Семейное воспитание. Формы работы школы с семьей.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
В педагогической литературе семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями, и каждый этап в ее развитии связан с выполнением следующих функций:
♦ хозяйственно-экономической, предусматривающей ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи;
♦ репродуктивной, связанной с рождением и воспитанием детей, подготовкой их к жизни в обществе;
♦ воспитательной, направленной на создание условий для личностного формирования и развития детей; передачу им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей; создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи;
♦ коммуникативной, организующей внутрисемейное общение;
♦ рекреативной, направленной на организацию досуга и развлекательной деятельности; создание условий для занятия физкультурой и спор* том, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи.
В настоящее время существует несколько классификаций семьи, обусловленных разными критериями:
♦ по количеству детей (бездетные, однодетные, малодетные, многодетные)
♦ по составу (однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные)
♦ структуре (полные, неполные, внебрачные);
♦ характеру взаимоотношений (благополучные, неблагополучные).
Современная семья характеризуется рядом особенностей. Во-первых,
расслоение общества на богатых и бедных существенно влияет на семейное воспитание. Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи. В-третьих, рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. В-четвертых низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают так называемые социальных сирот.
Главное в воспитании маленького человека — достижение душенном единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Задачи семейного воспитания:
♦ воспитание настоящего гражданина;
♦ воспитание хорошего работника;
♦ воспитание хорошего семьянина.
Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы.
Коллективные формы работы:
♦ Педагогические лектории — организуются с целью ознакомления родителей с основами теории обучения и воспитания детей.
♦ Университеты педагогических знаний — отличаются от педагогических лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не только лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими знаниями, с целью обмена опытом семейного воспитания.
♦ Научно-практические конференции — проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаганды лучшего опыта семейного воспитания.
♦ Родительские собрания — традиционная форма коллективной работы с родителями. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, один раз в учебную четверть. На них обсуждаются вопросы повышения успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников. На классных родительских собраниях анализируется состояние успеваемости и поведения учащихся класса, обсуждается опыт совместной работы, заслушивается информация отдельных родителей о воспитании детей в семье.
♦ Родительские комитеты — участвуют в управлении образовательным учреждением и решают довольно большой круг вопросов: устанавливают связь родителей со школой; организуют их педагогическое просвещение, родительские собрания, обмен опытом семейного воспитания; участвуют в улучшении материальной базы школы, организации труда н отдыха школьников.
Индивидуальные формы работы:
L ♦ Педагогические консультации — чаще всего проводятся для родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения В поведении. При проведении педагогических консультаций родители поручают конкретные советы по улучшению семейного воспитания.
| ♦ Посещение семей — имеет своей целью оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий путей, организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания.
I ♦ Педагогические поручения — привлечение родителей к организации учебно - воспитательной работы с детьми. Это несколько забытая форма совместной работы школы и семьи. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, ветераны войн и труда, известные спортсмены ■Производственники. Такие родители могут организовать различные кружки ■ спортивные секции, провести для детей беседы, лекции и экскурсии.