Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика –это наука о целенаправленной процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Педагогика, является самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, не может существовать обособленно от других наук. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика прежде всего тесно связана с науками , изучающими человека.
Объект, предмет и функции педагогики.
Объект педагогики –это явления действительности, которые обусловливают разите человека, иначе говоря это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др). Педагогика –это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс , целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях)
Педагогика в первую очередь изучает три главные сстовляющие образ-го процесса:
1) Цели обучения(для чего учить?)
2) Содержание обучения(чему учить?)
3) Формы и методы обучения (как учить?)\
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и тд
К таким задачам можно отнести :
-выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами.
-изучение и распростронения педагогического опыта
-прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем
-разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания
-внедрение результатов педагогических исследований в практику образования
-участие в международных педагогических проектах, обмене информации, изучение зарубежного опыта педагогической работы.
-разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участника действительности. Которая она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику.
Педагогическая действительность не может ограничится лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на три уровня:
-описательном(изучение передового, инофационного педагогического опыта)
-дидактическом(выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся)
-прогностическом(экспериментальное исследование педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция так же реалезуется на трех уровнях:
*проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий)
*преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику)
*Рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания)
Понятие о целеполагании. Аспекты целеполагании: познавательный ( обучающий),развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект явл-ся основным определяющим ее аспекты. Он складывается из следующих требований:
1) Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания.
2) Выполнять требования к овладению знаниями: четкость,осознанность, систематичность, оперативность, и прочность знаний.
3) Формировать навыки- точность , безошибочно выполняемые действия, многократное повторение.
4) Формировать умения- сочетание навыков и знания которое обеспечивает успешное выполнение деятельности.
5) Формировать ключевые непредметные компетенции, а именно: ЗУН и опыта.
Функции методов обучения
1) образовательная, связанная с приращением знаний и умений
2) развивающая, связанная с последовательным изменением качества знаний ученика, с постоянным усложнением и развитием его умений, операций и способов деятельности, с обогащением его познавательных процессов
3) воспитательная, связанная с побуждением учащихся к оценке и выражению собственного отношения к изученным явлениям и событиям, с формированием характера и поведения учащегося, с формированием значимых качеств личности.
Классификация методов обучения
1) приобретение знаний
2) формирование умений и навыков
3) применение знаний
4) проверка ЗУН
5) закрепление.
Средства обучения .
Средства обучения-это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимся для усвоения новых знаний.
Объекты , выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных особенностей, их эффективности в учебном процессе.
10 по составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно лабораторное оборудование, помещения, мебель , оборудования учебного кабинета и тд
Идеальные средства- это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.
Эти интеллектуальные средства обучения играют ведущую роль в умственном развитии учащихся. Они могут быть даны учителем в готовом виде в процессе объяснения темы урока, но могут быть и сконструированы учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем на уроке.
Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения а качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоение существенно новых знаний; идеальные средства- с пониманием материала ,логикой рассуждения ,запоминанием ,культурной речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет чётких границ : часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.
Эффективность использоания средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.
Современные средства обучения часто предолагают использование новых методов обучения. Обучение на базе персональных компьютеров- это новый вид учебного процесса, в котором используется различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.
2)По субъектам деятельности средства обучения можно разделить на средства преподвания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперемента отностися к средствам преподавания, а оборудование лобараторного практикума – к средствам учения. Средствами преподавания пользуются в основном учителя для объяснения
Таким образом знания
Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика –это наука о целенаправленной процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Педагогика, является самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, не может существовать обособленно от других наук. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика прежде всего тесно связана с науками , изучающими человека.