Сущность и методическая система обучения юристов
Комплексность педагогической сущности образовательного процесса. Сущность обучения — в формировании у обучающихся знаний, навыков и умений. Одна часть их образует профессиональное мастерство, другая — становится компонентом образованности обучаемого — общей и профессиональной. Вместе с тем обучение по своему содержанию, организации, методике, участию в нем преподавателя и обучающихся студентов по необходимости и возможностям должно быть воспитывающими и развивающим. Когда эта комплексность понимается и принимаются целенаправленные и компетентные усилия при построении такого обучения в целом и на каждом занятии преподавателем и студентом, общий эффект достигаемых педагогических результатов резко повышается.
Конечно, в разных формах педагогического процесса, деятельности, действий образовательная-обучающая-воспитываюшая-развивающая комплексность представлена не в равных пропорциях. При целенаправленном обучении приоритет отдается ему. Но это не значит, что об остальном можно забыть. В любом обучений, на любом занятии должны быть использованы все возможности для одновременной реализации и образовательной, воспитывающей и развивающей функций и связанных с ними результатов. Никогда, ни одна из них не должна быть сведена до нуля. Педагогическая грамотность руководителей-организаторов обучений преподавателей, проводящих занятия, в том и выражается, что они понимают и умеют комплексно строить обучение. Для образовательного учреждения, являющегося, по существу, педагогическим, это обязательно и выступает важнейшим условием в подготовке высококвалифицированных юристов и преданных своему делу личностей.
Сущность профессионального обучения юристов. Деятельность по укреплению законности и правопорядка предъявляет высокие требования к той части профессионализма юриста, которая именуется профессиональным мастерством. Профессиональное мастерство, как специфический компонент подготовленности специалиста-личности к профессиональной деятельности, - это высокая степень его профессиональной обученности, позволяющая компетентно решать профессиональные задачи. Формирование профессионального мастерства - одна из важнейших задач образовательного процесса, сущности обучения, как важнейшей составляющей его.
Юрист — это специалист в области юриспруденции, юридической работы и главного в ней - ведения юридических дел, т.е. жизненных случаев, выступающих в качестве обособленных, самостоятельных предметов юридического рассмотрения (преступлений, гражданских споров, конфликтов и других случаев, которые требуют оценки, рассмотрения и решения в соответствии с нормами права). Его мастерство, как специалиста, как человека профессионально искушенного в юридических делах, складывается из: специально-юридической обученности, профессионально-психологической и профессионально-педагогической подготовленности (см. рис. 7).
Рис. 7.Структура профессионального мастерства юриста
Комплексное содержание юридического образования и обучения определяется учебным планом, профессионализированным комплексом учебных дисциплин, их программами, реальным содержанием занятий, ориентированных и на образование и на формирование профессионального мастерства студентов, слушателей, курсантов юридических образовательных учреждений. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности юриспруденция (по программе дипломированного специалиста) устанавливает обязательный минимум содержания образовательной программы, включающей:
- общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины: философию, иностранный язык, логику, культурологию, историю, социологию, политологию, психологию и педагогику профессиональной деятельности, экономическую теорию, физическую культуру, дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом);
- общие математические и естественно-научные дисциплины:
информатика и математика, концепции современного естествознания, дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом);
- общепрофессиональные дисциплины: теория государства и права, история политических и правовых учений, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное (государственное) право России, капиталистическое конституционное (государственное) право зарубежных стран, гражданское право, гражданское процессуальное право, административное право, трудовое право, уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, международное право, экологическое право, земельное право, римское право, международное частное право, финансовое право, дисциплины и курсы по
выбору студентов, устанавливаемые вузом (факультетом);
- специальные дисциплины: муниципальное право, российское предпринимательское право, коммерческое право, семейное право, криминология, уголовно-исполнительное право, правоохранительные органы, прокурорский надзор, дисциплины и курсы по выбор студента, устанавливаемые вузом (факультетом);
- дисциплины специализации;
- дополнительные виды подготовки (военная подготовка, действия населения при чрезвычайных ситуациях);
- факультативные дисциплины;
- практика;
- дипломная работа;
- государственная итоговая квалификационная аттестация.
Профессионально-психологическая и профессионально-педагогическая подготовленности юриста, как компоненты его профессионального мастерства, обусловлены тем, что его работа предполагает развитое умение разбираться в людях и причинах их поступков, искусством общения, работы с людьми, воздействий на них (см. лекции 6 и 8). Мастерство юриста не сводимо к безукоризненному выполнению юридически значимых действий по ведениююридических дел, ибо оно не сводится к лишь процедурно 'ильному совершению юридических действий (осмотру места нисшествия, вызову свидетеля, предъявлению обвинения и пр.), составлению юридических документов, оформлению доказательств, проведению экспертиз и др. Из них невозможно изъять человека, игнорировать зависимость успешности их ведения от понимания и учета его психологии, индивидуальности, активности без учета педагогических аспектов работы с ним. Без этого они похожи на сухое дерево без листьев, лишенное жизни и превратившееся в вещество. Подлинный профессионализм не существует без должной профессионально-педагогической и профессионально-психологической подготовленности, что предполагается и Государственным образовательным стандартом, включающим учебную дисциплину «Педагогика и психология профессиональной деятельности». В практике юридического образования она зачастую распадается на ряд специализированных («Превентивная педагогика», «Пенитенциарная педагогика», «Педагогика управления в правоохранительных органах», «Педагогика профессионального юридического образования», «Основы воспитательной работы с личным составом», «Педагогическая культура и техника труда преподавателя юридического образовательного учреждения», «Общая и юридическая психология», «Оперативная психология», «Судебная психология», «Профессионально-психологическая подготовка к действиям в экстремальных условиях» и др.). Необходимость и возможности формирования компонентов профессионально-педагогической и профессионально-психологической подготовленности сотрудника правоохранительных органов имеются и у других учебных дисциплин.
Все основные компоненты профессионального мастерства представлены в совокупностях знаний, навыков и умений, отличающихся по содержанию, предназначению и другим характеристикам.
Профессиональные знания -это профессионально-важная информация, ставшая достоянием сознания (в том числе - памяти) юриста. Они представлены в терминах, понятиях, категориях и их системах (теориях, научных учениях, содержании Учебных дисциплин, профессиональных концепций, сведений, документов, рекомендаций, инструкций и пр.). Фундаментом всех знаний юриста выступает знание закона. «...В основании обвинения и защиты лежит юридическая оценка события. - писал известный русский юрист П.С. Пороховщиков (П. Сергеич). – Кто не сумел доказать факта или убедить судей, тот, может быть, достоин жалости, но не заслужил осуждения; тот, кто не сумел найти нужный закон, тот не исполнил долга, тот виновен. Незнание закона — преступление»[105].
Опираясь на знания, профессионал разбирается в жизни, правовой сфере, обстановке, планирует решение стоящих перед ним задач, продумывает пути выполнения служебных функций, изучает возникающие проблемы, намечает цели и задачи их решения, готовит решения, выбирает способы действий, контролирует и оценивает свое поведение. Чем глубже и обстоятельнее он понимает все это, тем выше его профессионализм, тем успешнее его деятельность. В ситуациях конфронтации, борьбы с преступником специалист побеждает, если он больше знает, глубже понимает все аспекты и тонкости их.
Знания играют регулирующую роль в поведении человека, влияют на отношения к окружающей действительности и событиям, что также придает им важную роль.
Тенденции изменений в сфере правопорядка, расширение и усложнение задач, стоящих перед работниками правоохранительных органов, повышенные требования к эффективности их деятельности при строгом соблюдении законности и уважения прав граждан повышают роль профессиональных знаний. Изменилась не только роль знаний, но и требования к их многогранности, обстоятельности, содержанию, глубине. Нужны знания фундаментальные, научные, комплексные, актуальные и практически значимые. Поэтому формирование знаний выступает исходной задачей в обучении специалиста и формировании его мастерства.
Юрист человек, профессионально овладевший юридическими знаниями. Профессионально - значит на строго научной основе, всесторонне, глубоко, осознанно, с убежденностью, прочно. Профессионалу нужно овладение фундаментальными и специализированными, прикладными знаниями. Фундаментальные знания - общие, системные, обстоятельные, глубокие знания в области права, его основных закономерностей, механизмов, положений и в смежных областях. Они - основа профессионального образования, обеспечивающие видение широких и дальних горизонтов своей профессиональной деятельности, способность исходить всегда не из узко профессиональных, а государственных интересов, осуществлять всесторонне взвешенный, осмысленный, комплексный подход в решении задач. Специализированные знания имеют прикладное значение. Это знания, относящиеся к правоохранительной деятельности, обеспечивающие осмысленное выполнение профессиональных действий и решение задач. Современные требования, содержащиеся в новых законах обобразовании в России, обязывают гармонично сочетать формирование фундаментальных и специализированных знаний у студентов, не допускать снижения первых ниже уровня, предусмотренного государственными образовательными стандартами, не сводить обучение к профессиональному натаскиванию, но не допускать и противоположной крайности — голой абстрактности обучения, его оторванности от жизни.
Профессиональные навыки. Как бы ни были важны знания, но профессионал - это, прежде всего, человек, умеющий профессионально действовать, получать практические результаты. Психологическими компонентами мастерства, обеспечивающими это выступают профессиональные навыки и умения. Профессиональным навыком называется автоматизированный способ выполнения действия, обеспечивающий эффективность последнего. Свойства навыков: скорость, точность, экономичность (выполнение при минимально возможных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнение без концентрации внимания на технике действий), стереотипность (одинаковость выполнения при повторениях), консервативность (трудность изменения), надежность (противодействие разрушающим факторам - перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность.
Навыки - автоматизированные компоненты деятельности. Они освобождают сознание юриста от «черновой работы», т.е. от припоминания разных сведений, приемов, рекомендаций, того, что и как делать, от контроля над движениями рук и ног, от размышления над соблюдением простейших правил. Они позволяют автоматизированно выполнять, действия, отработанные до навыка, и одновременно концентрировать внимание на чем-то другом, не менее важном: наблюдении за обстановкой, собеседником, их оценке, размышлении о способах преодоления трудностей, путях достижения более высокого результата и пр. Наличие навыков обеспечивает успешные действия в трудной обстановке, когда нет времени для размышлений и надо выдержать ее испытания, экономить силы и сохранять высокую работоспособность.
Физиологическую основу навыков составляют упрочившиеся системы условно-рефлекторных нервных связей (функциональные системы, динамические стереотипы). Последние формируются в результате многократного повторения одних и тех же действий. При этом повторяются и ощущения, восприятия, процессы памяти, внимания, представлений, воображения, мышления, а не только мышечные, физиологические процессы. Постепенно упрощаются, облегчаются, сокращаются переходы от одного элемента действия к другому, процессы программирования, осмысливания, контроля, оценки, регулирования действий, В результате складывается и психологическая структура навыка в виде многократно и хорошо, во всех деталях и вариантах, продуманной «мысленной картины» действия, состоящей из системы образов, представлений и речемыслительных, логических связей. В основе навыка, стало быть, физиологическая и психологическая системности, связанные между собой. То, что мы наблюдаем в виде быстрых, точных, и а то же время непринужденно выполняемых движений и действий опытного специалиста - есть лишь внешнее выражение сложившейся «внутренней схемы навыка», которая выполняет программирующую, оценочную и регулирующую роль по отношению развертывающемуся вовне действию и составляет его внутреннее содержание.
По своим психофизиологическим особенностям навыки бывают сенсорные (обеспечивающие наблюдение, осмотр, проверку документов, выявление особенностей собеседника, рассматривание мелких деталей, их идентификацию и т.п.), умственные (работы с документами, их оформления и заполнения, чтения карты, быстрой оценки обстановки, принятия решений, быстрых расчетов, самоконтроля, соблюдения норм и положений, планирования и др.), двигательные (жестикуляция регулировщика дорожным движением, уверенное выполнение приемов задержания преступника или самозащиты, манипуляция органами управления транспортным средством, обращение с оборудованием следственного чемодана, движение рук при обыске человека, быстрое выхватывание пистолета из кобуры и т. п.) и комплексные (навыки общения, реагирования на опасную ситуацию, стрельбы из пистолета, работы на компьютере и др.). Навыки классифицируются и по другим признакам, Например, по содержательно-функциональным особенностям различаются: навыки работы с документами, навыки работы со средствами связи, криминалистические навыки, навыки постановки вопроса перед специалистами и экспертами, навыки анализа обстановки и результатов действий и пр.
Навыки бывают простые и сложные. Отдельные автоматизированные движения - пример простых навыков. Сложные навыки включают в себя простые в качестве элементов. Так, даже навык стрельбы из пистолета в простейших условиях включает навык правильного держания пистолета, навык прицеливания, навык нажатия на спусковой крючок. Высокое профессиональное мастерство всегда характерно владением преимущественно сложными навыками.
Профессиональное умение —освоенный специалистом комплексный способ успешного выполнения профессиональных действий в нестандартных, необычных, сложных ситуациях. В нем объединены группы знаний и навыков со специальной обученностью юриста использовать их при действиях в таких ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегда осуществляется осознанно[106]. В отличие от навыка в умении отчетливо и активно представлено мышление. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия в стандартных, почти одинаковых, повторяющихся ситуациях, то умение - в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга. Оно обнаруживается в правильном изучении и понимании своеобразия данной ситуации, принятии адекватного решение, видоизменении порядка и способа действий так, чтобы они отвечали реалиям обстановки, использовании уместных в данном случае навыков, тщательном самоконтроле и постоянной оценке правильности хода действий, внесении в него по необходимости корректив - для наилучшего достижения цели. В умении всегда присутствует элемент творчества. Свойства умений: адекватность специфике ситуации, осмысленность, гибкость, отвечающая обстановке, скорость выполнения, надежность, успешность.
Различают простые и сложные умения. Если используемые знания нет нужды преобразовывать и из них прямо вытекает, что и как делать, то, поступая соответствующим образом, юрист проявляет простое умение. Нередко такие умения выступают начальным этапом формирования какого-то навыка и самостоятельного значения для мастерства не имеют. Другое дело — сложные умения, которые включает в себя знания в навыки, но сами в навык не превращаются. К примеру, такие профессиональные действия, как осмотр места происшествия, допрос, задержание вооруженного преступника, личный сыск, разведывательный опрос, патрулирование, раскрытие преступления по горячим следам, освобождение заложников, обучение подчиненного, профилактическая беседа и многие другие, сколько бы раз они не выполнялись одним и тем же сотрудником правоохранительных органов, никогда не будут выполняться бездумно, машинально, автоматически. Каждый раз надо напряженно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность.
Сложные профессиональные умения - венец специальной обученности и профессионального мастерства специалиста. Не случайно на Руси высококвалифицированных специалистов называли умельцами. Формирование профессиональных умений у юристов — важнейшая задача обучения их.
Обучая студентов юридических образовательных учреждений, совершенствуя мастерство практикой, занимаясь самообразованием и самообучением, всегда следует определять точный перечень знаний, навыков и умений, которые должны быть приобретены и усовершенствованы за время учебы, и при изучении каждой учебной дисциплины, в данный период работы над собой и формировать их, учитывая их свойства и особенности.
Профессионально-психологическая и профессионально-педагогическая подготовленность юриста, кроме знаний, навыков и умений имеет и своеобразные компоненты (см. 8.3 и 7.6).
Методическая система обучения.Методическая система образовательного учреждения, факультета, кафедры, цикла, занятия призвана дать точный и надежный ответ на вопрос «как учить?» Она рассчитана на то, чтобы привести в движение возможности обучающихся и обеспечить усвоение ими знаний, навыков и умений
Методы обучения (от греч. «методос» — путь к чему-то) - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на достижение целей обучения с одновременным достижением образовательного, воспитательного и развивающего эффекта. Их система включает:
- словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия
инструктаж;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, показ;
- методы учебных действий: упражнение, лабораторная работа, поисковая работа, контрольная работа, обучающее наблюдение, вербализация (озвучивание мысленного плана действий, самооценки выполненных действий, признаков наблюдаемых объектов и явлений и др.), разбор действий, коррекция действий, заучивание алгоритма действий (инструкции), идеомоторные действия (мысленное проигрывание предстоящих действий), обучение в практической деятельности (во время практик и стажировок);
- методы учебного моделирования реальных действий: словесно-образного моделирования (словесного описания обстановки с мысленным представлением ее обучаемыми), фактического моделирования, имитации (создание условий применением специальных средств и приемов), психологического моделирования (вызова у обучаемых особенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, характерных для реальных условий), моделирование противоборства и игровых ситуаций, метод моделирования нагрузок (физических, моральных, психологических).
Эффект методов достигается применением методических приемов (методы нередко определяют как совокупность методических приемов). Так, при применении словесных методов используются приемы устного изложения, жестикуляции, обоснования, привлечения и удержания внимания, возбуждение интереса, образности, постановки вопросов, ответов на вопросы, обмена мнениями, обсуждения, обобщения и выводов и др.
Для наглядных методов характерны методические приемы показа схем, фотографий, фильмов, прослушивания аудиозаписей, работы на учебной доске, графического изображения понятого и увиденного обучаемыми, акцентирования внимания на деталях наблюдаемого, сравнительного показа, показа в динамике, раздельного показа (по элементам, операциям, приемам), повторного показа и др.
Методы учебных действий предполагают использование методических приемов постановки и разъяснения заданий, объяснений выполнения действий, рассказа обучаемого о порядке предстоящих действий, приостановки действий, исправления ошибок снятия нормативов, самоанализа действий, группового разбора действий, многократного повторения действий, увеличения темпа выполнения действий, варьирования способов выполнения действий, повышения надежности действий и т.п.
Значимы и характерны методические приемы учебного моделирования реальных условий: создания внешней картины обстановки, моделирования умственных трудностей, моделирования волевых трудностей, моделирования эмоциональных трудностей, выбора места, времени и погодных условий, усложнения наблюдения (одевание полупрозрачной повязки на глаза), имитации «выхода из строя» связи, напарника, командира; имитации отдельных факторов, комплексирования сложных условий, наращивания трудных условий, варьирования условиями и многие другие.
В методическую систему входят и методические приемы воспитания и развития студентов в процессе обучения. К основным из них относятся:
- воспитывающие: доказательства, словесного убеждения, внушения, эмоционального воздействия, требования, оценок, одобрения, осуждения, мотивирования, убеждения на примере и личном опыте, побуждения к самооценке и самоанализу, сравнения, коллективной работы, соревновательных отношений, организации оказания товарищеской помощи отстающим, побуждения к взаимной поддержке и выручке; проявления руководителем справедливости, доброжелательности, демократизма, личной примерности в увлеченности занятием; дифференцированного и индивидуального подхода, заданий на самоподготовку с последующей проверкой их, индивидуальной помощи; имитации ситуаций неудачи первой попытки решения задачи, поддержки тех, кто испытывает трудности, авансирование доверия и многие другие;
- развивающие: активизации развиваемых качеств (мышления, внимания, памяти и др.), представления самостоятельности, побуждения к творческому поиску решения учебной задачи, создания повышенных трудностей, постановки перед проблемой, моделирования риска и опасности, побуждения и требования к проявлению определенных качеств (активности, настойчивости, бдительности и др.); обучения приемам самоуправления и саморегулирования (например, при наблюдении, при оценке обстановки, при подготовке и принятии решения); диспуты и обсуждения в группе, всестороннее обоснование своего мнения обучаемыми; совместный поиск правильного вывода, решения, оценки; приучение к определенным условиям факторов и т.п.
Неотъемлемая часть методической системы - средства обучения. К ним относятся: речь, наглядные пособия и предметы, используемые преподавателем, его действия и действия обучаемых, макеты и модели, технические средства обучения и учебные печатные, видео- и аудио материалы, документальные материалы и техника, оружие, учебные модели профессиональной обстановки реальная обстановка, трудности и противодействие «противника».
Методика конкретного вида занятий, решение той или иной педагогической задачи, вида подготовки всегда складывается из отбора и определенной компоновки различных методов, методических приемов, средств и организационных мер.
Успех в подготовке достигается не отдельными методами и приемами, а именно их комплексом, методикой. Педагогические технология — методический комплекс, представляющий собой связанные в цепочку элементы педагогического процесса: педагогическая задача, отвечающее ей содержание, адекватные средства, методы и приемы, ориентированные на определенный педагогический результат, отвечающий задаче (см. рис. 5). Например, формирование определенного вида навыков, развитие какой-то профессиональной способности, установление психолого-педагогического контракта и т.п.) осуществляется системой форм, методов, содержания, средств, обеспечения - педагогические технологии. Они характерны научно-экспериментальной обоснованностью, целенаправленностью, проработанностью деталей и их взаимосвязей, полным учетом психолого-педагогических механизмов и обуславливаний. Это целостности педагогической работы более крупного масштаба и расчета, чем отдельные методы или их совокупности. Они обеспечивают достижение преподавателем и студентом более высоких педагогических результатов. Особую значимость имеет использование современных интенсивных педагогических технологий (см. параграф 4.6).
Методическая система включает в себя и методическую работу, к составным компонентами которой относится методическая подготовка преподавателей и других категорий постоянного состава, методическое обеспечение и творческий поиск путей совершенствования методик. В своих истоках она заключается в методическом осмыслении положений Федеральных законов об образовании, директив, рекомендаций и указаний руководящих органов, положений педагогической науки и ее новых достижений применительно к деятельности своего образовательного учреждения, его структур, должностных лиц и преподавателей. В развернутом виде текущая методическая работа по осуществлению обучения направлена на детальную проработку:
- программ, тематических планов, логических схем;
- частных методик изучения отдельных дисциплин и решения отдельных задач обучения, методических рекомендаций преподавателям по использованию технических средств обучения;
- методических пособий, рекомендаций, заданий студентам дидактических материалов по разделам, темам, лабораторным работам, написанию рефератов и дипломов, самостоятельной работе,
- анализов промежуточных и итоговых результатов обучения, успехов и недостатков в деятельности выпускников, отзывов из практических органов.
Частью правильно поставленной методической работы служит имен опытом и выполнение научно-методических разработок, заключающиеся в:
- творческом изыскании путей совершенствования методик и
педагогических технологий в интересах повышения качества обучения, выполнения исследований, подготовке научных отчетов, рефератов, педагогических диссертаций;
- во взаимных посещениях занятий преподавателей, проведении открытых занятий, обобщении успешного методического опыта работы, выявлении наиболее эффективных способов его, распространении информации о нем;
- обмене методическим опытом между образовательными учреждениями и использование всего положительного у себя;
- использовании зарубежного опыта юридического образования, его творческом обсуждении и адаптации к своим условиям;
- проведении экспериментов по определению эффективности
новых методических разработок, современных интенсивных технологий с учетом специфики своей работы,
- проведении научно-методических конференций, организации постоянно действующего семинара (типа «Трибуна преподавателям»).
Повышение методического мастерства преподавателей и других работников образовательного учреждения, организация и совершенствование всей методической работы осуществляется его ученым советом, методическими советами, учебным отделом, факультетами и кафедрами, предметно-методическими комиссиями, секциями, преподавателями-методистами, учебными кабинетами, психологическими лабораториями, школами педагогического мастерства, самими преподавателями путем активного участия в методической работе и постоянного ознакомления с публикациями по вопросам, относящимся к ней.
Основы педагогических технологий формирования профессиональных знаний, навыков и умений. Всякий профессионал начинается со знаний и характеризуется основательными, глубокими знаниями, обеспечивающими правильное понимание общества, правовой реальности, обстановки, людей, своих решений и действий. Соответствующим образом отбираются темы занятий и строится их методика, которая эффективна, если в первую очередь отвечает принципу природосообразности - в полной мере учитывает психолого-педагогические закономерности формирования знаний, навыков и умений.
Технология формирования профессиональных знаний характерна рядом методических особенностей.
Методика эффективна, если она обеспечивает должную глубину, прочность усвоения знаний студентами, их включенность в уже имеющийся комплекс знаний. По степени усвоения различают:
- «знание-узнавание» (информация, которую обучаемый плохо помнит, но когда ему о ней напоминают он говорит: «Да, это мне говорили»),
- «знание-репродукция» (механически усвоенное знание, которое обучаемый помнит и может воспроизвести);
- «знание-понимание»;
- «знание-убеждение» (не только понимание, но и вера в его
истинность, ценность, стремление поступать только в соответствии с ним);
- «знание-применение» (понимание, где и как его применить);
- «знание-творчество» (самостоятельное обогащение глубины и обстоятельности знания, самостоятельно сделанные новые умозаключения, собственные выводы о месте и способах применения знаний, о которых обучающемуся не говорили, но он догадался сам; свободное использование знаний для самостоятельного решения каких-то новых для обучаемого проблем и пр.).
Первые два вида знаний — явный брак в обучении студентов, последние три — то, что нужно, и методика призвана быть ориентирована на их формирование. Для системы высшего образования необходимо доводить усвоение знаний студентов до уровня творческих и проверять их наличие при контроле и оценке.
Эффективная методика характерна ясностью изложения, доказательностью, убедительностью, эмоциональностью. Древняя педагогическая мудрость гласит: «голова обучаемого - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Надо заинтересовать, увлечь студентов, вызвать у них желание узнать, разобраться, дойти до истины, тогда и знания будут усвоены качественно.
Студенты ценят ясность и образность языка, понятность изложения, точное и глубокое объяснение преподавателем основополагающих профессиональных понятий и категорий. Вообще, а при усвоении юридических дисциплин в особенности, важно усвоение понятий. Если последние не будут пониматься студентами, то и сложные объяснения преподавателя с их употреблением не будут усвоены. Важно помутить и то, что учебный материал усваивается не только потому, что обучающиеся интересуются им, но он интересен и потому, что понятен. Непонятное не может долго привлекать интерес.
Всё, что можно, надо показывать в натуре или с помощью средств наглядности.
Специфическое требование к методике - неразрывная и постоянная связь знаний с практикой. Любые теоретические рассуждения обязаны завершаться ответами на вопросы: «А что это значит для практики? Что из этого следует для неё? Как на основе выполненных рассуждений улучшить практику?». Плоха крайность: «Говорить только о том, что и как делать, остальное — ненужное «мудрствование». Так возникает натаскивание на действие воспитывающее бездумную исполнительность.
Связь с практикой выражается в сочетании методов объяснения и упражнения и на одном занятии и в 2-3 следующих друг за другом. Неверно думать, что сначала можно сформировать полноценные знания, а потом учить их применять. Применение знаний это одновременно проверка правильности их усвоения, их уточнение, совершенствование, углубление, закрепление. Только то знание прочно и не нуждается в зубрёжке, которое применялось. Повторение — не мать, а мачеха учения, мать профессионального обучения — применение.
Усвоить знание — значить усвоить и отношения, взаимосвязь знаний, создать умственный комплекс знаний, в котором обучаемый разобрался. «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями, - писал К.Д. Ушинский. - Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пустое[107]. Путь к этому - структуризация учебного материала, которая начинается ещё при подготовке занятия. В ходе занятия это достигается:
- объявлением основных вопросов темы, которые будут изучаться;
- чётким выделением переходов от одного вопроса к другому
в ходе изложения («первый вопрос», «переходим ко второму вопросу...»);
- алгоритмизацией ( где это возможно) отдельных объяснений и рекомендаций («есть три критерия оценки: первый.., второй...», «совершенствование решений задачи возможно пятью способами: первый..., второй... и т.д.»);
- завершением всего изложения и отдельных частей вывода
ми, оценками, рекомендациями.
Усвоение знаний - работа не только и столько памяти, но и мышления. Нельзя усвоить не думая, не делая это напряжённо, с появлением определённых качеств ума. Надо соединять формирование знаний у обучаемых с активизацией и развитием у них профессионального мышления. Методически это достигается:
- ориентацией преподавателя на всемерную активизацию и
развитие профессионального мышления обучающихся, соответствующим ей изложением, постановкой вопросов и задач студентам;
- рассуждающим, объясняющим, доказывающим, аргументирующим, проблемным стилем изложения с ориентацией на опыт
интересы, запросы, предвидение предстоящих трудностей, которые будут испытывать студенты по окончании обучения, а не информативным стилем (преподнесением готовых сведений и выводов, которые обучаемые должны запомнить);
- поиском в ходе изложения ответов на сложные и актуальные проблемы жизни и деятельности юристов;
- глубиной, новизной, нестандартностью, самостоятельностью;
- творческим, поисковым характером объяснений, их логичностью, реалистичностью;
- изложением материала живым, разговорным языком, а не
чтением («конспект должен быть в голове, а не борода в конспекте»), с воодушевлением, подъемом, выраженным интересом и увлечённостью;
- обучением приемам и способам профессиональных анализов, оценок, рассуждений и пр.;
- ознакомлением с научными методами юридических исследований и обучением их применению (