Особенности развития произносительной стороны устной речи детей с нарушением слуха

1.1.1. Запишите определения следующих понятий:

Язык – ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Речь – ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Устная речь – ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Произношение –___________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дайте краткую сравнительную характеристику основных этапов формирования произношения неслышащих и слабослышащих детей в сравнении со слышащими детьми.

Этап формирования произношения Характеристика развития у разных категорий детей
нормально развивающихся неслышащих слабослышащих
         
         
         
         

1.1.3. Охарактеризуйте возможности восприятия речи на слух при разных степенях нарушения слуха (по медико-педагогической классификации Л.В. Неймана).

Вид и группа нарушения слуха (по классификации Л.В. Неймана) Возможности восприятия речи на слух
I степень тугоухости        
II степень тугоухости        
III степень тугоухости      
I группа глухоты      
II группа глухоты      
III группа глухоты      
IV группа глухоты      

Методические основы формирования и коррекции произносительных навыков у обучающихся с нарушением слуха

Закончите высказывания

Аналитико-синтетический метод предполагает__________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­

­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________

В основу концентрического метода положена закономерность ____________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Полисенсорный метод предполагает ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Охарактеризуйте возможности использования различных анализаторов в работе над произношением детей с нарушением слуха

Анализатор Возможности использования
Слуховой  
Зрительный  
Кожный  

Раскройте особенности реализации дидактических принципов в процессе обучения произношению детей с нарушением слуха

Принцип Особенности реализации
     
   
   
   

   
   
   
   
   

Охарактеризуйте способы и приемы формирования и коррекции произносительных навыков у обучающихся с нарушением слуха

Способ Характеристика Возможные приемы
     
     
     

1.2.5. Охарактеризуйте требования к отбору речевого материала

№ п/п Требования Характеристика
доступность по содержанию  
доступность по грамматическому оформлению    

соответствие фонетическому принципу  
коммуникативная направленность (употребительность)  

Составьте 7 вопросов для контроля знаний по теме «Методические основы формирования и коррекции произносительных навыков у детей с нарушением слуха»

1)________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3)________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

__________________________________________________________________5)________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6)_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7)_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1.2.7. По материалам журналов «Дефектология» и «Спецыяльная адукацыя» составьте библиографию работ (не менее 10 источников) по проблеме обучения произношению детей с нарушением слуха.

Основы работы над звуками речи

1.3.1. Дайте определения понятий:

Артикуляционная гимнастика – ____________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Динамические упражнения – _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Статические упражнения – _________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Постановка звука – ________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Автоматизация звука – ____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дифференциация звуков – _________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Простое нарушение произношения – ________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Сложное нарушение произношения – ________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Сенсорные формы нарушения произношения – _______________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Моторные формы нарушения произношения – _______________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Смешанные формы нарушения произношения – ______________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Отсуствие звука – _________________________________________________

__________________________________________________________________

Искажение звука – _________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Замена звука – _________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Смешение звуков – ________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Подберите и охарактеризуйте по 5 статических и динамических артикуляционных упражнений и заполните таблицу

Название упражнения Цель Содержание работы
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Составьте перечень правил, которыми необходимо руководствоваться при одновременной работе над несколькими звуками (с учетом их взаимосвязи, типа нарушений звукопроизношения, используемых приемов коррекции).

Психологические основы перестройки произносительных навыков

1.4.1. Дайте определения следующих понятий

Динамические стереотипы – ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенос произносительных навыков – ______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Интерференция – _________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1.4.2. Приведите примеры переноса и интерференции при коррекции произносительных навыков.

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ

Обследование состояния произносительных навыков у детей с нарушением слуха

2.1.1. Приведите примеры возможных нарушений строения органов артикуляции и их влияния на звукопроизношение.

Нарушение строения органов артикуляции Влияние на звукопроизношение
     
     
     
     
     

Подберите речевой материал для синтетического обследования устной речи ученика с нарушением слуха.

Формы организации обучения произношению детей с нарушением слуха

2.2.1. На основе анализа требований к организации различных форм работы над произношением составьте схемы анализа:

· фонетической зарядки;

· индивидуального занятия;

· фронтального занятия.

Схема анализа фонетической зарядки

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Схема анализа индивидуального занятия

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Наши рекомендации