Мировоззрение. Функции, структура и пути формирования.
Мировоззрение – это специфическая форма сознания человека, его взгляды на окружающий мир и свое место в этом мире. Мировоззрение определяет поведение и поступки человека в обществе. Огромная роль мировоззрения в формировании личности сказывается не только в его духовном и нравственном развитии, но и в том, что оно помогает проявлять стойкость в жизненных обстоятельствах, преодолевать встречающиеся трудности, отстаивать свои интересы, взгляды и убеждения. Функции мировоззрения: - Информационно-отражающая (определенное восприятие явлений и событий окружающего мира, их отражение в сознании человека) - Ориентационно-регулятивная (поведение и деятельность человека определяются его взглядами и убеждениями) - Оценочная (явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из взглядов и убеждений ) -просветительная (мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества) - воспитательная (требует формирования у себя определенных морально-волевых качеств) -организационная (мировоззрение является исходной позицией в практической деятельности людей) - прогностическая (выдвижение идей по созиданию будущего в настоящем).
Структура мировоззрения: объективные компоненты (система знаний) и субъективные компоненты (взгляды, убеждения, идеалы человека).
Знания представляют собой систему научных истин, кот. имеют форму мысли. Знания – основа для выработки научного мировоззрения, цели и результат воспитания.
Взгляды – суждения, субъективный вывод человека, кот. связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определение человеком своих отношений к этим явлениям. Взгляды оказывают сильное влияние на деятельность, поведение и развитие человека.
Убеждения – совокупность глубоко осознанных и эмоционально пережитых идей, кот. определяют прочность жизненной позиции личности, характер ее деятельности и поведение.
Идеал– это осознанное и эмоциональное принятие высшего совершенства в чем-нибудь. Это то, что становится целью деятельности, жизненным устремлением.
Непреклонная воля — важный элемент мировоззрения. Убеждения побуждают человека к практическому действию. Теоретическое мышление как элемент мировоззрения представляет собой развитую человеческую способность осмысления знаний, явлений действительности мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.
22. Задачи и содержание нравственного воспитания. Пути реализации.
Нравственность человека — совокупность его сознания, навыков и привычек поведения. Мораль- сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам - гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам. Отношение к труду- трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда. Отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе - бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей. Отношение к людям - коллективизм, гуманность, куль тура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу. Отношение к себе - честность, правдивость, скромность, принципиальность. Нравственное воспитание- это целенаправленное воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств. Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Все три компонента нравственности определяют задачи нравственного воспитания: 1.Формирование нравственного сознания (нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка) 2. Воспитание и развитие нравственных чувств (гуманизм, стыд, совесть, честь, долг) 3. Выработка умений и привычек (правильного поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям).
Только в деятельности должен отражаться рост нашего сознания. Содержание Нравственного Воспитанияопределяется Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в РБ, общими целями воспитания, моралью общества и отражается в Программе воспитания детей и учащейся молодежи в РБ. Результатом является: знание нравственных норм, наличие в сознании нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность испытывать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами.
Основными путями осуществления нравственного воспитания в школе являются:
♦ использование потенциала учебного процесса (особенно гуманитарных дисциплин);
♦ нравственное просвещение во внеклассной работе с использованием воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов и др.;
♦ формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в совместной деятельности и общении;
♦ воздействие средств массовой информации и печатной периодики;
♦ семейное воспитание.