Индивид. различия воспр. детей
На развитие и проявление восприятия мл.школьников оказывают влияние как некоторые общие возрастные факторы,так и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Для общего развития ребенка важнейшее значение имеет его опыт манипулирования с предметами и двигательная активность.Многие особенности восприятия дошкольников свойственны и мл.шк.:эмоциональная обусловленность (ребенок выделяет то,что вызывает эмоц. реакции),неточность восприятия(в оценке времени,объем предметов и др.).На формирование образов восприятия мл.шк. большое влияние оказывает речевое общение со взрослыми.Для развития восприятия мл.шк. большое значение имеет правильная организация учебной деятельности,игровая деятельность,рисование,различные виды конструктивной деятельности.Это позволяет сформировать у ребенка навыки правильно ориентироваться в окр.предметах и целенапрвленно использовать действия восприятия в соответствии с учебными задачами.
Для развития восприятия школьников педагогу важно иметь представление об основных этапах формирования перцептивных действий.Выделяют 3 этапа:
1) Перцептивные проблемы ,связанные со становлением адекватного образа,решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами.
2) Сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия,которые выполняются с помощью собственных движений перцепт.аппаратов.
3) Начинается процесс сворачивания перц. действий ,их сокращения до необходимого и достаточного минимума.
4) Дети приобретают способность быстро и без внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаеиых объктов ,отличать их друг от друга,обнаруживать и использовать связи и отношения,существующие между ними.
6. Дать понятие о памяти как психическом познавательном процессе. Определить виды памяти. Описать условия и приемы успешного запоминания. Описать индивидуальные особенности памяти.
Основные психические познавательные процессы: воображение,внимание, восприятие, память, речь, ощущение, мышление.
Память - психический познавательный процесс заключающийся в запоминании, сохранении, узнавании, воспроизведении и забывании информации.
Виды памяти:
1.По характеру психической активности:
-двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их последовательности)
-эмоциональна (запоминание переживаний в связи с восприятием событий, ситуаций)
-образная (информация запоминается в виде образов)
-словесно-логическая (позволяет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры)
2.По характеру целей деятельности:
-произвольная(целенаправленное запоминание информации)
-непроизвольная(отсутствует специальная цель что-либо запомнить)
3.По степени осмысливания:
-механическая (запоминание информации через многократное повторение)
-смысловая(установление смысловых связей между запоминаемой и имеющейся в психике информацией)
4.По длительности сохранения
-кратковременная (быстрое запоминание информации на короткий срок)
-оперативная (запоминание и сохранение информации, необходимой для обеспечения текущей деятельности. После эта информация забывается)
-долговременная (сохранение информации в психике в течение длительного времени)
Мнемические приемы запоминания:
1. Группировка
2. Выделение опорных пунктов
3. План
4. Классификация
5. Структурирование
6.Аналогия
7.Мнемотехнические приёмы (совокупность известных способов запоминания)
8.Асоциации (установление связей по сходству)
9.Повторение
Условия успешного запоминания:
1.Эффект Зейгарник: Событие, которое не закончено, запоминается в 2 раза
сильнее чем то, что было завершено до конца.
2.Галло-эффект : наиболее яркие неожиданные события запоминаются лучше.
3.Эффект края: люди, события, цифры, первые и последние слова запоминаются лучше чем то, что в середине.
4.Повторение: Эббингауз определил что повторять нужно через 15 мин. -9ч.- 21ч. - на 5-7-17 сутки.
5.Интерес: То чем человек сильно интересуется, запоминается непроизвольно
6.Простые события в жизни запоминаются надолго, срочно, сразу, если на человека производят сильное впечатление.