Особенности развития произносительной стороны устной речи детей с нарушением слуха
1.1.1. Запишите определения следующих понятий:
Язык – ___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Речь – ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Устная речь – ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Произношение –___________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте краткую сравнительную характеристику основных этапов формирования произношения неслышащих и слабослышащих детей в сравнении со слышащими детьми.
Этап формирования произношения | Характеристика развития у разных категорий детей | ||
нормально развивающихся | неслышащих | слабослышащих | |
1.1.3. Охарактеризуйте возможности восприятия речи на слух при разных степенях нарушения слуха (по медико-педагогической классификации Л.В. Неймана).
Вид и группа нарушения слуха (по классификации Л.В. Неймана) | Возможности восприятия речи на слух |
I степень тугоухости | |
II степень тугоухости | |
III степень тугоухости | |
I группа глухоты | |
II группа глухоты | |
III группа глухоты | |
IV группа глухоты |
Методические основы формирования и коррекции произносительных навыков у обучающихся с нарушением слуха
Закончите высказывания
Аналитико-синтетический метод предполагает__________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В основу концентрического метода положена закономерность ____________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Полисенсорный метод предполагает ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Охарактеризуйте возможности использования различных анализаторов в работе над произношением детей с нарушением слуха
Анализатор | Возможности использования |
Слуховой | |
Зрительный | |
Кожный |
Раскройте особенности реализации дидактических принципов в процессе обучения произношению детей с нарушением слуха
Принцип | Особенности реализации |
Охарактеризуйте способы и приемы формирования и коррекции произносительных навыков у обучающихся с нарушением слуха
Способ | Характеристика | Возможные приемы |
1.2.5. Охарактеризуйте требования к отбору речевого материала
№ п/п | Требования | Характеристика |
доступность по содержанию | ||
доступность по грамматическому оформлению |
соответствие фонетическому принципу | ||
коммуникативная направленность (употребительность) |
Составьте 7 вопросов для контроля знаний по теме «Методические основы формирования и коррекции произносительных навыков у детей с нарушением слуха»
1)________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3)________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
__________________________________________________________________5)________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6)_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7)_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1.2.7. По материалам журналов «Дефектология» и «Спецыяльная адукацыя» составьте библиографию работ (не менее 10 источников) по проблеме обучения произношению детей с нарушением слуха.
Основы работы над звуками речи
1.3.1. Дайте определения понятий:
Артикуляционная гимнастика – ____________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Динамические упражнения – _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Статические упражнения – _________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Постановка звука – ________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Автоматизация звука – ____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дифференциация звуков – _________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Простое нарушение произношения – ________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сложное нарушение произношения – ________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сенсорные формы нарушения произношения – _______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Моторные формы нарушения произношения – _______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Смешанные формы нарушения произношения – ______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Отсуствие звука – _________________________________________________
__________________________________________________________________
Искажение звука – _________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Замена звука – _________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Смешение звуков – ________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Подберите и охарактеризуйте по 5 статических и динамических артикуляционных упражнений и заполните таблицу
Название упражнения | Цель | Содержание работы |
Составьте перечень правил, которыми необходимо руководствоваться при одновременной работе над несколькими звуками (с учетом их взаимосвязи, типа нарушений звукопроизношения, используемых приемов коррекции).
Психологические основы перестройки произносительных навыков
1.4.1. Дайте определения следующих понятий
Динамические стереотипы – ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенос произносительных навыков – ______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Интерференция – _________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1.4.2. Приведите примеры переноса и интерференции при коррекции произносительных навыков.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ
Обследование состояния произносительных навыков у детей с нарушением слуха
2.1.1. Приведите примеры возможных нарушений строения органов артикуляции и их влияния на звукопроизношение.
Нарушение строения органов артикуляции | Влияние на звукопроизношение |
Подберите речевой материал для синтетического обследования устной речи ученика с нарушением слуха.
Формы организации обучения произношению детей с нарушением слуха
2.2.1. На основе анализа требований к организации различных форм работы над произношением составьте схемы анализа:
· фонетической зарядки;
· индивидуального занятия;
· фронтального занятия.
Схема анализа фонетической зарядки
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Схема анализа индивидуального занятия
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________