Теоретические основы и история создания методики

Систематизация психологических знаний о личности может быть условно разделена на две исторические фазы: клинико-психологическую и экспериментальную.

Клинико-психологическая фаза – это время организованных наблюдений и вербальных теорий. Она возникла, как стремление лечить и контролировать отклоняющиеся формы поведения (А.Адлер, Бехтерев, Жане, Корсаков, Кречмер, Лазурский, З.Фрейд, К.Юнг и др.). Будучи научными по своим целям, теории этих авторов достигли популярности, не имея, однако, статистического обоснования, т.е. доказательств того, что их содержание оказывается истинным в большинстве случаев. Здесь измерение заменено наблюдением, сбор данных – отбором показательных случаев, статистическая обработка – содержательной интерпретацией.

Экспериментальная фаза возникла как реакция на вербальный характер клинико-психологического метода исследования. Приверженцы экспериментального подхода поставили перед собой цель ввести объективные количественные измерения в психологическую науку, что привело к рождению психометрической диагностики.

В рамках экспериментального направления наиболее распространенной является теория черт, на основании которой разработано 90% существующих тестов. Согласно теории черт, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. При этом предполагается, что порядок субъекта на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же в разных ситуациях. В ходе тестирования при таком подходе личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.

Основоположником теории черт считается Г.Олпорт. Мотивы его научного поиска были связаны с категорическим неприятием того взгляда на личность, который предлагала психоаналитическая теория. Г. Олпорт считал, что завышение роли бессознательного часто приводит сторонников этой теории к ошибочным выводам о личности, и поэтому стремился найти способы диагностики личностных особенностей, основываясь исключительно на осознаваемых особенностях поведения. Поиск таких осознаваемых особенностей Г.Олпорт начал с составления каталога всех слов, которые, так или иначе, характеризуют человека. Исходил он при этом из того, что отчетливые особенности личности должны быть отражены в языке (то, что осознается людьми, то получает название).

В 1936 году Г.Олпорт и Х.Одберт на основе тщательного анализа английской лексики выделили 17953 определений, с помощью которых можно описать особенности поведения человека. Убрав из этого списка те слова, которые обозначали способности человека, его физические особенности («толстый», «рыжий»), преходящие состояния (отглагольные прилагательные типа «сконфуженный») и т.д., авторы оставили только те термины, которые относились к устойчивым особенностям человека, определяющим способы его адаптации к условиям жизни. К их числу относятся, например, «агрессивность», «настойчивость», «замкнутость», «мягкость» в общении с другими и т.д. Сокращенный на этих основаниях список слов оказался значительно меньше, но по-прежнему оставался необъятным для целей экспериментального анализа: в него входило 4504 слова (или, придерживаясь терминологии Г. Олпорта, 4504 черты).

Пытаясь структурировать это огромное количество черт, Г.Олпорт предложил уровневую классификацию черт:

1. Кардинальные черты, которые определяют все поведение человека. Такой чертой может быть интерес к какой-нибудь деятельности, проявляющийся в раннем возрасте и определяющий всю жизнь человека. Кардинальные черты определяют многие особенности личностной сферы, но встречаются они крайне редко и далеко не у всех людей.

2. Центральные черты. Они определяют поведение человека в самых разных ситуациях, являются устойчивыми и обнаруживаются в той или иной степени у разных людей. Когда современная психология говорит о чертах, они имеет в виду черты именно этого уровня.

3. Вторичные черты, которые свойственны некоторым людям в некоторых ситуациях. Такие черты являются предметом идеографического описания индивидуальности и свидетельствуют об уникальности каждого человека.

Для использования в практических целях такая классификация черт была явно непригодна: она оставляла неизменным список из 4,5 тысяч черт, работать с которым было невозможно, не давала представления о взаимодействии разных черт, о причинно-следственных отношениях между разными чертами. Тем не менее, список черт, составленный Г.Олпортом и Х.Одбертом, можно было использовать как отправную точку для создания структуры личностных свойств.

Р. Кеттелл был первым, кто предложил применить для выявления основных свойств личности метод факторного анализа, который до этого использовался в качестве способа упорядочивания экспериментальных данных.

Известно, что факторный метод заключается в математическом анализе корреляций внутри некоторой группы данных. В факторных исследованиях обычно применяются три источника данных (15):

1."L"-данные ("Lift record data"), полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Чаще всего их получают путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых в определенных ситуациях и в течение некоторого периода времени. "L"-данные хороши для установления тех признаков поведения, которые нуждаются в измерении. Однако данный источник информации о личности имеет ряд недостатков. Во-первых, восприятие человека всегда несколько искажено, в связи с особенностями личности самого эксперта. Во-вторых, на оценку влияют отношения между испытуемым и экспертом (хорошие или плохие, отношения типа руководитель – подчиненный). В-третьих, требуется специально обучать экспертов и выделять им какое-то время для наблюдения за испытуемыми.

2. "Q"-данные ("Questionnaire data"), полученные с помощью опросников и других методов самооценок. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации "Q"-данные занимают центральное место в личностных исследованиях. "Q"-данные также в довольно сильной степени подвержены искажению. Причины искажения носят познавательный и мотивационный характер и зависят от уровня самооценки испытуемого.

3."T"-данные ("Objective test data"). Эти данные базируются на создании контролируемых экспериментальных ситуаций. Их получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или оценкам экспертов.

Р. Кеттелл первоначально исходил из "L"-данных, полученных Г. Олпортом и Х.Одбертом. В 1946 г. он предпринял попытку уменьшить список черт, разработанный этими авторами, до рациональной величины. Список был разделен на синонимические группы. Из каждой такой группы были отобраны по одному термину, выражающему, по мнению Р. Кеттелла, основное смысловое содержание соответствующей синонимической группы. Таким образом, список личностных черт был сокращен до 160. Чтобы придать списку законченный вид, Р. Кеттелл дополнил его 11 терминами из толкового словаря, получив, таким образом, 171 «описательную переменную».

Для дальнейшего сокращения Р. Кеттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали степень своего знакомства с каждой из черт личности. Для выяснения группового мнения экспертов Р. Кеттелл провел взаимную корреляцию оценок и выделил 36 корреляционных плеяд, внутри которых находились высоко коррелирующие характеристики, которые, по-видимому, выражали одни и те же суждения. Как и ожидалось, все плеяды содержали пары характеристик, имеющие высокие отрицательные корреляции. Например, "разговорчивый – молчаливый", "доверчивый – подозрительный", "веселый – печальный" и т.д. Таким образом, Р. Кеттелл получил набор из 36 биполярных прилагательных, который он затем расширил до 46 пар путем включения специальных терминов, взятых из работ других исследователей.

Согласно Р. Кеттеллу, выделенные пары прилагательных соответствуют «поверхностным чертам» личности. «Исходные черты», составляющие основу поверхностного поведения, он определял путем дальнейшего факторного анализа экспертных данных, в результате которого удалось выделить основные личностные черты. К каждой черте были подобраны вопросы, ответы на которые показывали, в какой степени та или иная черта выражена у данного человека. В результате был создан опросник, позволяющий оценить 12 существенных характеристик личностной сферы (6). Но, как считает Р. Кеттелл, но все особенности личности могут быть видны экспертам, поэтому он добавил в опросник такие общие характеристики личности, которые может оценить только сам человек ("Q"-данные). В целом получилось 16 общих черт личности, а методика, которая используется для их диагностики, получила название «16PF» (табл.1).

Таблица 1

Ф ПОЛЮС "+" ПОЛЮС " – "
A Открытый, легкий, общительный Необщительный, отстраненный, критичный
B С развитым логическим мышлением, сообразительный Невнимательный, слабо развито логическое мышление
C Эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный Эмоционально неустойчивый, поддающийся чувствам
E Самоуверенный, склонный к лидерству, неуступчивый Мягкий, послушный, уступчивый
F Жизнерадостный, беспечный, веселый Трезвый, молчаливый, серьезный
G Совестливый, моралистичный, степенный, аккуратный Практичный, стремящийся к выгоде, свободно трактующий правила
H Смелый или даже дерзкий Несмелый, застенчивый
I Чувствительный, тянущийся к другим, с художественным мышлением Полагающийся на себя, реалистичный, рациональный
L Подозрительный, не дает себя провести Доверчивый, принимающий условия от других
M С развитым воображением, мечтательный, немного рассеянный Прагматичный, занятый текущми заботами
O Обвиняющий себя, неуверенный, возможно, обидчивый Уверенный в себе, спокойный, безмятежный
Q1 Экспериментирующий, радикально настроенный Консервативный, уважающий традиции
Q2 Предпочитающий собственные решения, самодостаточный Зависимый от группы, несамостоятельный
Q3 Контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам Импульсивный, неорганизованный
Q4 Напряженный, озабоченный планами, усталый Расслабленный, невозмутимый, возможно инертный

В процессе дальнейшей факторизации Р. Кеттелл выделил 8 черт (факторы второго порядка), которые являются более общими по отношению к 16-ти предыдущим (факторы первого порядка). Факторы второго порядка и соответствующие им факторы первого порядка приведены в таблице 2.

Таблица 2

Идек-сация Научное биполярное название фактора второго порядка Соответствующие факторы первого порядка
I Экстраверсия/Интроверсия A+, E+, F+, H+, Q2–
II Тревожность/Приспособленность C–, H–, L+, O+, Q3–, Q4+
III Утонченная эмоциональность/ Динамическая стабильность A–, I–, M–, (E+, L+)*
IV Независимость/Покорность E+, L+, M+, Q1+, Q2+
V Собранность/Спокойная естественность N+, I–, (A+, M–, O–)*
VI Субъективизм/Реализм E+, L+, M+, Q1+, Q2+
VII Уровень интеллекта B+
VIII Высокое/Низкое "сверх-Я" G+, Q3+

* Факторы, помещенные в скобки, обнаруживаются только у женщин.

Черты личности, Р. Кеттеллом, объединяют группу тесно связанных признаков и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков. По мнению Р. Кеттелла, 16 черт (факторы первого порядка) представляют собой устойчивые особенности, обнаруживаемые у всех людей, сохраняющиеся на протяжении длительного времени и обусловливающие до 2/3 индивидуальных различий в личностной сфере. Вклад в индивидуальные различия 8-ми более общих черт (факторы второго порядка) оказывается несколько меньше – до 60% (12).

Общая оценка методики и рекомендации по использованию

По мнению ряда авторов, исследования Р.Кеттелла в рамках теории черт отличаются выраженным эмпиризмом, т.к. он не опирался на исходные теоретические представления о содержании и количестве определяемых черт личности. Р.Кеттелл интерпретировал факторы эклектически, используя понятия, применяемые в других теориях личности. Это является одной из причин того, почему Р.Кеттеллу не удалось выяснить взаимодействие факторов в целостной личности, их взаимосвязь в регуляции поведения человека. Поэтому следует согласиться с высказыванием А.Анастази о том, что к выделенным Р.Кеттеллом свойствам личности лучше относиться как к предварительным схемам (1, 12, 19).

В психологии личности выделяют 3 класса черт в зависимости от их происхождения и сферы приложения:

- конституциональные, обусловленные свойствами организма и проявляющиеся в максимально широких классах ситуаций;

- индивидные, обусловленные опытом жизнедеятельности в относительно широких социально-нормативных ситуациях;

- личностные, обусловленные внутренней работой личности по анализу и проектированию собственного поведения в конкретных ситуациях.

Обычно три типа черт рассматриваются строго иерархически. Однако более убедительной в настоящее время можно считать такую модель, в которой выделяемые и эмпирически регистрируемые черты не распределены по указанным уровням строго однозначно. Многие из них сочетают в определенных пропорциях большую или меньшую долю организмического, индивидного или личностного компонента.

Такой модели соответствуют факторы-черты, содержащиеся в методике Р. Кеттелла: они являются результатом смешения разноуровневых аспектов – неосознаваемых, непосредственных, конституционально обусловленных эмоционально-динамических характеристик и привитых воспитанием осознанных форм поведения, несущих в себе отпечаток компенсаторных механизмов и контроля сознания (17).

По утверждению Л.Н. Собчик, тот факт, что факторы, выделенные Р. Кеттеллом, в большинстве своем не являются носителями феноменологически "чистых" признаков, значительно затрудняет их трактовку и проявляется при сопоставлении с данными других психодиагностических методов. Так, например, фактор "Е", наряду с характеристиками подчиненности, выявляет трезвость и молчаливость ("Е-") и противопоставляет эти качества динамичности и живости эмоций ("Е+"). Фактор "G" дает противоречивые показатели, выявляя признаки ригидности и догматизма ("G+") наряду с признаками, свойственным лицам с высоким "суперэго". Полярные оценки фактора "Н" противопоставляют спонтанность, сочетающуюся с мягкосердечием и замедленными реакциями на средовые воздействия ("Н+"), характеристикам, свойственным чувствительным боязливо-впечатлительным личностям и шизоидам одновременно ("Н–"). Фактор "Q3" противопоставляет лиц с повышенным чувством вины и низкой самооценкой ("Q3–") людям, у которых самооценка завышена, но имеется хороший самоконтроль ("Q3+").

Кроме того, ряд факторов представляет собой сопоставление не полярных характеристик, а нормальных проявлений и отклонений от них. Так, фактор "С" противопоставляет спокойствию ("С+") эмоциональную неустойчивость ("С-"). Фактор "L" противопоставляет нормальной доверчивости ("L-") болезненную подозрительность ("L+"), фактор "O" противопоставляет тревожности ("O+") низкую тревожность (O-").

Несмотря на недостатки теоретической концепции Р. Кетелла, предложенная им факторная модель обладает двумя преимуществами перед другими личностными методиками. Во-первых, с его помощью можно достаточно хорошо хватить личностную сферу. Во-вторых (и это доказано статистическими методами), в факторах, полученных Р. Кетеллом, отсутствует априорная предвзятость, свойственная факторам, выделенных на базе других теоретических концепций (12).

Основные факторы личности, получаемые при помощи методики Р. Кеттелла, достаточно согласованно анализируются, если опираться на выдвинутое Б.Г.Ананьевым положение о том, что структура личности строится не по одному, а одновременно по двум принципам - субординационному и координационному.

Субординационный, или иерархический принцип подразумевает, что более сложные и более общие свойства личности подчинят себе более элементарные и частные свойства.

Координационный принцип предполагает, что взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелирующих свойств, то есть относительную автономию каждого из них (1).

Опросник Р.Кеттелла был создан для диагностики личности в самых различных ситуациях, в том числе в клинике. Однако необходимо подчеркнуть, что, в отличие от многих других методик, он предназначен в первую очередь для исследования нормальной личности. Опросник позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных характеристик личности, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья. Наиболее адекватными сферами применения опросника являются психолого-педагогическое, семейно-брачное консультирование, профессиональное консультирование и профессиональный отбор (19).

Варианты методики

Впервые опросник Р.Кеттелла был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). В 1956-57 г.г. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-62 г.г. – третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к опроснику. В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению, Р.Кеттелла, «можно работать в полной мере». Автор утверждает, что за два десятилетия – с 1949 по 1970 год произошел значительный рост надежности и значимости теста.

К 1970 году тест имеет 6 перечисленных ниже параллельных форм. Каждая из основных форм определяет одни и те же 16 личностных характеристик (табл.3).

Таблица 3

Форма Количество вопросов Применение Среднее время, мин. Год издания
А В   Высшее образование, совершеннолетние  
С D   Нормальное образование, начиная со среднего, совершеннолетние 30-40   1956-
E F Группы с невысоким уровнем образования, совершеннолетние 30-40  

Как пишет Р. Кеттелл, для исследователя при более точной индивидуальной работе предлагаются формы A и B. Формы C и D используются чаще в тех случаях, когда время тестирования ограничено и существует необходимость группового тестирования (12).

Различные варианты опросника для взрослых содержат дополнительные шкалы, отражающие возможные искажения результатов тестирования: шкала MD (формы А, В, С и D) и шкала FB (формы А и В). Шкала MD характеризует стремление обследуемого выглядеть в более благоприятном свете, шкала FB - стремление обследуемого выглядеть хуже, чем он есть на самом деле (19).

Философия 16-факторного опросника была использована Р. Кеттеллом при создании Личностного опросника для детей в возрасте от 8 до 12 лет (CPQ) и Личностного опросника для подростков в возрасте от 12 до 16 лет (HSPQ). В сравнении с 16PF, опросники для детей и подростков содержат меньшее количество личностных факторов, а также включают факторы, которые у взрослых теряют свою выраженность ("D" – "взволнованность-равнодушие" и "J" – "сдержанность-общительность").

В таблице 4 указано наличие тех или иных шкал в различных вариантах опросника, переведенных на русский язык (табл.4).

Таблица 4

16 PF (16 лет и старше) HSQ (12 – 16 лет) CPQ (8 – 12лет)
Формы A и B Формы C и D
A A A A
B B B B
C C C C
E E D D
F F E E
G G F F
H H G G
I I H H
L L I I
M M J
N N
O O O O
Q1 Q1
Q2 Q2 Q2
Q3 Q3 Q3 Q3
Q4 Q4 Q4 Q4
MD MD
FB

Факторы с одинаковым названием, соответствующие шкалам, входящим в разные варианты опросника, имеют одинаковое содержание. Однако у детей и подростков они приобретают определенную специфику, которая учтена в представленном ниже подробном интерпретаторе (см. стр. 16).

Наши рекомендации