Тут пошёл весенний дождик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
И застрял наш паровозик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
Мы стоим в огромной луже - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
Тут уж нам не до Парижу - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
Мы готовы, как всегда
Мы готовы, как всегда,
Победить вас без труда.
Эй, лихая детвора
Эй, лихая детвора,
Собираться нам пора.
Бим - бом! Та - ра - ра!
Никогда не скучно нам.
Солнце светит ярко - ярко,
Нам от солнца жарко - жарко!
Лето, воздух и вода - Наши лучшие друзья!
Кто готовит нам?
Кто готовит нам? Повара!
Кто так любит нас? Повара!
Что же скажем поварам?
Скажем им: "Спасибо Вам!"
Смолоду закалишься
Смолоду закалишься -
На весь век сгодишься.
Устали мы очень
Устали мы очень,
Но сели за стол,
Увидели борщ
И забыли про все!
Игры
БРАЗИЛИЯ 1.Становятся в круг. Ведущий предупреждает: делайте как я, а затем начинает: У меня в Бразилии живет бабушка. У нее вот такой пален (жест). Затем идет повторение: у меня в... палец, и у нее вот такие глаза (жест), позже добавляется у нее нот такие плечи, она ходит вот так и т.п. Все повторяют за ведущим. Затем ведущий замечает: каковы внуки, такова бабушка.
СКУЛЬПТУРА ЛЮБВИ.Двум участникам предлагается изобразить скульптуру на заданную тему. Следующие двое (входящие из-за двери) "лепят" эту скульптуру по-своему и затем занимают место "памятника," который сами построили.
ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ.За ведущим выполняются все движения, кроме заранее запрещенного. Ошибившийся выходит из игры.
КАРТА ЗНАКОМСТВА.Рисуется карта, на которой есть остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.п. Каждый бросает кубик и куда он попадет, о тех случаях жизни человек и рассказывает.
КОСМОНАВТ.Игрок крутится 10 раз, глядя в потолок, а затем пытается пройти ровно по одной полоске.
ПАССАЖИРЫ И БИЛЕТЫ.Внутренний круг (пассажиры) идут в одну сторону, а внешний (билеты) - в другую. После слова "контролер" билеты остаются на местах, а пассажиры бегут каждый к своему билету; ведущий занимает чье-нибудь место. Оставшийся водит.
ПОЧЕМУ?Ведущий задает вопрос первому игроку, затем, приставив к его ответу слово почему, задает подучившийся вопрос следующему игроку и т.д.
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК.Команды должны отгадать, что за предмет лежит в черном ящике. Они задают ведущему одинаковое число вопросов, на которые он отвечает "да" или "нет" и угадывает предмет.
КРАСКИ.Игроки делятся на несколько команд, (например - желтые, красные и синие). Желтые ловят только красных, красные только синих и т.д. Пойманных -перекрашивают, (краска наносится на кончик носа). Выигрывает- тот, в чьей команде к концу игры будет больше человек.
ЛЕСТНИЦА.Отряд делится на группы. Ведущий читает предложение, а группа должна его изобразить (участие принимают все). Затем читается это же предложение и к нему добавляется еще одно (по принципу лестницы) и т.д.
ЖАДИНА.Две команды, две шоколадки (яблоки и т.п.)- Все игроки по очереди откусывают по кусочку. Побеждает та команда, которая быстрее
ПАРОВОЗ.Зал делится на две половины. По взмаху руки ведущего 1 половина хлопает в ладоши обычно. Вторая часть детей хлопает в ладоши, сложив их "лодочкой". Ведущий поочередно взмахивает то левой, то правой рукой - реагируя на взмах руки -чал поочередно хлопает, изображая стук колес поезда, постепенно убыстряя теми. Если ведущий поднимает вверх над годовой обе руки - дети кричат "ту-ту"
МЫ ПОЕХАЛИ В ПОХОД.Нужно перечислить вещи, которые необходимы в походе. Выигрывает тот, кто называет болытге.
СОРВИ ШАПКУ.Состязаться могут 2 ребят, а могут и 2 команды. Чертится круг. В круг входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, а на голове -шапка. Задача проста и непроста - снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каждую снятую шапку команда получает очко.
ЧТО ТАМ ЗА СПИНОЙ.Двум соперникам на спины прикалываются четкие картинки и бумажные кружки с цифрами, например: 96, 105 и т.д. Игроки сходятся в круге, становятся на одну ногу, другую поджимают под колено и придерживают рукой. Задача заключается в том, чтобы, прыгая на одной ноге, заглянуть за спину соперника, увидеть цифру и разглядеть, что нарисовано на рисунке. Побеждает тот, кто первым "расшифровал" противника.
ДЕЛАЙ РАЗ, ДЕЛАЙ ДВАИграющие стоят за стульями. По команде ведущего: "Делай раз" - они должны поднять стулья и одновременно опустить их, но уже без команды ведущего. Важно заметить того человека, кто первый подаст команду опустить стулья. По команде ведущего: "Делай два!" - играющие оббегают стулья, а по команде одного из игроков садятс я на них. Эта игра помогает выявить лидера.
АССОЦИАЦИЯ.Играющие выбирают кого-либо из присутствующих. Водящий должен угадать его. Для этого он задает вопросы: "Предположим, задуманный вами человек будет мебелью. Какой предмет он вам напоминает?" Анализируя ответы играющих, водящий пытается узнать, кого загадали. Интересен вариант, когда загадал сам водящий, Ассоциации, подаются как по внешности, так и по характеру человека.
НОС-УХО.Ведущий показывает на части головы: нос, бровь, глаз, но называет другие. Играющие должны не отводя глаз показывать называемые действия -вспушим части головы и стараться не перепутать их. Кто ошибется, тот выходит из игры.
ГОЛОВА- РАМИНА.Ведущий по очереди показывает на голову, плечи, колени, щелкает пальцами, по казывает на глаза, уши, нос, постепенно увеличивая темп, и одновременно произносит слова: "Голова - рамина - колено- латыш, колено-пальцы, колено - пальцы. Голова- рамина- колено- пальцы- уши- очи- уста- нос". Задача играющих- успеть за ведущим и не сбиться.
ШИШКИ-ЖЕЛУДИ, ОРЕХИ.Играющие становятся по трое, взявшись за руки. Выбирают видящего, а внутри каждой тройки выбирают "орех", "желудь" и "шишку". Водящий ходит между кружащими тройками и говорит: "Орехи, шишка, желуди, желуди, шишки, орехи". Потом более громко называет одно из слов, например:
"Орехи!!!" Орехи должны перебежать за соседнюю тройку, а водящий успеть встать, на свободное место. Зазевавшийся становится вопящим.
ЛУНОХОДИграющие встают вкруг, водящий, передвигаясь на четвереньках, обходит круг со словами: «Я - Луноход-1. Пи-пи-пи». Тот, кто засмеется или улыбнется, пристраивается за «Луноходом -1» со словами: «Я - Луноход-2. Пи-пи-пи». Игра продолжается до тех пор, пока все не станут «Луноходами».
ШКОЛА ОГОРОДНЫХГУГАЛИграющие повторяют за ведущим движения. Ведущий: "Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку. Поднимите правую руку вверх, потрясите кистью. Поднимите левую руку вверх, покачайте руками, пошумите, как шумят березы "Ш -ш-т-ш!" Разведите руки в стороны, пожужжите, как самолеты "Ж-ж - ж-ж", помашите руками, как птицы, покричите "Кши -шн-ш". Поздравляю! Вы окончили школу огородных пугал !!!"
БУГИ-ВУГИ.Все встают в круг, поют песню и выполняют движения за ведущим. "Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом опять вперед и немножко потрясем. Мы танцуем буги-вуги. Поворачиваясь в круге, и в ладоши громко хлопаем вот так: раз-два. Буги-вуги (все идут к центру круга). Ха-ха. (Все подпрыгивают). Буги-вуги, (круг возвращается в исходную позицию). Ха-ха (повтор). Ведущий продолжает игру, меняя объекты движения: левая рука, ноги, плечи, уши...
СНЕЖНЫЙ КОМ.Игру хорошо проводить на «Огоньке знакомства», когда ребят сидят в большом тесном кругу. Начинать игру должен вожатый, назвав свое имя. Сидящий слева от него должен назвать имя вожатого и свое. И так дальше по кругу. Заканчивает игру вожатый, назвав по имени всех членов отряда.
ШУТЛИВЫЙ СНЕЖНЫЙ КОМ.Проводится, так же как и «Снежный ком», но при этом к своему имени участник добавляет что-либо характеризующее его (Например: «Маринка - веселая картинка». «Танюшка - веснушка»).
ХЛОПКИ.Участники игры встают в круг. Когда водящий хлопнет в ладоши, стоящий от него слева, по часовой стрелке, хлопает и называет свое имя. Так действует остальные дети по очереди. Затем водящий может подойти к любому месту круга, и, после того как он хлопнет в ладоши, направление хлопков изменяется на противоположное. Таким образом, водящий задает и изменяет направление распространения хлопков по кругу. Необходимо придерживаться единого темпа.
ИЩУ ПОЛОВИНКУ.Отряд разбивается на пары в ограниченном пространстве. Каждая пара выбирает себе сигнал - звук, характеризующий какое-либо животное, например: мяу, гав-гав и т.п. Затем все расходятся в разные стороны, выключается свет, и, произносятся звуки, участники игры должны найти свои пары.
ВСЕ ОЛИ...У частники игры садятся в круг. Вожатый просит подняться поочередно всех Оль, Татьян, Ирин, Сереж, Андреев...
СВЕЧА - ТАЛИСМАН.Участники игры садятся в круг вокруг свечи. Ведущий -берег в руки какой-либо предмет (лучше, чтобы это была мягкая игрушка, смешной сувенирчик), начинает знакомство. Необходимо сказать о том, что это талисман откровения, т.е. те, у кого находится он в руках, говорит только правду о себе, о своих увлечениях.
ПУЗЫРЬ.Ребята, взявшись за руки, со словами «месим, месим тесто» сначала сходятся в круг, а затем, повторяя: «Раздуйся пузырь, раздувайся большой, да не лопайся», стараются разойтись как можно дальше. На каких участниках круг разрывается, те выбывают из игры. Так определяют сильнейших.
КРУГ ДРУЗЕЙ- 1.Необходимо всем взяться за руки и сближаться к центру, сохраняя при этом форму круга. Ведущий: «Как вы считаете, получился у нас круг? Сейчас мы проверим. Если по моей команде: «Наклоните свое туловище вправо (влево)» круг не развалится, ноги от земли отрывать нельзя, - он идеален, в противном случае - нам придется повторить.
КРУГ ДРУЗЕЙ- 2.Может быть как продолжение «Круг друзей - 1». Круг сохраняется. Ведущий: «делаем все одновременно шаг направо, налево, один приставной шаг в цент. Встали в затылок друг другу, четко соблюдая круг. Руками взялись за талию впереди стоящего, ноги не отрываем от пола и пытаемся сесть на коленки партнера сзади». Молодцы!
БУМАЖНАЯ ГАРМОНЬ.Раздаются листы бумаги одинакового формата. Листы просят не сминать, а складывать, загибая полосами как можно большее количество раз (как гармошку). Можно сгибать листы двумя руками. После того, как задание выполнено, ведущий просит каждого участника рассказать о себе. При этом после каждого факта биографии отгибается та или иная полоса «гармони». Побеждает та команда, чьи «биографии» будут интереснее и разнообразнее. Так «бумажные гармони» помогут ребят лучше узнать друг друга.
РАЗВЕДШКОЛА.Создать несколько групп (можно по палатам) по сбору секретной информации. Каждой группе вручить пакет с перечнем вопросов, которые особо интересуют «центр». Объясните, что на сбор «стратегических данных» группе дается ...минут. Предупредите, чтобы каждая группа действовала автономно, быстро и по возможности незаметно. Та группа, которая соберет максимум информации, будет отмечена знаками отличия. Примерные вопросы:
• Какого цвета занавески в комнате начальника лагеря?
• Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке лагеря?
• Сколько деревьев растет на территории лагеря?
• Умеет ли плавать шеф-повар?
• Какой любимый исполнитель у радиста?
• Какого цвета глаза у старшего вожатого?
• Какие конфеты он любит?
• Как зовут собак сторожа? И т.д.
ЕЖИКИ
Зал вместе с ведущим произносит слова и повторяет его движения:
- Приходили, приходили (идем на месте) Ежики, Ежики (показываем
растопыренные пальцы);
- Наковали, наковали (ударяем кулак о кулак) Ножницы, ножницы
(руками показываем ножницы);
- Бег на месте, бег на месте (бежим на месте) Зайчики, зайчики
(показываем уши);
- Ну-ка дружно! Ну-ка вместе» Мальчики (мальчики кричат -
«мальчики», девочки «девочки»!)
Игра повторяется 2-3 раза.
МИГАЛКИ
Играющие садятся в круг, один стул пустой. За спинкой каждого стула стоит по человеку. Тот,- кому мигнули, должен перебежать на пустой стул, стоящие же за стульями стараются не допустить этого. Сидящие и стоящие могут поменяться местами.
ПРОИЗВОЛЬНАЯ СТАНЦИОНКА
Возможные задания для игр по станциям:
Ø Носить воду ложкой из одной емкости в другую – кто больше за определённое время.
Ø Переправа – один или двое как можно быстрее переправляют остальных из пункта А в пункт В.
Ø Рисунок по очереди – поле разделено на сектора, и команда по одному рисует что-то, каждый рисует только в одном секторе, задача – получить целую картинку.
Ø ОЗУ – оперативно-запоминающее устройство – несколько слов перечисляются одному игроку (в течение двух минут), после он должен их перечислить, каждое угаданное слово – + 1 балл, каждое придуманное – - 1 балл.
Ø 10 шишек – собираем шишки, а потом закидываем ровно 10 из них в далеко стоящее ведро. Задание на скорость.
Ø Хороводная – водить хороводы в разных стилях: папуасы, эскимосы и т. п.
Ø Эмоциональная – изображать различные эмоции: храбрую утку, весёлого индюка…
Ø Танцевальная – танцевать под нарезку музыки разных стилей.
Ø Оригами – сделать что-то из бумаги, потом стоящий на станции должен угадать что.
Ø Тонкой лести – говорить комплименты стоящему на станции.
Ø Поэтическая – написать стихи по заданным рифмам – буриме.
Ø Загадочная – отгадывать загадки, которые загадывает ведущий станции.
Ø Зеркальная – повторять движения ведущего.
Ø Болото – пройти цепочкой, держась за руки, по камушкам, досочкам и т. п. Через болото.
Ø Танцы шаманов – танцуется танец по какому-нибудь поводу: умер член племени, свадьба…
Ø Племя забило бегемота – надо перетащить или перенести ведущего из одного места в другое.
Ø Опознавание трупов – запихав руку в мешок, взять предмет и сказать, что это, только потом достать.
Ø Запихаловка – поместиться в как можно большем количестве в заданном пространстве: телефонной будке, на лавочке…
Ø Калькулятор – быстро и правильно считать в уме примеры, которые задает ведущий.
Литература
1. Вифлеемский, А. Б. Деградация системы летнего отдыха как результат модернизации / А. Б. Вифлеемский // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 37—44.
2. Воронкова, Л. В. Образовательная программа подготовки педагогических кадров для детских оздоровительных лагерей / Л. В. Воронкова // Народное образование. - 2012. - № 3. - С. 126—130.
3. Горелова, Е. В. Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников в летнем лагере "Агентство добрых дел" / Е. В. Горелова // Воспитание школьников. - 2011. - № 3. - С. 54—57. - Библиогр.: с. 57 (4 назв.).
4. Гормакова, Л. Д. Социализация школьника в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря образовательного учреждения большого города / Л. Д. Гормакова // Воспитание школьников. - 2011. - № 4. - С. 52—62. - ил.
5. Данилова, М. А. Лес - наш общий дом : (классный час для детей младшего и среднего школьного возраста) / М. А. Данилова // Воспитание школьников. - 2012. - № 5. - С. 77—80. - Библиогр.: с. 80 (4 назв.).
6. Джеус, А. В. Детское лагерное движение России / А. В. Джеус // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 32—36.
7. Долгих, В. Н. Риски летней кампании / В. Н. Долгих, С. Н. Мельникова // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 76—80.
8. Зимин, Е. Ю. Выбрать дело по плечу / Е. Ю. Зимин, М. В. Коваленко // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 182—184.
9. Кравцова, С. Т. Школа-семинар как форма летнего отдыха детей / С. Т. Кравцова // Воспитание школьников. - 2011. - № 1. - С. 57—58.
10. Куприянов, Б. В. Как придумать лето? Программно-методический конструктор / Б. В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - № 3. - С. 49—56. - табл.
11. Левин, Я. Н. Семнадцать уроков школьного воспитания. Урок 17 : Физкультура в школе и летний отдых / Я. Н. Левин // Воспитание школьников. - 2011. - № 10. - С. 56—64.
12. Левитская, А. А. Государственная политика в сфере отдыха и оздоровления учащихся / А. А. Левитская // Народное образование. - 2012. - № 3. - С. 11—14.
13. Левитская, А. А. Пятая четверть / А. А. Левитская // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 11—16.
14. Макаров, А. В. Мы поднимаем флаг "Сибирского Артека" / А. В. Макаров // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 96—101.
15. Панченко, С. И. План деятельности летнего лагеря: что полезно учесть при его разработке / С. И. Панченко, А. А. Юриков // Народное образование. - 2012. - № 3. - С. 78—86.
16. Педагогика летнего отдыха детей : (итоги инструктив.-метод. сбора студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева) : учеб.-метод. пособие / Чуваш. гос. пед. ун-т ; [сост. Е. Г. Шаронова, Л. Г. Григорьева, Т. В. Осокина]. - Чебоксары : ЧГПУ, 2011. - 99 с. - Библиогр.: с. 89—99.
17. План реализован на 100,4 процента // Администратор образования. - 2012. - № 20. - С. 7—8.
18. Попова, И. Н. Задайте вопрос психологу / И. Н. Попова // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 249—253.
19. Фришман, И. И. "Выбираем лето" / И. И. Фришман // Народное образование. - 2012. - № 3. - С. 120—125. - табл.
20. Целищева, Н. И. Все начинается с того, что есть идея. Практическая иллюстрация к реализации летнего плана / Н. И. Целищева // Народное образование. - 2012. - № 3. - С. 87—93.
21. Шопина, Л. П. Встать рядом и чуть впереди / Л. П. Шопина // Народное образование. - 2012. - № 3. - С. 94—100.
Учебное издание
Педагогика летнего отдыха
Учебно-методическое пособие
Составители: