Общедоступные детские сады москвы

Частные детские сады Москвы были расположены в основном в центре города — в наиболее престижных районах Арбата, Пречистенки, Тверских и Городского участков, Якиманки. Естественно, они не в силах были решить все острее встававшую проблему: обеспечить воспитание и образование детей беднейших слоев населения. Для большинства горожан были недоступны платные дошкольные учреждения, и Универсальный городской детский сад был единственным исключением для миллионного города. Первой попыткой муниципальной борьбы с тяжелыми условиями жизни городской бедноты было создание в 1895 году московских городских попечительств о бедных. До этого в Москве существовал Комитет по разбору и призрению просящих милостыню — архаическое бюрократическое учреждение, основанное в 1838 году.

Московские попечительства о бедных в первые же годы своего существования привлекли к работе общественные силы и довольно значительный приток частных пожертвований. При 40 участках Москвы были организованы 24 попечительства. Их деятельность заключалась в самых разнообразных формах помощи бедным: выдаче пособий, одежды, ясли и т.д. В круг внимания попечительств были включены дети дошкольного возраста, пожалуй, больше других страдавшие от непомерной нужды родителей.

Сознавая, что приюты и богадельни, пособия и ясли не могут оказывать серьезную поддержку нуждающемуся населению, многие попечительства обратили внимание на ужасные жилищные условия городской бедноты. Первой попыткой бороться с этим явлением, произведенной Лефортовским и Пятницким попечительствами, была выдача пособий бедным на оплату их «коек» и «углов». Затем попечительствами были устроены собственные дома для бедных, которые были бесплатными, дешевыми и более гигиеничными, чем те «ужасающие, сырые, мрачные логовища, в которых ютились городские низы». В 1901 году в Москве было 10 таких домов.

В начале XX века были созданы одни из первых в Москве бесплатные ясли и детские сады, находившиеся в ведении благотворительного отдела Городского управления. Эти учреждения не только обеспечивали присмотр за детьми дошкольного возраста, но и организовывали занятия с ними.

Первый детский сад такого типа был открыт в 1903 году при доме бесплатных квартир братьев Бахрушиных на Болотной площади, в 1906 году — еще один в новом доме тех же владельцев на Софийской набережной, а в 1909 году были открыты городской детский сад и ясли при доме дешевых квартир Солодовникова на 2-й Мещанской. В отличие от частных, эти детские сады были длительными и работали с 9 до 16, а иногда до 18 часов, то есть обеспечивали присмотр за детьми в течение всего рабочего дня их родителей. Во время обеденного перерыва дети уходили домой на обед.

Детские сады обслуживали от 50 до 170 детей. С ними занимались специальные платные руководительницы. На одну руководительницу приходилось 40—50 детей в возрасте от 4 (в яслях от 6 месяцев) до 8 лет.

Развитие начальной школы в Москве привело к тому, что стала ощущаться потребность в предварительной подготовке детей к обучению, особенно детей рабочих окраин. Прогрессивные педагоги, общественные деятели Москвы стали поднимать вопрос о необходимости создания в городе сети народных детских садов. Именно в ее отсутствии видели они причину значительного процента трудновоспитуемых и неуспевающих детей в начальной школе.

В этот период начали организовываться дошкольные учреждения при крупнейших промышленных предприятиях и больших учреждениях (при фабрике товарищества Прохоровской Трехгорной мануфактуры, при Музее прикладных знаний и др.). Эти бесплатные дошкольные учреждения содержались на средства Московской городской управы, а также за счет владельцев предприятий, частных средств и пожертвований.

Меры, предпринимаемые Московским городским управлением и городскими попечительствами по улучшению положения детей беднейшего населения, не могли решить проблемы организации призрения и воспитания всех маленьких детей города. Оценивая работу городских попечительств, современники отмечали: «Не нужно доказывать, что вся работа их — капля в море городской нужды».

Часть заботы о детях Москвы взяли на себя общественные организации. С конца ХIХ века в городе начали появляться различные просветительные общества: в 1870 году — Московское общество воспитательниц и учительниц, в 1893 году — Педагогическое общество Московского университета. Московский комитет грамотности также объединил вокруг себя педагогических деятелей.

При Педагогическом обществе Московского университета (открыто в 1898 году) была организована в 1902 году комиссия по организации семейных школ. Члены комиссии разрабатывали вопрос об организации «новых свободных школ», а также дошкольных учреждений. Председателем и руководителем комиссии был К.Н. Вентцель (1857—1947). Осенью 1905 года он выступил с «Декларацией прав ребенка», своеобразным манифестом «освобождения ребенка», положенным в основу «теории свободного воспитания».

К.Н. Вентцель создал «Дом свободного ребенка» — учреждение для детей от 5 до 10 лет, который просуществовал три года (1906—1909).

В работах К.Н. Вентцеля «Этика и педагогика творческой личности» (1912), «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» (1914) можно найти положения, актуальные и сегодня:

«Каждый ребенок предполагает свою особую систему воспитания; сколько существует детей, столько и систем воспитания».

«Надо предлагать ребенку только те знания, которые ему сейчас нужны, которые он сможет использовать в текущей жизни и деятельности в детском саду, а не те, которые понадобятся в будущем».

«На детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое воспитательное учреждение, которое даст возможность детям изжить детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во всей полноте его жизненных запросов и свойственных задач и стремлений».

Осенью 1903 года супруги Вентцель, объединившись с несколькими другими семействами, сделали попытку организации детских собраний в духе свободного семейного детского сада. Об этой попытке рассказано на страницах журнала «Свободное воспитание» № 2 за 1910—1911 гг. М.М. Станиславской в статье «Семейный детский сад».

Несколько семей договорились пригласить руководительницу и устраивать три раза в неделю поочередно в трех домах «детские собрания» чисто семейного характера. Цель этих собраний — не обучать каким-нибудь работам или играм, а по возможности дать выход естественным детским потребностям в движении, деятельности, знакомстве с природой и общении. Задача взрослых — прийти детям на помощь в этом.

Число детей было ограничено от 5 до 11. Это избавляло их от излишнего утомления, неизбежного при большом скоплении детей. Время, проводимое вместе детьми 3,5—7 лет, ограничивалось двумя-тремя часами.

Все вопросы решались на родительских собраниях. Присутствие родителей в таком детском саду поощрялось. Иногда могли приходить няни, дети-родственники и знакомые.

Чередование занятий и игр жестко не регламентировалось. Дети разговаривали, играли в мяч, «лошадки», «пятнашки», рассматривали картинки. Игры переходили в занятия длительностью не более 30 минут. Если на собрания приносились животные или цветы, то знакомство с ними начиналось сразу, а затем происходили игры с ними.

При рисовании детям предоставлялась полная свобода и не предлагалось никаких предметов, а тем более рисунков для копирования.

Дисциплина собраний была естественная. Со взрослыми дети обращались как со своими товарищами, называя их на «ты» и приглашая принять участие в их занятиях и играх.

Семейный детский сад по замыслу организаторов должен был служить переходом к общественному детскому саду или школе. Его отличие от общественного состояло главным образом в том, что он не ставил ребенка в чрезмерно отличающиеся от семейной обстановки условия, как это было в общественных садах.

Идея «свободного воспитания» в России осуществлялась в виде организации так называемых «творческих детских садов», преследовавших цели «создания из ребенка активной творческой личности». Такой детский сад был открыт в 1913 году в помещении Московского учительского дома.

Это был период творческих исканий, многообразия мнений и точек зрения на педагогические проблемы. Свои идеи педагоги пропагандировали через возникшие в конце XIX — начале XX века педагогические журналы «Воспитание и обучение», «Русский народный учитель», «Образование», «Педагогический сборник», «Русская школа», «Дошкольное воспитание», «Детский сад», а также московские журналы «Вестник воспитания» и «Свободное воспитание», объединившие вокруг себя лучших педагогов того времени. На страницах этих журналов находилось место и для пропаганды идей общественного дошкольного воспитания, как неотъемлемой части новой демократической школы.

Наши рекомендации