Раздел 1. теоретические основы методики обучения произношению обучающихся
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со стандартом высшего образования специальности «Сурдопедагогика», одной из основных составляющих профессиональной компетентности выпускника является коррекционно-развивающая деятельность. Это обусловило выделение в учебном плане специальности «Сурдопедагогика» дисциплины «Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха».
Цель данного практического руководства – обобщение и систематизация теоретических знаний и формирование практических умений студентов в области методики обучения произношению учащихся с нарушением слуха.
Структура практического руководства подчинена программе дисциплины и включает три раздела.
Первый раздел – «Теоретические основы методики обучения произношению обучающихся с нарушением слуха» – сосредоточивает внимание студентов на особенностях развития устной речи детей с нарушением слуха, современных подходах к определению методов, приемов и средств работы по формированию и коррекции произносительных навыков обучающихся с нарушением слуха. Задача изучения раздела – овладение студентами умением осуществлять аналитическое изучение специальной литературы, осуществляемое в различных видах работ (определение понятий, сопоставительный анализ, комментирование и т.д.).
Вопросы и задания раздела «Организация работы по обучению произношению» направлены на формирование умений студентов обобщать методический материал, самостоятельно составлять схемы анализа различных форм организации обучения произношению обучающихся с нарушением слуха, осуществлять тематический анализ, планировать индивидуальную работу с учеником с опорой на данные о состоянии произношения.
Особое место в практическом руководстве принадлежит разделу «Методика формирования и коррекции произносительных навыков детей с нарушением слуха». Предусмотренные задания направлены на формирование следующих умений студентов: анализировать и самостоятельно изображать профили артикуляции звуков речи; определять причину нарушений звукопроизношения и методические приемы их коррекции; осуществлять отбор игр и упражнений в соответствии с заданной целью; проектировать дидактические пособия для работы над различными сторонами произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушением слуха; моделировать фонетические зарядки, индивидуальные и фронтальные занятия по развитию устной речи.
Содержание практического руководства и его структура создают условия для активизации самостоятельной работы студентов.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Особенности развития произносительной стороны устной речи детей с нарушением слуха
1.1.1. Запишите определения следующих понятий:
Язык – ___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Речь – ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Устная речь – ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Произношение –___________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте краткую сравнительную характеристику основных этапов формирования произношения неслышащих и слабослышащих детей в сравнении со слышащими детьми.
Этап формирования произношения | Характеристика развития у разных категорий детей | ||
нормально развивающихся | неслышащих | слабослышащих | |
1.1.3. Охарактеризуйте возможности восприятия речи на слух при разных степенях нарушения слуха (по медико-педагогической классификации Л.В. Неймана).
Вид и группа нарушения слуха (по классификации Л.В. Неймана) | Возможности восприятия речи на слух |
I степень тугоухости | |
II степень тугоухости | |
III степень тугоухости | |
I группа глухоты | |
II группа глухоты | |
III группа глухоты | |
IV группа глухоты |
Методические основы формирования и коррекции произносительных навыков у обучающихся с нарушением слуха
Закончите высказывания
Аналитико-синтетический метод предполагает__________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В основу концентрического метода положена закономерность ____________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Полисенсорный метод предполагает ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Охарактеризуйте возможности использования различных анализаторов в работе над произношением детей с нарушением слуха
Анализатор | Возможности использования |
Слуховой | |
Зрительный | |
Кожный |
Раскройте особенности реализации дидактических принципов в процессе обучения произношению детей с нарушением слуха
Принцип | Особенности реализации |
Составьте перечень правил, которыми необходимо руководствоваться при одновременной работе над несколькими звуками (с учетом их взаимосвязи, типа нарушений звукопроизношения, используемых приемов коррекции).
Модель фонетической зарядки
Тема: Гласные звуки.
Задачи: автоматизировать гласные звуки во всех позициях в слогах, словах и фразах; вырабатывать навык самоконтроля за произношением (зрительный контроль).
Содержание.
1. Чтение слогов.
ПА ПО ПУ ПЫ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ
СА СО СУ СЫ
2. Чтение слов: парта, сумка, лук, лыжи, сокол, сыр, мышка, пирог, лукошко, самолет.
3. Дополнение фраз
Мама купила…..
У Коли есть….
Вова нарисовал……
Оценка_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Планирование и учет работы над произношением
2.3.1. На основе анализа литературы составьте схему «Виды планирования работы над произношением».
2.3.2. На основе описания состояния произношения одного ученика (на Ваш выбор) спланируйте индивидуальную работу над произношением. Определите, какие нарушения произношения необходимо устранить в первую очередь, над чем можно работать параллельно:
1 ученик: АЭ, Оу, У = У/, Ссон, Б = П, Р = горл, М = П, Н = Т.
2 ученик: Аы, Оы Оы, У = W, И = i, П = Пъ, Т = Тъ, К = Къ, Сбок, Збок, Шбок, Жбок, Хбок, Н = Л.
3 ученик: голос гнусавый, Оу. Эи, П = МП, Т = НТ, К = НК, Ш = С, З = С,
В = Ф, Ц = ТЫС, Ч = ТЫС, Л = th, Ргорл.
Методика работы над голосом
3.2.1. Дайте определения следующих понятий
Голос – ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Высота голоса – __________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сила голоса – ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тембр голоса – __________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Резонанс – _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2.2. Перечислите особенности голоса, характерные для детей:
1) ранооглохших____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) позднооглохших__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А - О - У
Э - И - Ы
М - П - Б
| | |
Н - Т - Д
| |
К - Г
А. Таблица условных обозначений нарушений произношения глухих взрывных звуков
звуки | |||||||||
П | |||||||||
Т | |||||||||
К |
1) замена взрывных согласных фрикативными;
2) призвук после звука;
3) полузвонкость;
4) озвончение;
5) согласные носят хлопающий, щелкающий характер;
6) носовой призвук перед согласным;
7) передняя артикуляция;
8) далекая позиция;
9) имплозивный звук.
Б. Таблица условных обозначений нарушений произношения звонких взрывных согласных звуков
звуки | ||||||||
Б | ||||||||
Д | ||||||||
Г |
1) оглушение;
2) полузвонкость;
3) замена звуков Б, Д, Г сочетаниями мб/мп, нд/нт, нг/нк;
4) призвук перед согласными;
5) замена звука Г звонким фрикативным Y;
6) замена звука Г звуком Х;
7) выдох на месте звука;
8) сонантность.
3.4.4. Нарисуйте профили нарушений произношения звуков (на основе нормированной артикуляции, выделив красным цветом):
П = Б | Т = Тмежзубн |
К = Кглуб. | Выдох на месте звука Г |
Б = М | Г = Гсон. |
3.4.5. Зашифруйте нарушения произношения взрывных звуков:
Замена звука П фрикативным ________________________________________
Призвук после звука К_______________________________________________
Сонантное воспроизведение звука Г___________________________________
Хлопающий характер звука Т_________________________________________
Замена звука Д сочетанием мб________________________________________
Выдох на месте звука Г______________________________________________
3.4.6. Подберите 3 дидактические игры для работы над взрывными звуками и оформите в виде таблицы:
Игра (условное название) | Цель | Содержание |
Методика работы
Ф - В
½ ½
Х - С - З - Й
½ ½
Щ - Ш - Ж
3.5.3. Подберите 5 упражнений артикуляционной гимнастики для подготовки к произношению одного из щелевых звуков (по выбору) и опишите их (название, цель, содержание).
1)
2)
3)
4)
5)
Апрель.
Наступил апрель. Солнце греет всё сильнее. Теплеет. Начинают расти первые цветы – подснежники. Эти цветы очень любят свет. Появилась первая зелёная трава. Скоро появятся первые листья. Уже прилетели грачи. Люди ждут скворцов и развешивают скворечники.
3.11.6. Составьте 3 варианта диалога, постепенно увеличивая объем. Составьте модель индивидуального занятия, включив работу над диалогом.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова, К.А. Методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха / К.А. Волкова. – М.: Просвещение, 1983. – 128 с.
2. Методика обучения глухих устной речи / Под ред Ф.Ф. Рау. –
М.: Педагогика, 1976. – 324 с.
3. Развитие устной речи у глухих школьников / Е.П. Кузьмичева,
Е.З. Яхнина, О.В. Шевцова. – М.: ЭНАС, 2001. – 143 с.
4. Рау, Ф. Ф. Устная речь глухих / Ф.Ф. Рау. – М.: Педагогика, 1973. – 422 с.
5. Феклистова, С.Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха / С.Н. Феклистова – Мн.: БГПУ, 2007. – 64 с.
6. Феклистова, С.Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха / С.Н. Феклистова – Мн.: БГПУ, 2009. – 72 с.
7. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Т.И. Обухова, Л.В. Михайловская. – Мн.: БГПУ, 2011. – 216 с.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..1
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА………..2
1.1.Особенности развития произносительной стороны устной речи детей с нарушением слуха………………………………………………………………..2
1.2. Методические основы формирования и коррекции произносительных навыков у обучающихся с нарушением слуха………………………………….5
1.3. Основы работы над звуками речи…………………………………………11
1.4. Психологические основы перестройки произносительных навыков…..16
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ……………………………………………………………..17
2.1. Обследование состояния произносительных навыков у детей с
нарушением слуха……………………………………………………………….17
2.2. Формы организации обучения произношению детей с нарушением слуха..18
2.3. Планирование и учет работы над произношением………………………25
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИ-ТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА….26
3.1. Методика работы над речевым дыханием………………………………..26
3.2. Методика работы над голосом…………………………………………….28
3.3. Методика работы над гласными звуками………………………………...30
3.4. Методика работы над взрывными звуками……………………………….37
3.5. Методика работы над щелевыми звуками С, З, Ш, Ж, Х……………....43
3.6. Методика работы над щелевыми звуками Ф и В………………………...50
3.7. Методика работы над смычно-щелевыми звуками Ц и Ч……………....52
3.8. Методика работы над сонорными звуками М и Н……………………….54
3.9. Методика работы над сонорным звуком Л……………………………….57
3.10. Методика работы над сонорным звуком Р……………………………….62
3.11. Методика работы над словом и фразой…………………………………..66
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………..71
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со стандартом высшего образования специальности «Сурдопедагогика», одной из основных составляющих профессиональной компетентности выпускника является коррекционно-развивающая деятельность. Это обусловило выделение в учебном плане специальности «Сурдопедагогика» дисциплины «Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха».
Цель данного практического руководства – обобщение и систематизация теоретических знаний и формирование практических умений студентов в области методики обучения произношению учащихся с нарушением слуха.
Структура практического руководства подчинена программе дисциплины и включает три раздела.
Первый раздел – «Теоретические основы методики обучения произношению обучающихся с нарушением слуха» – сосредоточивает внимание студентов на особенностях развития устной речи детей с нарушением слуха, современных подходах к определению методов, приемов и средств работы по формированию и коррекции произносительных навыков обучающихся с нарушением слуха. Задача изучения раздела – овладение студентами умением осуществлять аналитическое изучение специальной литературы, осуществляемое в различных видах работ (определение понятий, сопоставительный анализ, комментирование и т.д.).
Вопросы и задания раздела «Организация работы по обучению произношению» направлены на формирование умений студентов обобщать методический материал, самостоятельно составлять схемы анализа различных форм организации обучения произношению обучающихся с нарушением слуха, осуществлять тематический анализ, планировать индивидуальную работу с учеником с опорой на данные о состоянии произношения.
Особое место в практическом руководстве принадлежит разделу «Методика формирования и коррекции произносительных навыков детей с нарушением слуха». Предусмотренные задания направлены на формирование следующих умений студентов: анализировать и самостоятельно изображать профили артикуляции звуков речи; определять причину нарушений звукопроизношения и методические приемы их коррекции; осуществлять отбор игр и упражнений в соответствии с заданной целью; проектировать дидактические пособия для работы над различными сторонами произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушением слуха; моделировать фонетические зарядки, индивидуальные и фронтальные занятия по развитию устной речи.
Содержание практического руководства и его структура создают условия для активизации самостоятельной работы студентов.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА