Педагогическая культура преподавателя и педагогического коллектива
Сущность и значение педагогической культуры.Состав и качество научно-педагогических работников образовательною учреждения, — тех, кто осуществляет образование, обучение, воспитание и развитие студентов, слушателей и курсантов, - решающий фактор успехов подготовки юристов. Они - украшение, гордость, сила образовательного учреждения. Каждый преподаватель - главный проектировщик, главный инженер, главный технолог, главный мастер и одновременно чернорабочий педагогического процесса, превращающий возможности в действительность. Никакие законы, приказы, инструкции, программы ничего не изменят в образовательном процессе, пока преподаватели, работники образовательных учреждений не проведут их в жизнь, не проявят волн и профессионализма, чтобы сделать это. Ничто не изменится, не усовершенствуется, пока не повысится профессионализм преподавателей и других работников. Поэтому непрерывное, неустанное повышение качества научно-педагогических кадров в каждом образовательном учреждении, на кафедре, цикле, факультете, профессионализма каждого преподавателя выступает обязательным, причем главным рычагом, механизмом эффективности образовательного процесса и его совершенствования.
На этом пути необходимо, прежде всего, преодолеть распространенный барьер упрощенного, даже примитивного представления о преподавательской деятельности и сложностях качественной подготовки высококвалифицированных юристов. В профессиональных образовательных учреждениях порой считают, что для этого достаточно быть опытным практиком. В действительности преподавание, подготовка профессионалов — сложнейший и специфичный вид деятельности. Успех в ней достижим лишь при особом профессионализме — педагогическом.
Выше отмечалось, что образовательное учреждение, — по существу, педагогическая «производственная» организация, в основе функционирования которой лежат психолого-педагогические технологии. Нельзя быть химиком, не разбираясь в химическом производстве и технологиях. Точно также нельзя быть преподавателем, не будучи педагогом, не разбираясь профессионально в образовательном процессе и его технологиях. Дополнительное сравнение деятельности практика и преподавателя, например, - следователя и преподавателя, обучающего студентов расследованию преступлений, обнаруживает кардинальные различия в их профессионализме. Объект деятельности первого - подозреваемый, обвиняемый, свидетель, второго — студент; цель первого - раскрытие преступления, второго — подготовка молодого специалиста; конечный продукт успешной деятельности первого - раскрытие преступного деяния, определение виновных и степени вины, второго — сформированный качественно молодой юрист-личность; средства, методы, приемы действий первого определены уголовно-процессуальным кодексом и криминалистикой, второго - законами об образовании, педагогикой, психологией; условия и место деятельности первого - место происшествия, служебный кабинет, следственный изолятор, второго - специально оборудованные учебные помещения. То же показывает сравнение и других видов правоохранительной деятельности с преподаванием их. Преподавание - особая деятельность и профессия, профессионализм преподавателя коренным образом отличается от профессионализма практика. Переход с практики на преподавательскую работу - это смена профессии, требующая переквалификации, овладения особым профессионализмом.
Всякая деятельность, а сложная в особенности, может осуществляться с высокой успешностью лишь при условии, когда профессионализм человека не ограничивается только навыками и умениями, но включает много большее - особенности его личности. Личностная опосредованность преподавательской деятельности особенно велика, ибо ее результаты зависят не только от сказанных слов, но и личности преподавателя. К.Д. Ушинский писал: "Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»[119]. Личность формирует личность, педагог повторяет себя в своих учениках, одаренный ученик начинается с одаренного учителя - эти древние истины многократно проверены и подтверждены практикой.
Научные данные и опыт свидетельствуют, что комплексным высшим выражением подлинного профессионализма преподавателей, работников и образовательных учреждений выступает их педагогическая культура - высокая степень развития личных качеств и подготовки преподавателя (и др. категорий работников образовательных учреждений), их соответствия специфике преподавательского, педагогического, по существу, труда, обеспечивающая максимально возможную эффективность его.
Разная степень соответствия личности и подготовки преподавателя специфике его труда выражается в четырех уровнях развития педагогической культуры: 1) допрофессиональном, 2) начальном профессиональном, 3) среднем профессиональном, 4) высшем профессиональном. Только высший уровень обеспечивает достижение полной эффективности вклада в качественную подготовку специалистов. Говорят, что всех преподавателей можно разделить на три группы: тех, которых невозможно слушать, тех, кого можно слушать и тех, кого нельзя не слушать. Последние и обладают таким уровнем профессионализма. Высший уровень педагогической культуры неразрывно связан с духовностью личности (см. 4.3) преподавателя. Если для слушателя-выпускника духовность его личности - сверхзадача, то для преподавателя, который обязан быть способным на максимальную эффективность труда, она — насущная необходимость.
По результатам обследований ряда юридических образовательных учреждений, только 9% преподавателей и других категорий их работников обладают высшим уровнем соответствия требованиям профессии. Это свидетельствует об огромных резервах повышения качества подготовки юристов, связанных с повышением уровня педагогической культуры всех категорий работников образовательных учреждений и выдвигает эту задачу как приоритетную.
Структура и содержание педагогической культуры преподавателя (и др. работников образовательного учреждения, имеющих отношение к педагогическому процессу)[120]. Педагогическая культура преподавателя - системное свойство, включающее в себя пять основных структурных компонентов: профессионально-педагогическую направленность личности, педагогические способности, специальную подготовленность (по преподаваемым учебным дисциплинам), педагогическое мастерство, культуру личного преподавательского труда.
Педагогическая направленность личности преподавателя - система его побуждений, определяющая для него неудержимую притягательность педагогической деятельности и полную включенность всех его сил и способностей в нее. Она выражает его жизненно-профессиональную позицию и структурно включает:
- профессионально-педагогическую концепцию деятельности (внутренне принятые принципиальные идеи образования, построения образовательного процесса и способы осуществления);
- педагогическую целеустремленность (действительно внутренне принятые, одобренные и реализуемые в своей педагогической деятельности цели формирования студента как юриста-личности, стремления к реализации триединой педагогической цели: обучение + воспитание + развитие, представления о критериях успешности результата, удовлетворяющие данного преподавателя, и др.);
- педагогические интересы (к человеку, вопросам его формирования, образовательному процессу, проблемам его оптимизации, научным достижениям и рекомендациям педагогики и психологии и др.);
- мотивы, долговременные и краткосрочные планы, увлечения, потребности, отвечающие сути и разным аспектам преподавательской деятельности.
Педагогическая направленность отвечает требованиям высокой профессиональной культуры, если базируется не на доморощенных представлениях, а на твердом знании Федеральных Законов об образовании, мировых тенденций его развития, потребностей общества, данных педагогической и психологической наук и правильно осмысленного передового опыта преподавания. Принципы государственной политики России в области образования - гуманистичности, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, плюрализма, демократичности и задачи подготовки специалистов, обладающих высокой общей культурой, нравственностью, гражданственностью, интеллектом, любящих Родину, окружающую природу, семью, способных жить и трудиться в условиях современной цивилизации и демократии, уважающих права и свободы человека — непоколебимые опорные позиции современной профессиональной позиции каждого преподавателя, основы «нового педагогического мышления».
Успеха достигает только страстно увлеченный, любящий свое Дело, испытывающий непреодолимую тягу к нему и к работе со студентами человек. Профессия преподавателя слабо связана с карьерой в обычном понимании. Можно проработать тридцать лет на одной должности или мало отличающихся друг от друга. Его карьера - карьера интеллектуальных и моральных достижений, карьера роста внутренней образованности и вкладов в научное знание, торжество ума, духовное развитие общества и человечества. Талантливый педагог - всегда человек высокой духовности. Он стремится к возвышенным духовным целям, сея, как выражаются, доброе, светлое, вечное. Даже понимая, что всего не добиться, он всеми силами пытается внести хоть какой-то личный вклад в приближение лучшего будущего, борьбу с человеческой несправедливостью, аморальностью, глупостью и бездуховностью. Он стремится к торжеству человеческой цивилизованности и пытается передать свое отношение к жизни молодым. Он не меркантилен, а бескорыстен, личные выгоды не приоритетны и со стороны он может выглядеть даже идеалистом, человеком «не от мира сего». Но такая позиция всегда подкупает молодых, ощущающих прикосновение к чистому источнику человеческой духовности, невольно вызывающему уважение, пробуждающему размышления студентов о собственной жизненной позиции, чувство веры в действительное существование высоких человеческих ценностей и импульсы к подражанию. Подлинное преподавание сродни подвижничеству. Это даже не профессия, а жизненное призвание.
Низкий уровень развития культуры педагогической направленности у отдельного преподавателя — глубокий и не компенсируемый ничем источник слабых результатов в преподавании, безразличия к ним и профессиональным тонкостям, формально-чиновничьего подхода к педагогическому долгу. Такой преподаватель не педагог, а функционер в образовательном процессе, не только бесполезный, но вредный для него.
Педагогические способности преподавателя - совокупность индивидуально-психологических особенностей, благоприятствующих быстрому овладению профессией, непрерывному совершенствованию в ней и достижению высоких результатов. Выделяются две группы способностей: социально-педагогические и специально-педагогические. Только соответствие того, на что способен преподаватель, с тем, что требует его деятельность, обеспечивает высокую успешность. Преподавание — деятельность не для посредственностей.
По своему социальному положению преподаватель - социальный деятель, призванный выполнять социальный заказ общества и удовлетворять его потребность в молодых кадрах, способных обеспечить будущее благополучие российского общества и его граждан. Он осуществляет связь поколений, передачу опыта старших молодым, продолжает себя и дело своей жизни в своих учениках. Преподаватель юридического образовательного учреждения — боец линии фронта за создание в России правового государства и борьбы с преступностью. Эти и другие социальные задачи он решает, если по своим личностным качествам он способен трансформировать их в образовательные и решать психолого-педагогическими средствами и методами, воплощать в деятельности и на каждом занятии, в примере своей жизни. Л.Н. Толстой писал: «...Выводы, к которым я пришел о воспитании, они следующие. Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить»[121]. Это относится к сути социально-педагогических способностей, выражающихся в наличии у педагогического работника развитых качеств гражданственности, моральности, гуманистичности, духовности и деловитости.
Качества, входящие в структуру социально-педагогических способностей, нужны, конечно, и представителям других профессий. Однако в педагогическом труде они приобретают особую значимость, т.к. включаются в механизмы воздействий и влияний личности преподавателя на обучающихся, выступают обязательным условием успеха всех его усилий и сами дают дополнительный педагогический эффект. Без них конкретный практик просто не имеет права работать с молодежью, его нельзя допускать к ней. Уже работающим в образовательном учреждении принципиально важно контролировать проявления своей гражданственности, моральности, гуманистичности, духовности, деловитости и неустанно совершенствовать их.
Специально-педагогические способности преподавателя - особые качества, необходимость которых для преподавателя определяется спецификой труда в образовательном учреждении. Основные группы их — дидактические и воспитательные. Первые включают интеллигентность и развитый интеллект, развитое мышление и речевые способности, педагогическую наблюдательность и память, интерес к вопросам обучения и творчеству и др. Вторые - склонность и интерес к работе с людьми, общительность и способность привлекать к себе людей, способность разбираться в людях и открытость, доступность, интерес к вопросам воспитания и способность находить подход к людям, сдержанность и терпеливость и др.
Могут быть и противопоказания к педагогическому труду: грубость, черствость, авторитарность, поверхностность и алогичность мышления, неумение четко и ясно выражать свои мысли в словах и рассуждать вслух, другие личные недостатки, затрудняющие контакт с участниками образовательного процесса.
Специальная подготовленность преподавателя -подготовленность к преподаванию конкретной учебной дисциплины. Компоненты ее: практический опыт работы в правоохранительных органах (для преподавателей специальных юридических дисциплин он обязателен, для остальных - крайне желателен), глубокое знание содержания своей учебной дисциплины, высокая Научная подготовленность, знание новинок практики и науки, исследовательский опыт и активность, наличие конструктивных, научно обоснованных идей по совершенствованию деятельности подготавливаемых специалистов. Преподаватель всегда должен знать много больше, чем он рассказывает студентам. Ему надо и все хорошо помнить, только тогда речь его будет логична, свободна, ярка,образна, а он будет способен вести наблюдение за аудиторией, маневрировать содержанием, наблюдая реакции аудитории, способен пробуждать и удерживать ее интерес.
Педагогическое мастерство -владение преподавателем системой педагогических и психолого-педагогических знаний навыков и умений по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению. Помимо упомянутых знаний оно предполагает владение педагогической техникой (техникой использования речевых и неречевых средств; приемами педагогического наблюдения, анализа, воздействия, установления контакта и др.), мастерством педагогического взаимодействия, педагогическим тактом, методическим мастерством, творческими педагогическими умениями.
Каждый из этих компонентов, в свою очередь, имеет свою структуру. Так, методическое мастерство включает умение искусно применять все методы обучения, воспитания и развития; воплощать педагогические принципы, требования нормативных документов, общие установки и тенденции развития образования в методику конкретного занятия, педагогического действия; умение проводить все формы занятий, выполнять все виды методической работы, осуществлять творческий методический поиск.
Роль педагогического мастерства не только в том, что оно сказывается на студентах, но и в том, что практикуемые преподавателем действия и способы их осуществления сказываются на нем самом, вызывая положительные или отрицательные изменения в его собственной личности. В частности, настойчивое упражнение в реализации рекомендаций педагогики и психологии юридического образования понемногу, но неизбежно повышает уровень его педагогической культуры, развивая педагогическую направленность, педагогические способности и другое, нужное подлинному преподавателю-педагогу.
Культура личного педагогического труда — умения и привычки правильно и полно использовать свободное от занятий время для самосовершенствования и подготовки к очередным темам. Она складывается из: культуры планирования и бережливого отношения к свободному от занятий времени; постоянного слежения за новинками науки, правоохранительной практики, жизни общества; непрерывной работы по накоплению, хранению и систематизированию информационных, учебных и научных материалов; подготовки публикаций; гигиены умственного труда.
Педагог должен учить, непрерывно учась, работая над собой, и это не красное словцо. Стать подлинным наставником молодежи, настоящим педагогом можно лишь упорно трудясь и самосовершенствуясь. Здесь вполне применимы слова Аристотеля, сказанные им по преданию Александру Македонскому: «В науке нет царского пути». Можно утверждать, что успех каждого отдельного занятия, на 80% зависит от этого элемента педагогической культуры и на 20% - от непосредственной подготовки к занятию накануне его проведения.
Культура педагогического коллектива. Педагогический коллектив образовательного учреждения, факультета, кафедры, цикла отдела - особый коллектив не только по характеру труда, но и по атмосфере в нем, настрою, стилю, взаимоотношениям, образу жизни и деятельности. Это общность увлеченных и страстно преданных педагогическому делу людей, где ум, знание, понимание, уважение, доказательность, убежденность, гуманность, демократичность, духовность выступают высшими ценностями, мерками справедливости и, что важнее всего, - условием профессионального успеха. Попытка построить его работу по чисто военному или административно-управленческому образцу, отдающему приоритет послушанию, на основе требований не обсуждать, а выполнять, опускает работу коллектива на формально-чиновничий, ремесленный уровень и приводит к пагубным не только для преподавателей, но и для формирования личности молодых юристов результатам. Культура педагогического коллектива складывается из его: социальной, педагогической и научной культуры.
Социальная культура выражается в том, что педагогический коллектив живет жизнью общества и правовой системы, он чувствует свою причастность к происходящим событиям, включен в них, его волнуют общественные и профессиональные проблемы, и он стремится внести свой, максимально возможный вклад в их решение. В нем сильны чувства социального долга, ответственности, чести. Для коллектива высокой социальной культуры характерны также сплоченность, товарищеские отношения, взаимопомощь, культура общения, отсутствие неделовых конфликтов. Хорошо, когда преподаватели находятся в дружеских отношениях и периодически организуется совместное проведение досуга.
Деловитость - важная черта коллектива высокой культуры. Она проявляется, прежде всего, в четких целях и задачах, отчетливом видении тех результатов, в которые они должны быть воплощены, настойчивости и упорстве в их достижении. Плановость, организованность, согласованность действий, стойкость к неудачам и умножение сил по их преодолению, педагогический оптимизм, стремление к идеалу и здоровая неудовлетворенность достигнутым обязательные проявления деловитости.
Социальная культура требует тесной связи педагогического коллектива с практикой укрепления законности и правопорядка, постоянных контактов с правоохранительными и иными органами, их представителями, выступлений в них с лекциями, оказанием помощи консультациями, участием в разрешении сложных проблем. Исследованием по заявкам практических органов сложных проблем, разработкой практических рекомендаций по разным вопросам и внедрением их в практику, подготовкой методических материалов для практики и др. Эта работа обогащает преподавали дыханием жизни, проблем практики, материалами, необходимыми для осовременивания содержания преподаваемых учебных дисциплин, дает дополнительные импульсы к творчеству. Хорошо когда эта связь осуществляется по долговременным планам научно-практического сотрудничества.
Педагогическая культура педагогического коллектива юридического образовательного учреждения, факультета, кафедры, цикла по своим характеристикам близка к описанной выше педагогической культуре преподавателя. В нем должен жить педагогический дух, интерес ко всем вопросам образования, поглощенность и увлеченность решением его проблем, нацеленность на полное достижение педагогических целей формирования юриста-личности, выполнение педагогического долга. Высокая культура педагогического коллектива — устойчивый дух времени, осуществляемой в стране на рубеже XXI века реформы образования, открытости общественного мнения коллектива для восприятия новых, порой радикальных педагогических идей, сознательный отказ от проявлений педагогическое консерватизма. Ему должна быть присуща педагогическая солидарность как внутри первичного коллектива кафедры и др., так и всего педагогического коллектива образовательного учреждения,
Педагогический коллектив - коллектив единомышленников. Все вопросы преподавания должны быть обсуждены и достигнуто взаимопонимание. Плохо, когда каждый по-своему разъясняет студентам проблемы теории и практики. Страдают студенты, да и что они подумают о кафедре, институте, где преподаватели не могут договориться между собой. Скорее всего, абсолютно одинакового понимания по всем вопросам и не достигнуть, но должен быть найден компромисс, договоренность, как излагать те или иные вопросы студентам и работать с ними.
В коллективе целесообразно проводить регулярные педагогические дискуссии, обмен мнениями и опытом, взаимные посещения занятий, товарищеское обсуждение их итогов.
Научная культура — характерная и весьма важная грань профессионализма педагогического коллектива. Она предполагает постоянную исследовательскую активность преподавателей. Очень продуктивны во всех отношениях коллективные исследования сложных проблем правоохранительной практики, но специфичен неиссякаемый творческий поиск путей совершенствования образовательного процесса, его организации, содержания и методики. Научный подход к преподаванию не сводится к научности содержания преподаваемых дисциплин, но предполагает и научны» подход к организации, к формам обучения, методике, решению проблем образования. Хорошо, когда часть преподавателей готовит диссертации по педагогике юридического образования.
Признаком высокой научной культуры является создание педагогическим коллективом своей научной школы, постоянной углубленной разработки какой-то пусть малой, но значимой теоретически практически проблемы, превращающей его в неформальный, но признанный в системе юридического образования, правоохранительных органов центр - центр консультаций, привлечения и концентрации всех творческих работников, интересующихся определенной проблемой, центр научных публикаций, проведения научных конференций, семинаров, подготовки диссертационных работ. Правильная организация научно-исследовательской работы на кафедре предполагает долговременное закрепление преподавателей за отдельными вопросами, совокупность которых объединяется комплексной темой, узловой и стратегической для кафедры.
В зрелом педагогическом коллективе существует культура творческих дискуссий, которая достигается:
- строгим подчинением содержания каждого высказывания и
выступления интересам дела, поиску истины, достижению целей,
стоящих перед коллективом. Корыстные мотивы («подсидеть»,
«уничтожить» и т.п.) тут нетерпимы;
- стремлением и умением не видеть склоку или корысть в
мотивах оппонента, его возражениях;
- неизменным самообладанием, сдержанностью эмоций, ибо в
противном случае будут господствовать не мысли и разумные до
воды, а обиды и амбиции;
- усмотрением во мнениях и доводах оппонента, прежде все
го, сильных сторон и отказом от усиленного поиска недостатков.
Нельзя считать себя носителем истины в последней инстанции, а
поэтому при возражениях следует пользоваться словами типа «по
моему мнению», «мне кажется», «боюсь, что не могу...», «надо
подумать еще — верно ли…» и пр.;
- умением критиковать сказанное, написанное, а не переходить на личности, на навешивание ярлыков, не приписывать оппоненту недостатки мышления, непрофессионализм и пр.;
- сочетать критические замечания (если они есть) с предложениями по их исправлению (даже 10 верных замечаний не стоят одного дельного предложения).
Научная организация труда в коллективе — еще одна грань научной культуры, детали которой можно уточнить в многочисленных публикациях.
Руководитель педагогического коллектива высокой культуры не просто старший по должности, но и интеллектуальный лидер, признанный профессиональный, научный и педагогический авторитет.
Чем больше в образовательном учреждении коллективов кафедр, циклов и других структурных подразделений, обладающих высокой социальной, педагогической и научной культурой, тем больше и преподавателей, обладающих ею, тем выше результаты в подготовке молодых юристов, тем благоприятнее условия для педагогического роста других, тем выше ее авторитет.
Пути повышения педагогической культуры в юридических
образовательных учреждениях.Понимание того, что работа в педагогическом учреждении специфична, требования ее высоки и связаны с особым профессионализмом, выражающимся в педагогической культуре, должно быть всеобщим. Обеспечение достижения ее высшего уровня - первостепенная задача в работе с кадрами юридических образовательных учреждений - высших средних, начальных, колледжей и лицеев. Оно складывается из:
- решительного исключения фактов перевода практиков в образовательные учреждения по принципу: «не справился на практической работе — иди преподавать». Отбирать надо лучших из лучших с точной диагностикой наличия педагогических способностей и отсутствия противопоказаний. Рассматривать переход не как смену места работы, а как смену профессии с необходимой переквалификацией на педагогических курсах, факультетах очно, заочно или экстерном;
- расширения практики основательной подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, выполнения нормативных требований Министерства общего и профессионального образования РФ[122], обязывающих иметь в высших образовательных учреждениях, осуществляющих дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации), готовящих преподавателей, специальные институты, центры или факультеты педагогической подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей[123];
- реализации права получения студентами, аспирантами юридических институтов, обучаясь параллельно и самостоятельно, дополнительных дипломов «преподаватель» и «преподаватель высшей школы»;
- создания системы работы по повышению уровня педагогической культуры всех (но дифференцированно) педагогических работников в каждом образовательном учреждении. Формы: школы педагогического мастерства (культуры), педагогические семинары, педагогические чтения, научно-педагогические конференции, подготовка педагогических рефератов, открытые и показательные занятия, библиотеки и выставки педагогической литературы, научно поставленные педагогические эксперименты, исследования;
- разработки и издания (централизованно и на местах) педагогических пособий для разных категорий педагогических работников, частных методик преподавания по всем дисциплинам;
- вовлечения в педагогические исследования и творческие методические поиски большинства работников кафедр, учебных и научно-исследовательских отделов, факультетов;
- поощрения подготовки всеми категориями работников образовательных учреждений диссертаций со специализацией по педагогическим наукам;
- систематической аттестации и аккредитации преподавателей.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ, УПРАЖНЕНИЙ И РАЗМЫШЛЕНИЙ
1. Чем, по вашему мнению, определяется большое число желающих получить юридическое образование; какие мотивы доминируют при выборе этого образования молодыми людьми; насколько эти мотивы соответствуют их становлению как юристов, которым принадлежит особая роль в цивилизованном развитии нашего общества?
2. Просмотрите профессиональный портрет личности юриста.
Какие из приведенных в нем качеств и особенностей личности
имеют особое, повышенное значение для той специальности, которую вы избрали себе? Может быть, что-то упущено и Вы можете дополнить потрет другими особенностями, важными для этой специальности?
3. Еще раз обратитесь к профессиональному портрету. Последовательно просматривайте его элементы и постарайтесь применить их к себе: в какой степени они развиты или развиваются? Попытайтесь быть честным с самим собой и оцените степень совпадения по трехбалльной системе: «развиты отлично», «развиты средне», «развиты слабо».
4. Выберите одну из гуманитарных дисциплин и одну из общепрофессиональных или специальных, которые вам нравятся больше всего. Оцените, сравнивая ту и другую, что и в какой степени каждая из них вносит в ваше становление как юриста-личности. Последовательно, сравнивая, оценивайте по критериям: а) повышение общей и профессиональной образованности, б) повышение профессиональнойобученности, в) повышение общей и профессиональной воспитанности, г) повышение общей и профессиональной развитости.
5. Проведите самоанализ и самооценку. Попытайтесь честно
ответить себе: в какой степени ваше отношение к учебе, ваша работа по овладению содержанием учебных дисциплин способствует вашему становлению как юриста-личности? Какие профессиональные качества развиваются в результате такого отношения и работы?
6. Из каких основных компонентов складывается педагогическая культура преподавателя и в какой степени она проявляется у вашего любимого преподавателя?
7. Что, на ваш взгляд, можно было бы улучшить в педагогической системе юридического образовательного учреждения, в котором вы учитесь, чтобы оно помогло вам стать подлинным юристом, отвечающим всем требованиям «Профессиональной модели личности юриста»? Попытайтесь дисциплинировать свои мысли и привести их в систему. Возьмите лист чистой бумаги и наметьте на нем блоки предложений:
а) по набору изучаемых учебных дисциплин и их содержанию;
б) по организационным формам и методам преподавания;
в) по формированию конкретных профессиональных знаний, навыков и умений;
г) по условиям для самостоятельной работы;
д) по оказанию помощи в развитии важных для юриста качеств и способностей.
Продумывая предложения, просматривайте соответствующие части главы. Если предложения получились, как вам кажется, толковыми, постарайтесь высказать их на занятии, в личной беседе с уважаемым вами преподавателем или иными способами.