Стихотворения, шутки, потешки, прибаутки, считалки

В логопедической работе широко используются фольклор­ный материал (потешки, прибаутки, считалки), а также сти­хотворные тексты детских поэтов. Примеры такого литератур­ного материала вы можете найти в Приложении 2.

Формирование навыка правильного звукослогового оформления

При разучивании стихотворения Д. Хармса «Веселый ста­ричок» дети повторяют за логопедом слова старичка. В нача­ле разучивания стихотворения Ю. Тувима «О пане Трулялин-ском» дети сами продолжают строчки стихотворения с опорой на ритмику слова (предварительно логопед читает стихотво­рение полностью).

ВЕСЕЛЫЙ СТАРИЧОК

Хо-хо-хо, Да гуль-гуль! Ги-ги-ги, Да га-га-га, Го-го-го, Да буль-буль!» А увидя стрекозу, Страшно рассердился, Но от смеха на траву Так и повалился: «Гы-гы-гы, Да гу-гу-гу, Го-го-го, Да бах-бах! Ой, ребята, не могу! Ой, ребята, ах, ах, ах!

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха,

Да хе-хе-хе,

Хи, хи, хи,

Да бух-бух!

Бу-бу-бу,

Да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх!»

Раз, увидя паука,

Страшно испугался,

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

(Д. Хармс)

«Хи-хи-хи,

Да ха-ха-ха,

О ПАНЕ ТРУЛЯЛИНСКОМ

Кто не слышал об артисте Тралиславе Трулялинском! А живет он в Припевайске, В переулке Веселинском. С ним и тетка — Трулялётка, И дочурка — Трулялюрка, И сынишка — Трулялишка, И собачка — Трулялячка. Есть у них еще котенок

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

По прозванью Трулялёнок, И вдобавок попугай — Развеселый Труляляй! На заре они встают, Чаю наскоро попьют, И встречает вся компания Звонкой песней утро раннее. Все шоферы-трулялёры, Поччальоны-труляльоны, Футбол мсгы-трулялисты, П родавщи цы-трулялицы, Музыкаты-трулялянты, И студрнты-труляленты, Сам учигель-трулялитель, А ребта-трулялята/ Даже мышки, даже мушки Распевают: «Тру-лялюшки». Трулялинский чуть не пляшет, Дирижерской палкой машет, И, усами шевеля, подпевает: «Тру-ля-ля»!

(Ю. Тувим)

При закреплении навыка правильного звукослогового офор­мления полезно также заучивание считалок со словами, не имеющими смысла, например:

Эне, бене, Рики, таки, Турба, урба, Сентебряки, Дэу, дэу, Краснодэу, бац.

Эне, бене, Рики, таки, Тюль, буль-буль, Калики, шваки, Дэу, дэу, Кишмадэу, бац.

Формирование навыка правильного звукослогового оформления

В работе над самостоятельной речью на второй и третьей ступенях обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи можно использовать следующие виды заданий:

1.Составить предложение на заданную тему, например
о весне.

2. Составить предложение по одному-трем опорным слова
(используются слова, которые нуждаются в закреплении в пла­
не звукослогового оформления).

3. Составить предложение по картинке (сюжетной или пред­
метной).

4. Составить предложение с заданным словосочетанием.

5. Рассказать стихотворение, заученное наизусть.

6. Устно пересказать прочитанный логопедом текст (сказки
или рассказа в соответствии с требованиями «Программы»).

7. Импровизация сказок.

Закрепление навыка правильного звукослогового оформ­ления слов в самостоятельной речи детей на второй ступени обучения осуществляется в ходе развития диалогической речи дошкольников в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе игры), при составлении описательного рассказа по игрушке или картинке. На третьей ступени обучения, с учетом требования «Программы», наряду с уже указанными видами монологиче­ской речи, используются рассказы ребенка на темы из лично­го опыта и творческие рассказы.

Предлагаемые в пособии методические материалы могут быть использованы как структурные компоненты в различных видах логопедических занятий дифференцированно, в зави­симости от речевых возможностей детей, с учетом специфики их речевого нарушения, возрастных и психологических осо­бенностей.




Эне, бене, рее, Квинтер, квантер, жес, Эне, бене, раба, Квинтер, квантер, жаба.

Оборудование и материалы

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

Для организации занятий с детьми с тяжелыми наруше­ниями речи на разных этапах обучения и коррекции наруше­ний звукослоговой структуры слова у дошкольников в соот­ветствии с «Программой» используются различные оборудо­вание и материалы. Их выбор зависит от возрастных, речевых, интеллектуальных особенностей детей, а также от условий, в которых воспитываются и обучаются дети с ТНР: дома, в детском дошкольном учреждении или в учреждении интер­натного типа. В «Программе» даны подробные рекомендации по применению оборудования и материалов на каждой ступе­ни обучения детей. Здесь же мы приведем основные оборудо­вание и материалы, которые желательно иметь в логопеди­ческом кабинете для организации занятий с детьми по кор­рекции нарушений звукослоговой структуры:

Альбом для обследования восприятия и произношения слов разной структуры сложности (Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина).

Аудиокассеты и компакт-диски с записью различных природных шу­мов.

Ковролинограф, фланелеграф.

Музыкальные игрушки (погремушки, бубен, барабан, гармошка, ду­дочка, свистульки, колокольчики и др.).

Музыкальные инструменты К. Орфа (губная гармошка, свирель, брев­на музыкальные, бутылочки музыкальные, трещотки и др.).

Наборы букв.

Наборы картинок (фотографий) с изображением животных, птиц, транспорта, бытовых приборов.

Настольная и напольная ширма «Театрал».

Предметы домашнего обихода: пластмассовые, деревянные, метал­лические ложки, стеклянные банки.

Резиновые, пластмассовые, бумажные, пластиковые игрушки, изо­бражающие животных, птиц, насекомых, транспорт.

Телевизор, кассетный видео- или СО-плеер, компьютерные демон­страции СО или СОКУ, видеофильмы о природе, фрагменты кинофиль­мов и телепередач, мультфильмы, в которых присутствуют звуки живой природы, города, голоса птиц и зверей, звуки бытовой техники и т. д.

В ходе логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова можно использовать любое дру­гое оборудование в соответствии с тематикой занятия, зада­чами, стоящими перед логопедом и возможностями детского образовательного учреждения.

Рекомендуемый литературный материал, используемый при формировании навыка правильного, звукослогового оформле­ния на каждой ступени обучения и включающий в себя малые фольклорные формы (потешки, песенки, заклички и др.), сказки, произведения классической и современной литературы для детей, подробно представлен в «Программе воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи». Кро­ме того, при необходимости можно использовать книги для детей, которые в большом количестве представлены на книж­ном рынке.

Приведем лишь небольшой список источников, которые мы рекомендуем использовать для формирования звукослого­вой структуры слова у детей:

1.Агеева И. Д. 500 загадок-складок для детей. — М.: Сфера, 2005.

2. Детская классика для детей от 2 до 6 лет: Хрестоматия. — М.: Стреко­
за, 2009.

3. Лучшая книга для чтения от 1 года до 3 лет / А. Барто, 3. Александро­
ва и др. — М.: Росмэн-пресс, 2009.

4. Лучшая книга для чтения от 3 до 6 лет / А. Барто, 3. Александрова и
др. — М.: Росмэн-пресс, 2008.

5. Лучшие произведения для детей 3—4 лет / А. Барто, Б. Заходер, К. Чу­
ковский, С. Маршак, С. Михалков и др. — М.: Оникс, 2006.

6. Первая книга малыша: Стихи, сказки, загадки / А. Барто, В. Берестов,
К. Чуковский и др. — М.: Росмэн-пресс, 2009.

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

7. Стихи для чтения дома и в детском саду. — М.: АСТ, 2007.

8. Стихи и загадки / В. Брюсов, Г. Галина, М. Грозовский, М. Дружинина
и др. — М.: Росмэн-пресс, 2008.

9. Хрестоматия детского чтения: Любимые стихи, рассказы, сказки / Сост.
А. Б. Сапрыгина, И. Ф. Скороходова. — М.: Росмэн-пресс, 2007.

10. Хрестоматия детской классики. Детям от 2 до 6 лет: Сборник сказок,
стихов, загадок и считалок. — М.: Махаон, 2008.

11.Хрестоматия по детской литературе / Сост. Е. Е. Зубарева. — М.: Даш­
ков и К, 2006.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Агранович 3. Е. Логопедическая работа по преодолению наруше­ний слоговой структуры слов у детей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Предложена система мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста нарушений слоговой структуры слова.

Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обсле­дование и формирование у детей с недоразвитием речи. — М.: Кни­голюб, 2005.

Комплект, состоящий из учебно-методического пособия, альбома для об­следования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности, картинного материала для проведения логопедической работы.

Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. — М.: Сфера, 2007. .

Представлены игры и упражнения на формирование слоговой структуры слова. Автор предлагает использовать прием мануального подкрепления, облег­чающий детям артикуляционные переключения и предотвращающий пропуски и замены слогов. Пособие дополнено дидактическим материалом, предназна­ченным для логопедической работы с детьми дошкольного возраста на индиви­дуальных и групповых занятиях.

Левина Р. Е. Нарушение слоговой структуры у детей // Р. Е. Ле­вина. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. — М.: АРКТИ, 2005.

В статье автор анализирует картину формирования звукослоговой структуры слова при нормальном и нарушенном речевом развитии, отмечает значение спо­собности анализа и воспроизведения слоговой структуры слова при дифференци­альной диагностике речевых нарушений при расстройствах слуха, алалии и афазии.

Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами / Под ред. Е. А. Логиновой. — СПб: СОЮЗ, 2004.

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Анализируются основные теоретические подходы к изучению и коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников, предлагается методика их преодоления. Также рассматривается методика логопедической работы по формированию у детей лексико-грамматического строя речи.

Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. — М.: Аквариум, 1995.

Представлены скороговорки, считалки, загадки, стихотворения для прове­дения занятий по формированию правильной речи у детей дошкольного возрас­та, которые могут быть использованы, в частности, при коррекции нарушений звукослоговой структуры слова.

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-синтез, 2005.

В пособии содержатся упражнения и иллюстративный материал для работы с детьми дошкольного возраста по формированию правильного звукопроизно-шения.

Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. — М.: Мозаика-синтез, 2006.

В сборнике собраны игры и упражнения, способствующие выработке у детей навыков правильного произношения слов и закреплению знаний детей о зву­ковом и слоговом строении слова.

Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педвузов / Под ред. Л. С. Волковой. — М.: Владос, 2003. — Кн. 3: Системные нарушения речи: алалия, афазия. С. 52.

На основе анализа образцов речи детей-алаликов раскрываются особенности овладения слоговой структурой слова детьми с общим недоразвитием речи, вы­ясняется соотношение между овладением звуковой и слоговой характеристика­ми речи, рассматриваются основные направления логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова. •

Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

Адресована работникам специализированных дошкольных образовательных учреждений: учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музы-

Рекомендуемая литература

кальным руководителям. Она окажет существенную помощь родителям, вос­питывающим детей с недоразвитием речи. Материалы программы могут быть использованы в диагностических целях при отборе детей в логопедические груп­пы дошкольных образовательных учреждений (ПМПК), а также специалистами ДОУ в процессе отслеживания динамики развития детей.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М.: Айрис-пресс, 2005.

Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей дошколь­ного возраста, изложены приемы формирования различных сторон речи (в част­ности, фонетической), отражена специфика коррекционно-развивающего про­цесса, организуемого с детьми с общим недоразвитием речи.

Филичева Т. Б., Туманова Т. Б., Чиркина Г. Б. Воспитание и обу­чение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009.

Представлены этапы и закономерности развития речи ребенка, этиология общего недоразвития речи, клинический состав данной категории детей, прин­ципы и методика логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Птицы стаями летят, Грустно: дождь и листопад. Ветер тучи в небе носит, Потому что это... (осень).



ЗАГАДКИ

О ПРИРОДЕ6

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я — ... (лето).

В чистом небе солнце светит ярко, Можно искупаться, очень жарко. Нравится мне время года это. Угадали? Это... (лето).

Песен полон лес и крика, Брызжет соком земляника, Дети плещутся в реке, Пляшут пчелки на цветке... Как зовется время это? Угадать нетрудно — ... (лето).

Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья, Не коснулась елок, сосен. И зовут ее все... (осень).

Дел у меня немало: Я белым одеялом Всю землю укрываю, Белю поля, дома, Зовут меня... (зима).

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Двор в снегу, белы дома. Ночью к нам пришла... (зима).

Я раскрыла почки В зеленые листочки. Деревья одеваю, Посевы поливаю. И красива, и ясна, А зовут меня... (весна).



6 Наряду с авторскими загадками использованы загадки из: Агеева И. Д. 500 загадок-складок для детей. — М.: Сфера, 2005; Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 2005; Первая книга малыша: Стихи, сказки, загадки / А. Барто, В. Берестов, К. Чу­ковский и др. — М.: Росмэн-пресс, 2009; Стихи и загадки / В. Брюсов, Г. Галина, М. Грозовский, М. Дружинина и др. — М.: Росмэн-пресс, 2008.

В небе тучи растревожит, Дождь пригонит проливной, Лодке парусной поможет, Засвистит в трубе печной... Побывал везде на свете Озорной, веселый... (ветер).





Преодоление нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников

Я березку качну, Я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, Даже шапку утащу. А меня и не видать! Кто я? Можешь угадать? Побывал везде на свете Озорной, веселый... (ветер).

Говорю я брату: Ох, с неба сыплется горох! Вот чудак, — смеется брат, — Твой горох — ведь это... (град).

Не колючий, светло-синий По кустам развешан... (иней).

Среди поля голубого — Яркий блеск огня большого. Не спеша, огонь тот ходит, Землю-матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну конечно, это... (солнце).

Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все... (солнце).

Лейся дождь веселый, Мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать Босиком по... (лужам).

Небо хмурится, темнеет, Ветер все сильнее веет, И внезапно: «Та-ра-рах!»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Раздается в небесах. То вблизи гремит, грохочет, То вдали от нас рокочет. Убежим скорее в дом — Нас пугает этот... (гром).

Вот по небу мчится конь,

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он по небу бежит,

Что внизу земля дрожит!

А загадка скрыта в том,

Что тот конь — ведь это... (гром).

Над домами у дорожки Висит кусок лепешки. Лепешка светится ясна. Друзья, ведь это же... (луна).

Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно, скучно мне одной, А зовут меня... (луной).

На юге она и темна, и черна. На севере белой бывает она. Вечер ей — родная дочь. Что же это? (Ночь.)

Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь — вода в руке. А с неба все падают Эти пушинки. Зовут их и нежно, И снежно... (снежинки).



Преодоление нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников

Мы по узенькой дощечке Побежим купаться в... (речке).

За лугами, над водой Хлынул дождик проливной, А потом повисло В небе коромысло. Ребятишек радует Золотая... (радуга).

Угукало, агакало, Аукало и плакало, И рассыпалось смехом, Я называюсь... (эхом).

О ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ

Из трубы дымок идет, Белым облаком плывет. Рассекает волны килем Большой красивый... (пароход).

По волнам плывет отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое? (Пароход.)

Ходит город-великан На работу в океан. Далеко от земли Ушли в море... (корабли).

Нам уже не снится это, И не сказка вовсе это: В небо к солнцу, как комета, Мчится новая... (ракета).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Распустила алый хвост, Улетела в стаю звезд. Наш народ построил эту Межпланетную... (ракету).

Смело в небо он взмывает, Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет. Что же это? (Самолет.)

Без разгона ввысь взлетаю, Стрекозу напоминаю, Отправляюсь я в полет. Что же это? (Вертолет.)

Чтоб тебя я повез, Мне не нужен овес, Накорми меня бензином, На колеса дай резину. И тогда, глотая пыль, Побежит... (автомобиль).

Пьет бензин, как молоко, Может ехать далеко, Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней! На ногах ее резина, А зовут ее... (машина).

Целый день забота,

Весела работа:

Грузы я перевожу,

Я без дела не сижу.

Я лениться не привык,

Я — обычный... (грузовик).

Спозаранку за окошком Стук и звон, и кутерьма.



Преодоление нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников

По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома. Что ж, дружочек, отгадай, Этот красный дом — ... (трамвай).

Ем я уголь, пью я воду,

Как напьюсь — прибавлю ходу.

Везу обоз на' сто колес

И называюсь... (паровоз).

Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землей. Там уютно и светло — Мы спускаемся в... (метро).

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса. \

Угадайте, есть ответ —

Это мой... (велосипед).

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот раскроет рот.

Он земляных работ

организатор.

Это, дети, ... (экскаватор).

Красный свет — проезда нет. Желтый — будь готов к пути. А зеленый свет — кати! Не допустит он затор, На дороге... (светофор).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

О РАСТЕНИЯХ, ГРИБАХ, ФРУКТАХ, ОВОЩАХ, ЯГОДАХ

Ну и платье! — Сплошь иголки, Его носят вечно... (елки).

За рекой они росли, Их на праздник привезли. На веточках — иголки. Что же это? (Елки.)

Если мы растем на елке, Мы на месте, мы при деле, А на лбу у ребятишек Никому не нужно... (шишек).

Весной роняют слезы Белые... (березы).

Серебристые подвески — След январского мороза — Надевает в перелеске Белоствольная... (береза).

Сучки — рогатые, Плоды — крылатые, А лист — ладошкой, С длинной ножкой. Могуч и силен, А зовусь я... (клен).

Она плачет у реки, Поседела от тоски, Кудри в воду опустила И о чем-то загрустила. Что же это? (Ива.)



Преодоление нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников

Как это скучно — Сто лет без движенья В воду глядеть На свое отраженье. Свесила ветви с обрыва Тихая, грустная... (ива).

Он совсем не хрупкий, А спрятался в скорлупке. Заглянешь в середину — Увидишь сердцевину. Из плодов он тверже всех, Называется... (орех).

Она под осень умирает И вновь весною оживает. Иглой зеленой выйдет к свету, Растет, цветет она все лето. Коровам — главная еда, А зовут ее... (трава).

Злая, как волчица, Жжется, как горчица! Ах, не трогайте меня! Обожгу и без огня! Что это за диво? Это же... (крапива).

На лугу среди букашек Поднялся переполох. Оттеснил семью ромашек Великан... (чертополох).

Золотой и молодой За неделю стал седой, А денечка через два

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший... (одуванчик).

Все знакомы с нами: Яркие, как пламя, Мы однофамильцы С мелкими гвоздями. Полюбуйтесь дикими Алыми... (гвоздиками).

Прячется в колосьях Синий огонек. Это расцветает В поле... (василек).

Вот шершавый стебелек, В середине — уголек, Лепестки блестят, как лак, Распустился красный... (мак).

Люди выбрали для нас Имя женское, красивое. Без труда узнаешь нас Мы зовемся... (лилии).

Желтая, пушистая, Нежная, душистая. Боится мороза, Зовется... (мимоза).

Самый первый, самый тонкий Есть цветок с названьем нежным. Как привет капели звонкой, Называется... (подснежник).





Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

На кустах в саду растет, Запах сладкий, словно мед. Но нередко льются слезы Тех, кто рвет руками... (розы).

На поляне у реки Гордо держат стебельки, Как фарфоровые чашки, Белоснежные... (ромашки).

Ветка в грозди разодета, Фиолетового цвета. В этот праздничный весенний день Расцвела в саду... (сирень).

Растут на опушке Рыжие подружки. А зовут их... (волнушки).

Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту, Зовусь я... (подосиновик).

Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... (сыроежки).

Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом Очень дружные сестрички Золотистые... (лисички).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый... (мухомор).

В лесу под елкой — крошка: Только шапка да ножка. К шапке лист прилип. Что это? (Гриб.)

И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом... (картошка).

Под землей живут семейки, Поливаем их из лейки. И Полину, и Антошку Позовем копать... (картошку).

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь, правда, вкусная... (картошка).

Крупна, кругла,

Сладка на вкус.

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Узнали вы? Я — ... (свекла).





Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка.)

Кругла да гладка, Откусишь — сладка, Засела крепко На грядке... (репка).

Красная девица родилась в темнице, Выкинула косу за окошко ловко. За ботву, как за веревку, Можно вытащить... (морковку).

Любопытный рыжий нос

По макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке

Зеленые пятки.

Вытащим за пятки рыжую плутовку,

И дадим зайчонку вкусную... (морковку).

Словно живая ограда вокруг, Пики зеленые выставил... (лук).

Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а... (лук).

Ох, наплачемся мы с ним, Коль почистить захотим. Но зато от ста недуг Нас излечит горький... (лук).

Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей Нет сочней... (помидора).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят. Прояви ты свой задор: Угадай! Я — ... (помидор).

Смотрит гордо свысока, Гладит круглые бока. В красной мантии сеньор — Сочный, спелый... (помидор).

Сорвала я стручок, Надавила на бочок, Он раскрылся. Ах! Ох! Покатился... (горох).

Дом зеленый тесноват: Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда — Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. Ох-ох-ох-ох! Вот поспел... (горох).

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки.

Сладок он, совсем не плох,

Этот сахарный... (горох).





Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Там и тут, там и тут Что за зонтики растут? Наша внучка морщит лоб. Это, милая, ... (укроп).

Летом в огороде — Свежие, зеленые, А зимою в бочке — Вкусные, соленые. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? (Огурцы.)

А на этой грядке Разыгрались в прятки Зеленые хитрецы — Молодые... (огурцы).

Светло-зеленый блестящий бочок Солнцу подставил крепыш... (кабачок).

Он из тыквенной родни, На боку лежит все дни, Как зеленый чурбачок Под названьем... (кабачок).

Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же жить без хруста, Если я — ... (капуста).

Листья собраны в кочан. В городе и у сельчан Без нее во щах не густо. Как зовут ее? (Капуста.)

Фиолетовый кафтан Заказал себе Иван.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лучше не было кафтана, Чем кафтан у... (баклажана).

Варенье солнечно, как юг. На пирожки с повидлом спрос. В сушеном виде он — урюк, А в натуральном — ... (абрикос).

В шкурке желтой, Кислый он, Называется... (лимон).

Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. Но на вкус кислейший он, А зовут его... (лимон).

С виду он, как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь. В нем полезный витамин, Это спелый... (апельсин).

Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. Расту на ветке высоко, Сочное... (яблоко).

Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Из теплых стран привозят к нам В желтой кожуре... (банан).

Желтокожая она, Ароматна и вкусна. Хорошо под солнцем ныне На бахче живется... (дыне).



Преодоление нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников

Он большой, как мяч футбольный, Если спелый, — все довольны. Как приятен он на вкус. Что это за шар? (Арбуз.)

Что за шишка, посмотри, Очень сладкая внутри. Нет орешков, нет скорлупок, Желтой мякоти полно. Вкус порадует всех нас. Что же это? (Ананас.)

Вкус у ягоды хорош, Но куст в колючках, будто еж. Ты сорви меня поди-ка! — Манит Ваню... (ежевика).

У девчонки-тонконожки Ярко-красные сережки, Под листочек загляни-ка, На стебле висит... (клубника).

Я — капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.

Маша, Даша, Саша, Ника!

Ждет в лесу вас... (земляника).

В лесу на болоте

Траву вы найдете.

А на ней синеет гроздь —

Кисло-сладких ягод горсть.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рада будет Вероника — Созрела для нее... (черника).

ч

Мы набрали две корзины Сладкой, спеленькой... (малины),

О ЖИВОТНЫХ, ПТИЦАХ, НАСЕКОМЫХ

Ходит рыжий, пьет из лужи, Не боится лютой стужи. Хвост лохматый, черный нос. Кто же это? Рыжий... (пес).

У меня отличный слух, Умный взгляд и тонкий нюх. Сразу лезу с кошкой в драку, Потому что я... (собака).

Этот зверь живет лишь дома, С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы, Он, мурлыча, песнь поет, Только мышь его боится. Угадали? Это... (кот).

Вся мохнатенькая, Сама усатенькая. Мягкие лапки, На лапках царапки. Днем спит, а ночью бродит, На охоту с радостью ходит. Кто мурлычет у окошка? Усатенькая... (кошка).





Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Двух мышат загонит в нору И пройдется по забору, А потом ко мне в окошко Прыгнет озорная... (кошка).

На месте стоит, Называется на И. Из упрямства ни на шаг Не продвинется... (ишак).

С подстриженной гривой, Скачет ретиво, Чуть шпорами тронь. Кто же это? (Конь.)

Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться. Хвостик маленький, крючком, Вместо туфелек — копытца. Розовый бочонок, Зовусь я... (поросенок).

Хвост крючком,

Нос пятачком.

Четыре грязных копытца

Залезли прямо в корытце.

Кто я, друзья?

Очень толстая... (свинья).

И в море не купаются, И нет у них щетинки, И все же называются Они морские... (свинки).

Шубу теплую в колечках Носит тихая... (овечка).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В подполье, в каморке Живет она в норке. Кто же это? (Мышка.)

Заплелись густые травы, Закудрявились луга. Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. Пасет меня пастух Иван, А зовут меня... (баран).

Хищный маленький зверек, А зовут его... (хорек).

Он, как елка, весь в иголках, Ловит смело страшных змей! И хотя он очень колкий, Обижать его не смей! Он в лесу живет, но вхож И в сады отважный... (еж).

Под соснами, под елками Лежит мешок с иголками. На кого же он похож? Ой, ведь это... (еж).

Круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач, Рукой не возьмешь, Он зовется... (еж).

Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт. Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель... (ежик).





Преодоление нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников

Шубка — иголки, Свернется он — колкий, Рукой не возьмешь. Кто это? (Еж.)

Угадайте, что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору. Хитрый след плести стараясь, По сугробам прыгал... (заяц).

Хвост — коротышка, Уши — вдоль спинки, Глаза — с косинкой, Одежда — в два цвета: На зиму и лето. Прыг-скок, трусишка! Кто это? (Зайчишка.)

Хожу я в рыжей шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. Мех теплый, как грелка. Кто же я? (Белка.)

Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко. / Ну, конечно, это... (белка).

Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. Отвечайте, детвора! Это домик для... (бобра).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Водяные мастера Строят дом без топора. Дом из хвороста и тины И огромную плотину. Мастера всегда бодры, Это умные... (бобры).

Стройный, быстрый, Рога ветвисты. Пасется весь день. Кто это? (Олень.)

Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий. Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось Встретить, знайте, это... (лось).

Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. Увидеть в лесу нам довелось, Как ходит горделиво... (лось).

Повыше кошки рост, Живет в норе в лесу, Пушистый рыжий хвост, Все знаем мы... (лису).

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса, А зовут ее... (лиса).



Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Зверь такой на свете есть: Он немытого не ест. Все в реке ополоснет, А зовется он... (енот).

Возле дуба острым рылом Деловито землю рыл он. Видно, желуди искал. Я пугать его не стал. Не спугнул и мой Полкан — Очень грозен был... (кабан).

Ходит-бродит злой разбойник Без дубинки и ножа. Все в лесу его боятся, Кроме дядюшки ежа. Не возьму я в толк, Кто же это? (Волк.)

День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит-бродит он молчком, Уши серые торчком. Не возьму я в толк, Кто же это? (Волк.)

В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной Отправляется... (медведь).

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А, проснувшись, стал реветь. Этот зверь — лесной..', (медведь).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Живет на севере, в море купается, Ныряет, плавает, рыбой питается, И громко может он реветь. А называется белый... (медведь).

Меньше тигра, больше кошки, Над ушами кисти-рожки. С виду кролик, но не верь: Страшен в гневе этот зверь! И ему не крикнешь: «Брысь!», Потому что это... (рысь).

Меньше тигра, но немножко Больше крупной рыжей кошки. На суку она обычно, Притаившись, ждет добычу. Не робей, но берегись: Это лес, где бродит... (рысь).

Лесники ее котят ' Взять домой не захотят. Ей не скажешь: «Мурка, брысь!», Потому что это... (рысь).

Кто один имеет рог? Отгадайте! (Носорог.)

Не олень он и не бык, В жарких странах жить привык. На носу зверь носит рог, А зовется... (носорог).

Ежик вырос в десять раз — Получился... (дикобраз).





Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Шланг пожарный вместо носа, Всех зверей сильнее он. «Это кто?» — ребята спросят. И ответят сами:... (слон).

Слышите могучий топот? Видите длиннющий хобот? Это не волшебный сон! Это африканский... (слон).

У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди у зверя — хвост большой.

Кто же это? Кто такой?

Ну, конечно, это он!

Ну, конечно, это... (слон).

Уж очень вид у них чудной: У папы — локоны волной, А мама ходит стриженой, На что она обижена. Недаром часто злится На всех мамаша... (львица).

Полосатый, как матрас, В клетке он живет сейчас. С виду вроде ласковый, Но гляди, опасен он! И ему в неволе Нынче не до игр, И рычит невольно На прохожих... (тигр).

Лошадь как лошадь, Но только в полоску. Видел когда-нибудь

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лошадь-матроску? Полоска — бела, Полоска — черна. А лошадь эта — ... (зебра).

Почту он не раздает, В сумке он дитя несет. И никак я не пойму, Кто там скачет по утру. Зверь зовется... (кенгуру).

С сумкою на животе Я скачу всегда, везде. Я в Австралии живу, А зовусь я... (кенгуру).

Вот так зверь! Такую шею Отрастить я не сумею. И, конечно, буду прав. Зверь зовется тот,... (жираф).

Ты узнать меня сумей-ка, Я лошадка с длинной шейкой. Ты, дружок, конечно, прав, Понял ты, что я... (жираф).

Вот так ноги! Вот так шея! Не видали мы длиннее! Словно вышка между трав, Возвышается... (жираф).

Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он... (жираф).



Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Скачет зверюшка, Не рот, а ловушка, Попадут в ловушку И комар, и мушка. Я зовусь — ... (лягушка).

Летом в болоте Вы ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка.)

Он может два часа подряд Все время пятиться назад. Как? А вот так! Потому что это... (рак).

Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет... (черепаха).

По реке плывет бревно. Ох, и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит... (крокодил).

В реках Африки живет Злой зеленый пароход! Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит... (крокодил).

Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я — ... (осьминог).

Чик-чирик!

К зернышкам — прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей.)

Эта птица вам знакома: Она летает вокруг дома. Верещунья, белобока, А зовут ее... (сорока).

Синяя косынка, Темная спинка, Маленькая птичка, Зовут ее... (синичка).

Он долго дерево долбил И всех букашек истребил. Зря он времени не тратил Длинноклювый пестрый... (дятел).

Угадайте, что за птица: Света яркого боится, Клюв крючком, Глаза пятачком. Ушастая голова. Это... (сова).

Кто без нот и без свирели Лучше всех заводит трели? Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей.)

Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь, А зовется птица — ... (грач).



Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Хоть за дальний путь устали, В камышах родной земли До рассвета танцевали Возле речки... (журавли).

На шесте — дворец. Во дворце — певец, А зовут его... (скворец).

На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом

Наши рекомендации