Экологическое воспитание. Пути реализации.
Экологическое воспитание представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы.
Цель экологического воспитания — в развитии экологического знания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; в формировании у них экологической культуры. В процессе экологического воспитания формируется экологическое сознание как важная составная часть мировоззрения школьников.
Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, проходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в це лом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. Использование человеком природы требует от него развитой способности экологической мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания при создании промышленных и сельскохозяйственных объектов, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий некоторых технологических процессов производства. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды,
Экологическое сознание выполняет важные функции. Просветительная функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологическия явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных, делать выводы, обобщения и заключения относительного состояния природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Углубленное познание ими родной природы, деятельная любовь к ней обогащают и укрепляют патриотизм. Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранной деятельности учащихся. Прогностическая функция экологического знания заключается в развитии у детей умения предугадывания возможных последствий тех или иных действий человека в природе, к чему ведет нарушение экологических процессов, какие действия являются экологически нейтральными, какие мероприятия необходимо проводить для пользы природы.
Эффективная реализация функций экологического сознания ведет к формированию у школьников экологической культуры, которая включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно- эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой. Воспитание экологической культуры личности определяется универсальным значением природы для человека и общества и включает в себя знания о компонентах и их взаимосвязях в системе «человек -— общество — природа», а также нравственное и эстетическое отношение к природе.
Содержание воспитательной работы по формированию экологической культуры личности включает усвоение знаний о природных и социальных процессах и явлениях, приобщение к ценностным ориентациям экологического характера, радиоэкологической культуре. Формируется социальная база для реализации идеи устойчивого развития общества. Возможно использование традиций народной педагогики по отношению к природе (связь с малой родиной, ее историей, культурой народа).
Условиями воспитания экологической культуры личности являются:
♦ целенаправленная систематическая работа школы по формированию I у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы;
♦ формирование экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе;
♦ сочетание различных форм, методов и средств экологического воспитания;
♦ повышение экологической культуры педагогов;
♦ практическая деятельность обучающихся по изучению и охране природы;
♦ взаимодействие учреждений образования с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, научными учреждениями и общественными организациями и объединениями, субъектами природоохранной деятельности.
Экологическое воспитание осуществляется, в первую очередь, в результате целенаправленного обучения и воспитания в школе. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания. В процессе обучения экологическое воспитание реализуется на уроках биологии, географии, физики, химии и др. Биология и география рисуют детям картину экологического состояния современного мира растений животных, всей окружающей среды. Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства. В формирование экологического сознания детей вносят свой вкдпл предметы гуманитарного и эстетического цикла. История, обществоведение, основы государства и права показывают недопустимость варварского отношения к природе, ее хищнической эксплуатации.
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Основными показателями экологической воспитанности является понимание школьниками современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.