Сущность дидактики. История, задачи и основные категории дидактики.
Термин «дидактика» происходит от греческих слов «дидактикос» - изучающий и «дидаско» - поучающий. Термин дидактика ввел немецкий педагог В.Ратке. Под дидактикой он понимал научную дисциплину, которая занимается исследованием теоритических и методических основ обучения. Фундаментально научную разработку дидактики впервые осуществил Ян Амос Коменский. В 1632 году он написал на чешском языке труд «Великая дидактика». Под дидактикой он понимал «всеобщее искусство учить всему всех». В настоящее время термин «дидактика» раскрывается как теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики, как считают ученые-педагогики, выступают «обучение как средство образования и воспитания человека», связь преподавания и учения, их взаимосвязь. Частной дидактикой называют методики преподавания учебных дисциплин. Общая дидактика решает следующие задачи: Она определяет цель образования и обучения. Иначе говоря, отвечает на вопрос: для чего учить?; Из цели вытекает содержание образования и обучения. То есть дидактика ищет ответ на вопрос: чему учить?; Возникает еще один вопрос: как учить? Это значит, что дидактика разрабатывает вопрос о формах, методах и организация учебной работы. Проблемы исследуемые дидактикой: разработка организационных форм учебной деятельности; определение педагогических основ содержания образования; разработка методов обучения и условий их эффективного применения; исследование закономерностей и принципов обучения; изучение закономерностей учебно-познавательной деятельности учащихся и путей её активизации в процессе обучения. Дидактические идеи Я.А.Коменского получили дальнейшее развитие в трудах и деятельности И.Г. Песталоцци, Гербарта, К.Д. Ушинского, Занкова, Скаткина и др.
Дидактика имеет свои категории и понятия, которые составляют её каркас как науки. Основные категории дидактики: знание, умения, навыки, преподавание, обучение, просвещение , образование, самообразование , учение, принципы , методы обучения, урок. Образование - это результат обучения, объём знаний, умений и навыков, которыми овладел обучаемый. Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний умений и навыков, и общее развитие личности. Обучение же в свою очередь имеет две стороны: учение и преподавание. Преподавание- деятельность учителя по организации, осуществлению управлению процессом формирования у учащихся определенных знаний, развитию их психики научного мировоззрения. Учение – деятельность ученика по овладению знаниями, умениями и навыками с учетом требований современной жизни и деятельности. Знание – понимание сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения. Умения – это владение способами применения усваиваемых знаний на практике. Навыки – это умения, доведенные до автоматизма. Результаты обучения- то, к чему приводит обучение.
4. Сущность содержания образования. Документы, определяющие СО и их характерные особенности.
В процессе обучения школьников участвуют 3 компонента: учитель, ученик и содержания образования. СО – это система научных знаний и практических умений, которыми необходимо овладеть учащийся , и способствует развитию умственных и творческих способностей. Научные требования к определению СО: 1. СО должно строиться на строго научной основе, способствовать формированию гражданско-патриотической позиции школьников; 2. Содержание по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе; 3. В СО должно находится отражение связь теорией с практикой; 4. СО должно соответствовать возрастным возможностям школьника.
Документы определяющие СО: государственный образовательный стандарт; учебный план учебная программа. Государственный образовательный стандарт – это нормативный документ, в котором определен образовательный минимум ( что должен знать и уметь выпускник на ступени)
Учебный план – основной государственный документ, сертификат учебного заведения, составная часть государственного стандарта в области образования. Он разрабатывается и утверждается Министерством Образования РБ. Учебный план: продолжительность учебного года - длительность семестров (четвертей); полный перечень дисциплин, изучаемых в данном заведении; распределении предметов по годам обучения, кол-во часов по каждому предмету за все обучение; структуру и продолжительность практик. Предметы, включенные в учебный план делятся на государственный компонент ( инвариантный, базовый – обязательный); вариативный компонент ( по выбору, факультативы).
Учебная программа составляет по каждому учебному предмету на основе учебного плана. Учебная программа отражает конкретное содержание материала, его объем и логику изучения, кол-во часов по темам и разделам, перечень необходимым умений и навыков. Структура учебного плана: пояснительная записка: введение (адресовано учителю), в ней дается общая хар-ка учебного курса, раскрываются задачи обучения данного предмета, особенности методов, последовательности изучения, примерный тем.план. Содержание учебного материала – учебный материал, название разделов, тем, основные понятия, законы, перечень учения и навыков. Методически указания - содержат критерии оценки навыков, знаний, умений. Учебные программы бывают типовые, рабочие., авторские.
Назначение, функция учебника. Требования к учебнику.
Требования к учебнику: соответствие целям воспитания учащихся; раскрытие основных фактов, законов, теорией; корректность введения научных понятий, терминологии, раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной науки; отражение эволюции научных идей, роли деятелей науки, вклад отечественных наук; соответствие учебной программе; доступность материала; объем материала – нормы материала; ясность, точность материала; выделение основного теоритического и практического материала; пригодность учебника; направленность на формирование научно-теоритического мышления. Функции: информационная – обеспечивает необходимой и достаточной информацией, формирующей мировоззрения детей; мотивационная – создание стимулов к изучению предмета, формирование позитивного отношения к учебе; трансформационная связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащий усвоению; систематизирующая – систематическое и последовательное изложение материала в логике учебного предмета; закрепления и самоконтроля – повторное изучение материала, проверки самими учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, законов; интегрирующая – помогает ученику приращивать к изложенным в нем знаниям доп.информацию из смежных наук; координирующая – привлечение в процессе работы над материалом учебника разнообразных средств обучения; воспитательно-развивающая – духовно-ценностном влиянии содержания учебника; обучающая – развивает умения и навыки, необходимые для самообразования.