Педагогические принципы воспитания сотрудников
Специфика принципов воспитания сотрудников. Педагогические принципы воспитания - специальная система основных, исходных требований к построению ее системы, реализация которых обеспечивает достижение нужных воспитательных результатов. Принципы воспитания основаны на понимании закономерностей воспитания и представляют собой главные рекомендательные положения по построению и обеспечению эффективной системы воспитания. Они - обобщенный вывод-урок из опыта воспитания и результатов научных исследований.
В педагогической системе работы с кадрами правоохранительных органов воспитание осуществляется, наряду и во взаимосвязи с обучением, образованием и развитием их. Закономерности воспитания вплетены в общий процесс формирования и личностного роста сотрудника. Правовая сфера обладает особенностями причинно-следственных связей воспитания, которые находят отражение а специфике ее принципов.
По своей природе закономерности воспитания не только психологические закономерности (внутренние причинно-следственна зависимости), но и педагогические - зависимости между действиями субъектов воспитания и их воспитательными результатами и социально-педагогические - причинно-следственные зависимости между средой, окружением, условиями, в которых действует иживет персонал, и вызванными ими изменениями свойства воспитанности сотрудников. Последние особенно важны при организации работы в правоохранительном органе, в процессе профессиональной деятельности, ибо действуют непрерывно, многогранно нередко противоречиво, принадлежа к разным слоям среды - от непосредственно окружения до макроусловий общества. Воспитание, как целенаправленная деятельность, призвано охватить и максимально оптимизировать проявлении всех закономерностей для достижения воспитательной цели. Особое внимание следует уделять социально- педагогическим, ибо они имеют повышенное значение в системе воспитания а практическом органе, преимущественно строящейся как воспитание в процессе деятельности, в реальном столкновении с кипучей жизнью, а не в тиши учебных кабинетов. К тому же они обычно плохо учитываются в практической работе с персоналом.
По месту в педагогической системе воспитания персонала правоохранительных органов и качественным особенностям можно выделить три группы закономерностей, отражающихся в педагогических принципах: содержательные, организационные и методические[136]. Уместно подчеркнуть их своеобразие. Ведь практически все варианты описанных в общей педагогике закономерностей и принципов воспитания относятся к учреждениям, занимающимся специально обучением и воспитанием (школы, институты, курсы, различные детские учреждения), причем людей, находящихся преимущественно в возрасте до 22 — 23 лет (студенты, курсанты, слушатели). Даже принципы воспитания личного состава Вооруженных Сил относятся в основном к той же возрастной категории и воспитанию в условиях мирного времени, когда войска занимаются главным образом боевой подготовкой и воспитанием военнослужащих. Основная же масса персонала правоохранительных органов — это люди более старшего возраста и они находятся постоянно в состоянии «войны с преступностью», они все время «на фронте». Очевидно, что и система воспитания тут особая.
Содержательные принципы воспитания. Эта группа принципов отражает закономерности формирования содержания воспитанности сотрудников правоохранительных органов и качественную определенность ее, адекватную специфике правоохранительной деятельности. К ним относятся:
- принцип содержательной преемственности и непрерывности воспитания;
- принцип опережающего характера воспитания и педагогического оптимизма;
- принцип гражданственности;
- принцип гуманистической направленности;
- принцип профессионально-правовой направленности.
Принцип содержательной преемственности и непрерывности воспитания сотрудников правоохранительных органов отражает суть того, что происходит и как должно происходить с воспитанностью их в период службы и работы в правоохранительных органах.
Правило преемственности воспитания, осуществлявшегося в юридических образовательных учреждениях и по прежнему месту службы сотрудника, непосредственно вытекает из сущности, места я времени воспитания персонала.
Правило изучения и принятия во внимания индивидуальных особенностей имеющейся воспитанности. Естественно, что воспитание надо строить на том уровне достижений, которым характерна имеющаяся воспитанность сотрудника.
Правило соответствия задач и содержания воспитания интересам самореализации, самоутверждения сотрудников и совершенствования решения задач, стоящих перед правоохранительным органом. Работая с каждым сотрудником, надо видеть в нем личность, со своим жизненным путем, обстоятельствами личной и семейной жизни, заботами и проблемами, находящимися за пределами правоохранительного органа, интересами и планами на будущее. Каждый стремится утвердиться в жизни, чувствовать себя по праву занимающим достойное место в ней, получившим на работе возможность для раскрытия своих способностей и личностного роста. Это важно понимать тем, кто ведет воспитательную работу, и содействовать утверждению личного самоуважения, развивая у сотрудников умение видеть совпадение личных интересов с интересами служебного коллектива, органа, успехами решения укрепления законности и правопорядка. Хорошо, когда в наличии такого единства сотрудник убеждается на деле, когда он получает личное удовлетворение, когда растет его материальное благополучие и уровень жизни семьи, повышается его устойчивость в жизни и уверенность в будущем. При таком условии совпадают и интересы в повышении воспитанности сотрудника и руководства, а педагогические воздействия резко повышают свою эффективность.
В начале работы в правоохранительном органе мотивы молодого сотрудника нередко лежат вне его (например, «работать, чтобы заработать и приобрести..»), а по мере роста воспитанности увлеченности работой происходит перестройка мотивации и начинают набирать вес и силы, лежащие внутри работы: интерес к процессу работы, к ее результатам, признанию другими этих результатов, к возможностям самореализации и др. Во всем этом сотруднику надо оказать помощь.
Правило личностно-целостного подхода соответствует целостности личности. Нельзя усовершенствовать отдельные качества, не влияя на другие. Нельзя добиться цели, совершенствуя даже 10-15 качеств, но по очереди. Необходимо делать это всесторонне, во взаимосвязях, одновременно. На этом фоне можно временно уделять усиленное внимание совершенствованию отельных особенностей сотрудников.
Правило сочетания различных видов воспитания отвечает требованиям целостного подхода и реализуется в государственно-патриотическом, трудовом, организационном, гуманитарном, демократическом, интернациональном, нравственном, правовом, культурном, экологическом воспитании, воспитании в духе здорового образа жизни и др. Реализовать в полной мере все эти виды в правоохранительном органе невозможно. Однако в комплексе воспитательных мер и воздействий нужно прослеживать их присутствие, по возможности сочетать при принятии различных мер, а исходя из обстановки и реальных потребностей органа, усиливать временами одно из направлений.
Принцип опережающего характера воспитания и педагогического оптимизма. В правоохранительных органах нередко встречается пессимизм в отношении к необходимости воспитанности и воспитания вообще. В обстановке общего снижения уровня нравственности и культуры общества, нажитых нечестным путем огромных богатств, подрыва веры в порядочность власти и ее служения интересам общества и народа, недопустимо низкого уровня жизни работников правоохранительных органов и др. возникают сомнения в возможности достижения положительных результате в воспитании.
Нельзя не согласиться со сложностями современного воспитания, но мириться с положением вещей негоже. Изменения в стране необходимы, но это не значит, что следует пассивно ждать, что кто-то это сделает без нас. Наивно и полагать, что изменения в детстве к лучшему автоматически приведут к надлежащей воспитанности. В вопросах воспитания нельзя стоять на месте: если не двигаться вперед, скатиться назад. Заниматься воспитанием надо при любых обстоятельствах, заниматься все время и настойчиво.
Правило опережающего характера воспитания ориентирует работу с кадрами не на приспособление к тому, что есть, а на то, что должно быть, на побуждение сотрудников к утверждению в своем окружении, в своей работе, в пределах доступного норм жизни и службы, не унижающих человека, а обеспечивающих защиту его прав и свобод, торжество справедливости и наказание зла. Рассказывают, что как-то к известному писателю Л.Н. Толстому пришел еще малоизвестный художник Н. Рерих и показал свою картину. Художник рисовал, словно сидя на корме лодки. Перед ним, лицом к нему сидел могучий крестьянин, гребущий веслами к противоположному берегу реки, на котором стоял, видимо, его дом. Лев Николаевич посмотрел, подумал и сказал: «Я затрудняюсь оценить художественные достоинства картины, но вот в изображении допущена ошибка: нос лодки у Вас направлен на дом, Но ведь каждый, кто плавал на реке, знает, что течение сносит лодку. Чтобы попасть к дому, нос надо держать не на него, а на точку, находящуюся много выше». Это совет полезен и в воспитании. Прицел должен браться выше, стремиться к большему, а жизнь все равно снесет. Если же прицел брать низкий, «реалистичный», то тоже снесет, но результат уже окажется ниже «реалистичного».
Правило педагогического оптимизма обязывает организатора работать с верой в успех, в достижение позитивных изменений к лучшему. Эта вера придает силы, побуждает к поискам, не позволяет отчаиваться при неудачах, накладывает неизгладимый отпечаток на применяемые методы и произносимые слова, оказывает воодушевляющее и внушающее влияние на сотрудников. Такую веру надо передавать и самим сотрудникам.
Принцип гражданственности характеризует фундаментальную зависимость содержания всей воспитательной работы с персоналом от особенностей российского общества, происходящими в нем переменами и необходимостью создания условий для его благополучия и процветания в ближайшей перспективе. Вместе с тем профессионалу-юристу нужно острое ощущение своей причастности ко всему, что происходит в стране, причем причастности к одному из важнейших участков, состояние и совершенствование которого сказывается на жизни всех граждан и на прогрессе общества. Это а воспитание культуры поведения, общения, работы. Принцип реализуется в ряде правил:
- формирования патриотизма, причастности к истории своего государства, народа, его судеб и будущего[137],
- формирования зрелого социального мировоззрения, социальных взглядов и убеждений, позволяющих правильно оценивать состояние страны, процессы, происходящие в ней, понимать потребности ее и населения;
- формирования активной гражданской позиции, - не пассивного созерцания происходящего, а потребности в личном участии в решении общественных проблем;
- формирования понимания гражданской, социальной, общественной значимости своей профессиональной деятельности необходимости ее высокого качества.
Принцип гуманистической направленности соответствует ведущей тенденции развития российского общества, отвечающей и мировым тенденциям. Гуманизм система взглядов, ставящих человека в центр всех интересов, рассматривающих жизнь как высшую социальную ценность, а заботу о человеке как высшее предназначение общества. Важнейшими ценностями его выступают справедливость, права и свободы, честность и порядочность, трудолюбие, забота о ближних и других людях, уважение личного достоинства, недопустимость насилия и др. Они называются еще общечеловеческими ценностями, признаваемыми во всех цивилизованных странах и основными религиями. Гуманизм выступает сегодня как идеология, пришедшая на замену тоталитарным, вождистским и националистическим идеологиям. Приверженность гуманизму, ориентация на его ценности при решении правоохранительных задач остро необходима современному сотруднику правоохранительных органов и должно занимать одно из центральных мест в системе воспитания. Это важно и потому, что традиции административно-командной системы еще не изжиты у нас и особенно в правовой системе.
Принцип профессионально-правовой направленности так же имеет специальное значение в системе воспитания сотрудников правоохранительных органов, выступая важнейшей основой специфики их профессионального воспитания. Он реализуется следованием ряду правил:
- правилу формирования профессиональною правосознания;
- правилу проведения морально-психологической подготовки;
- правилу воспитания в духе строгого соблюдения законности при решении профессиональных задач;
- правилу профилактики профессиональной деформации. Пути реализации этих правил будут детально рассмотрены в последующих параграфах.
Организационные принципы воспитания. Эта группа принципов содержит важнейшие рекомендации по созданию педагогической системы воспитательной работы в правоохранительном органе состоит из:
— принципа научности;
— принципа воспитывающей деятельности;
— принципа воспитывающего управления;
— принципа воспитывающего коллектива, воспитания в коллективе и череп коллектив;
— принципа воспитывающей внешней среды;
- принципа единства воспитания и самовоспитания.
Принцип научности ориентирует на применение научных разработок и рекомендаций педагогической науки при построении системы воспитания и его осуществлении. Решение вопросов воспитания на глазок, исходя только из личного опыта, субъективных предпочтений равносильно знахарству в медицине.
Принцип воспитывающей деятельности констатирует факт устойчивых зависимостей между всеми элементами деятельности и соответствующими воспитательно-развивающими влияниями их на работающего.
Правило обязательного стремления к достижению в деятельности и действиях профессионально корректных целей указывает на важность внутреннего принятия и действительной устремленности сотрудника на достижение профессионально полноценного результата. Необходимо еще до начала действий уточнять, чего хочет добиться сотрудник, с какой детальностью он понимает, что конкретно он должен достигнуть, какой результат его удовлетворит. Необходимо вносить при таких беседах коррективы, в точной форме: обрисовывать требуемый результат, пояснить критерии, по которым будет оцениваться полнота достижения цели, доказывать и объяснять социальную, моральную, профессиональную и деловую необходимость полноценного результата. Большой материал для воспитательной работы дает тщательный разбор и объективная оценка достигнутого результата, строгое использование мер поощрения только при достижении полноценного результата.
Правило использования только профессионально корректных правомерных способов решения задач деятельности. Способы - сильный воспитательный фактор. Верно говорят, что личность определяется не столько тем, что она делает, сколько тем, как она это делает. Нарушения законности чаще всего связаны с использованием незаконных средств. Здесь большое поле для бесед, разъяснений, оказания помощи, демонстрации положительно примера, использовании требований и запретов, одобрений и осуждений, постановки в пример, поощрений и наказаний. Положительно сказывается доверие в самостоятельном выборе средств предоставление права их выбора с возложением, естественно ответственности, поощрение творчества, находчивости и, вместе тем, требование неукоснительного, беспрекословного соблюдения правовых норм, предусмотренных для выполнения данного действия.
Правило воспитания на совместной работе. Решение практически всех правоохранительных задач, так или иначе, связано с взаимодействием, умением не ограничиваться формальным выполнением своих функций или достижением личных, благополучных показателей работы (работы своей службы), зачастую мало приносящих пользы общему делу. Стремление решать задачу коллегиально, не деля на «свое» и «чужое», стремись к общему успеху, инициативно помогать другим и т.п. должно неукоснительно воспитываться в каждом сотруднике, в коллективе каждого подразделения. Наблюдения руководителя за ходом действий содержат богатые возможности для воспитания всех участвующих в них.
Правило воспитания па основе достигнутых результатов работы. Уровень достижений, соблюдение сроков, цена успеха и допущенных ошибок, глубокий и справедливый анализ причин (особенно связанных с воспитанностью или ее недостатками), поучительный разбор содержат очевидные возможности для воспитания. Значительно влияние успехов или неудач. При хронических неудачах сотрудник может утратить веру в себя и перестать искать пути самосовершенствования. Нередко полезно дать такому неудачнику дело по силам, с практически гарантированным достижением успеха, чтобы было основание похвалить, поддержать, сказать ободряющее: «Ну вот видите, оказывается, что когда постараетесь, то и у Вас хорошо получается. Действуйте так в дальше: уверен, что у Вас дело пойдет все лучше и лучше».
Принцип воспитывающего управления - обязательный и важный компонент системы воспитания, о котором подробно говорилось в лекции 5.
Принцип воспитывающего коллектива, воспитания в коллективе и через коллектив отражает существование прочных и выраженных зависимостей воспитанности и воспитания сотрудников от непосредственного окружения, существенным компонентов которого выступает группа совместно работающих людей, коллектив правоохранительного органа, службы.
Правило обеспечения высокого уровня социально-ncихологического развития коллектива отражает закономерную зависимость социально-педагогических влияний коллектива на своих членов от его социально-психологических особенностей: господствующего в нем общественного мнения, настроений, климата, взаимоотношений, интересов, ценностных ориентаций, норм группового поведения, традиций и обычаев и др. Нужное влияние может оказать только коллектив с положительными характеристикамиэтих явлений, сплоченный, дружный, увлеченный, хорошо подготовленный профессионально, живущий острым своей ответственности за результаты порученного дела.
Правило обеспечения высокого уровня воспитанности коллектива. В своем педагогическом развитии коллектив проходит четыре этапа: на первом требование предъявляет руководитель, но не находит поддержки в коллективе; на втором — требования поддерживаются частью коллектива; на третьем - требования поддерживаются всем коллективом и он сам предъявляет требования к своим членам; на четвертом - каждый из членов коллектива предъявляет требования к самому себе в соответствии с организационными и групповыми нормами жизни и деятельности своих коллег. Достижение желательных результатов третьего и четвертого этапов — продукт упорной работы по воспитанию коллектива. Необходимыми мерами в этой работы выступают те, которые зарождают и развивают механизмы саморегуляции, самоорганизации и самоуправления. К таким мерам относятся общие собрания, коллективные обсуждения мер по совершенствованию работы, создание различных общественных формирований (группы ветеранов, наставников, общественного контроля, судов чести рядового и начальствующего состава, групп по интересам — спорту, самодеятельности и др.), выполняющих какую-то, пусть небольшую часть общей работы, наведению порядка на каком-то участке; обсуждение в группах, коллективе действий и поступков отдельных сотрудников, проводимых авторитетной общественной группой и др. Требование, критика или одобрение со стороны товарищей могут дать больший эффект, что исходящие от начальника. К сожалению, внимание к таким мерам сейчас ослаблено, а зря, ибо они нужны не для проформы, а для улучшения воспитания и дела. Во всем этом находит одно их своих выражений демократизация жизни служебного коллектива.
Правило мажорного топа жизни коллектива — хороший фон для воспитательных влияний. Скука, уныние в коллективе, атмосфера разносов и угроз, неуверенности в будущем и т.п. гасят все порывы к лучшему.
Принцип воспитывающей внешней среды. Внешняя среда, отношение населения к правоохранительным органам и их сотрудникам, авторитет профессии и формы сотрудника - все это оказывает свое воспитательное влияние. Сейчас оно не всегда способствует повышению воспитанности персонала. Возникающее отчуждение и неприязнь населения отнюдь не способствуют этому. Не все в силах коллектива и руководства правоохранительным органом, но надо самокритично признать, что непосредственная причина в недостатках работы — в них самих.
Правило воспитания культуры общения и поведения с гражданами. Хотя необходимость такого воспитания в общем понимается, но принимаемые меры далеко не всегда приносят желаемый результат. Сотрудники часто знают, как вести себя, но привычки к этому не имеют, до воспитания потребности в культурном общении и поведении дело не доводится, и это следует учесть. Бывает что под культурой общения понимается соблюдение норм профессионального общения, а то, что в общении должны не просто соблюдаться нормы, но выражаться искреннее внимание к людям уважение к ним, человечность, желание помочь, сопереживание сострадание и т.п. - это усваивается тяжело. Причина и в том, что профессиональному общению учат, но слабо воспитывают культуру общения. Всякие отрицательные факты грубости, бескультурья, равнодушия при общении с гражданами должны стать предметом острого реагирования.
Правило влияния на внешнюю среду пропагандой достижений правоохранительных органов и отдельных сотрудников. Сообщения в средствах массовой информации (особенно центральных) переполнены сообщениями о криминальных фактах и критикой ошибок сотрудников (нередко малообоснованных, раздутых) Этому практически ничто не противопоставляется. Заслуживает внимания инициативное развитие контактов со средствами массовой информации, предоставление им позитивной информации о раскрытых преступлениях, задержании преступников, осуждении виновных, о предупрежденных и пресеченных преступлениях. Практически совсем отсутствуют персоналии — показ работы сотрудников, достигающих больших и устойчивых результатов в работе или обеспечивших успех в каком-то важном и громком деле. Без этого персонал правоохранительных органов выглядят безликой серой массой.
Правило регулярных встреч сотрудников правоохранительных органов с населением. Хорошая, часто применявшаяся раньше, но редко применяемая сейчас форма связи с населением, содержащая двусторонний воспитательный потенциал. Сотрудникам очень полезно услышать мнение о себе простых граждан, возможно, испытать стыд или, напротив, почувствовать уважение, услышать, что граждане ждут от них, о чем просят.
Принцип единства воспитания и самовоспитания. Воспитание хорошо, когда оно побуждает сотрудников задуматься о свое воспитанности, престиже, имидже, достоинствах и недостатках. Но нужны и специальные усилия по инициированию самовоспитания, его организации. Они реализуются использованием следующих правил:
- разработки образца-портрета сотрудника, полностью готового к высоко эффективному решению задач (возможно использование «Профессиональной модели личности юриста»). Он представляет собой основу для оценки личной подготовленности каждым и выявления своих слабостей;
- разъяснения значения, возможностей, форм и способов организации, методов самовоспитания, вооружающих сотрудников пониманием возможности и ее реальности. Самовоспитание в их глазах превращается из призыва в четко разработанную процедуру, доступную каждому, становясь заманчивым делом, лично выгодным каждому;
- стимулирование работы по преодолению отрицательных привычек;
- оказание помощи в объективной самооценке для уточнения необходимости и содержания самовоспитания;
- оказание помощи желающим в определении целей, задач,
плана и методов самовоспитания;
- оказание помощи лицам, занимающимся самовоспитанием,
но испытывающим трудности в реализации плана;
- оказание помощи в оценке промежуточных и итоговых результатов самовоспитания,
Будет чрезмерным оптимизмом надеяться на то, что все сотрудники займутся самовоспитанием. Но если в результате усилий организатора самовоспитания даже 10 — 20 % их начнут работу над собой, можно считать усилия оправданными и пренебрегать таким результатом не следует.
Методические принципы. Они характеризуют важнейшие зависимости между методами воспитания, технологиями и педагогическими результатами. Субъектам воспитательной работы необходимо умение правильно подбирать, комплексировать и использовать их для достижения успехов. К важнейшими можно отнести:
- принцип гибкого комплексирования и использования разных методов воспитания, средств и приемов;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип единства и согласованности педагогических воздействий;
- принцип сотрудничества и партнерства;
- принцип активизации рефлексии личности.
Принцип гибкого комплексирования и использования разных методов воспитания, средств и приемов отвечает задачам комплексности содержания и организации воспитания в правоохранительном органе[138].
Под методами воспитания в юридической педагогике понимается совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитуемых в целях достижения определенного педагогического результата. Средства воспитания — все то, с помощью чего осуществляется воздействие (слово, факты, примеры, документы, фотографии, действия и пр.). Приемы воспитания (операции) - частные способы использования средств[139].
К методам воздействия на сознание сотрудников относят/. разъяснение, убеждение, пример. Для воспитательной работы практической организации особенно подходит метод убеждения на опыте. Бывают люди, которые не очень верят словам, но твердо усваивают их после того, как сами наделают ошибок в работе жизни, либо в специально создаваемой воспитателем поучительной ситуации.
К методам воспитания привычек поведения принадлежат следование примеру, участие в совместной работе, упражнение в правильном поступке, помощь в совершении поступков, приучение, требование, принуждение.
Есть и группа методов стимулирования должного поведения; соперничество, состязание (соревнование), поддержка, показ перспектив, авансирование доверия, одобрение, поощрение, осуждение, критика, наказание, В органах внутренних дел, Федеральной службе безопасности и др. уместно регулярное напоминание о верности Присяге, служебному долгу, соблюдении личной чести и чести коллектива, сотрудника правоохранительных органов.
Каждому методу свойственны свои методические приемы. Таковы, например, приемы метода убеждения: аргументация, сравнение, аналогия, опора на опыт и знания, демонстрация примера, убеждение фактом, цифрами, статистическими данными, использование положений нормативных документов, ссылка на авторитет, ссылка на опыт других, обращение к чувству собственного достоинства, совести, порядочности, самолюбию, предложение к самооценке, к опровержению доказательств, рассуждения «от противного» и др.
Успех применения методов зависит от условий и авторитетности применяющего их, а также его целеустремленности и педагогической грамотности. Убеждая кого-то, поощряя, критикуя и т.н., руководитель, старший не всегда поступает как педагог, применяя даже методы, называемые педагогическими. В действительности они становится педагогическими только тогда, когда применяющий их активизирует в своем сознании педагогическую установку и имеющиеся педагогические знания, припоминает и примеривает к данной ситуации рекомендации педагогики, понимает сотрудника, с которым работает, ясно видит свою педагогическую цель и тот педагогический результат, который должен быть достигнут, и с ориентацией на это выбирает стиль, манеру, приемы, гибко применяет метод.
Принцип единства и согласованности педагогических воздействий. Вообще в воспитании, а при воспитании в профессиональной деятельности в особенности, расхождение между словом и делом, между тем, и чем убеждают сотрудника словами, и тем, в чем его убеждает опыт; в том, что говорят ему, например, работник непитательной службы и непосредственный начальник, а тем более противоречия, недопустимы. Они, как правило, сводят на нет любые хорошие намерения. В нарушении этого принципа - частая причина отсутствия должного результата в воспитании сотрудников.
Принцип непрерывности, последовательности и терпеливой настойчивости. Достижение успеха в педагогической работе всегда требует последовательности и систематичности. Но в воспитании он особенно важен. Можно добиться того, чтобы в течение всего рабочего дня вся система воздействий была положительной (которая, как отмечалось, как социально-педагогическая система действует непрерывно), по какое-то событие может зачеркнуть педагогический результат дня (а то и предшествующих дней). Поэтому руководителям, включившимся в воспитание и желающим добиться положительных результатов, следует отслеживать текущие влияния и не допускать срывов в них. Важно и отчетливо понимать, что пет «золотого ключика» в воспитании: применил раз и добился. Педагогический «продукт» вызревает долго и нуждается в кропотливой, каждодневной и упорной работе. Недопустим вывод, который сделал один молодой руководитель: «Я им объяснял, объяснял, убеждал, убеждал, а они опять поступают по-своему. Все! Теперь буду за все наказывать так, что им мало не покажется!» Нужно терпение, выдержка, настойчивость, умение не поддаваться срывам и отчаянию и продолжать воспитательные воздействия упорно, гибко, творчески.
Принцип сотрудничества и партнерства. Суть закономерностей и механизмов, приводимых в действие при реализации этого принципа, аналогична тем, которые описаны в технологии педагогического сотрудничества преподавателя и обучающихся (см. параграф 4.6). Воспитательное влияние руководителя, старшего, воспитателя па сотрудников усиливается и делается благотворным, когда между ними есть взаимопонимание, взаимное уважение, стремление помогать друг другу. Воспитывать успешно может лишь тот, к кому тянутся, а не тот, от которого бегают. Убедительны слова того, кто пользуется авторитетом, кого уважают за ум и справедливость, в доброжелательность и искренность которого верят, кто сам ведет себя так, как призывает вести себя других. Такому человеку хотят подражать, к его советам прислушиваются, так, как он считает правильным.
Стремление руководителя, старшего, воспитателя добиться авторитета, умение установить тесные личные взаимоотношения со всеми и каждым сотрудником умножает силу применяемых им методов и вооружает лучшим методом убеждения и воздействия - методом личного примера: личной добросовестности, личной порядочности, личной человечности и справедливости, примера общения, поведения, отношения к людям, решения вопросов и др. Педагогика воспитания в практических органах, основанная на нем, наиболее действенная педагогика.
Принцип индивидуального подхода - один из важнейших и наиболее адекватных специфике воспитания в процессе деятельности принципов.
Правило такта и доброжелательности рекомендует постоянно искать такую меру воздействий, которая отвечает индивидуальным особенностям человека, способствует именно его личному росту и успехам в работе, его возможностям, не унижает, не отбивает охоту к улучшению дел, не подрывает веру в себя. Любые крайности - захваливание или унижение - не принесут ничего хорошего. Каждый метод, прием хорош, когда он применяется в сочетании с другими и при этом точно подходит к индивидуальным качествам, психическому состоянию сотрудника, испытываемым им трудностям, его ожиданиям и надеждам, не унижает его. Только тогда педагогическое воздействие будет сотрудником понято, внутренне одобрено и принято к реализации.
Правило опоры на положительное. Поиск недостатков в личности и работе сотрудника, их занудливое перечисление в сочетании с упреками и унижающими комментариями — путь, ведущий в воспитательный тупик. Гораздо более продуктивен противоположный путь, который воодушевляет, порождает надежды, крепит веру в возможности. В правоохранительных органах редко трудятся люди, о которых вообще нельзя сказать что-либо хорошее. Не бывает так, что все, что делает сотрудник-неудачник, плохо. Если не успехи, то уж нормально выполненные действия и поступки есть. Их и надо вспомнить, чтобы призвать сотрудника к умножению их числа и качества, обнадежить, высказать ожидание успехов.
Правило обеспечения включенности личности сотрудника и его возможностей в профессиональную деятельность. Только труд, увлекающий человека, интересный, захватывающий его мысли и желания, побуждающий к самоотдаче максимально плодотворно продвигает его по пути личностного роста и одновременно успеха самого труда. Это труд не в тягость, а по потребности, труд, позволяющий почувствовать себя нашедшим свое место в жизни, стать уважаемым другими. Высокоэффективный, творческий и инициативный труд — это не ряд каких-то показателей, а жизнь человека, нашедшего себя в этом труде. В индивидуальной с каждым следует искать и использовать все средства и способы, повышающие интерес к процессу труда и высоким достижениям в нем. Использовать любую возможность, добрым словом, выражением подмеченных изменений к лучшему, чтобы поощрить похвалой, постановкой в пример другим, благодарностью. Любой повод должен быть использован для этого. Нужна и подсказка, совет, как лучше проявить свои способности, утвердиться в себе и в глазах других.
Правило активизации рефлексии личности. Рефлексия в одном из своих проявлений - это направленность сознания не на окружающее, а на самого себя, осознание себя в мире, умение посмотреть на себя со стороны, увидеть глазами других людей. Рефлексия — основа самосознания. Способность к рефлексии отличает человека от животных. Причем чем более развита рефлексия, чем чаще данная личность возвращается к ней, чем правильнее оценивает себя по культурным, цивилизованным нормам, чем требовательнее самооценки, тем более развита личность, тем человечнее человек. Познакомившись с особенностями рефлексии данного сотрудника, можно с уверенность говорить об уровне его сформированности как личности.
Но у рефлексии есть еще одна важная психолого-педагогическая особенность. Если человек считает себя совершенством, самодоволен, то он остановился в личностном росте, у него нет и побуждений к его продолжению. По аналогии с известной мыслью А.С. Макаренко можно сказать: форма жизни достойного человека — движения вперед, форма регрессии и духовной смерти - остановка. Активизация рефлексии вызывает здоровую обеспокоенность своим будущим, а бесстрастность и точность ее задает индивидуальную программу работы над собой.
В индивидуальной работе еще мало используется правило активизации рефлексии, а никакие оценки со стороны не заменят ее. Необходимо специально и регулярно активизировать рефлексию, используя для этого самоотчеты, самоанализы личности по реальным достижениям в профессиональной деятельности, психологические и педагогические тест