Развитие звукослоговой структуры слова
Одновременно с работой над структурой слога отрабатывается произношение слов. Слова используются в определенной последовательности с учетом их слоговой трудности: от легких к более трудным.
Последовательность введения нового материала:
— двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, каша,
море, мясо, зубы, мыло, руки, мыши и т. д.;
— трехсложные слова из открытых слогов: ягода, посуда,
машина, сапоги, самолет, колесо и т. д.;
— односложные слова без стечения согласных: дом, нос, зуб,
кот, рот, дуб, мяч и т. д.;
— двухсложные слова со стечением согласных: краска, са
бля, масло, марка, тряпка, дочка, окно, доска, кирпич, матрос,
очки и т. д.;
— трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, ав
тобус, скамейка, колбаса и т. д.;
— односложные слова со стечением согласных: стул, гром,
торт, брат и т. д.;
— четырехсложные слова из открытых слогов: черепаха, ва
реники, пианино, пуговица, водолазы, батарея и т. д.;
— четырехсложные слова со стечением согласных: сковорода,
карандаши, акробаты, колесница, водопровод, колокольчик и т. д.;
Формирование навыка правильного звукослогового оформления
— пары слов без перемещения ударного слога:
а) односложные и двухсложные (без стечения и со стечени
ем согласных): гусь — гуси, зуб — зубы, стул — стулья, гвоздь —
гвозди и т. д.;
б) многосложные (без стечения и со стечением согласных):
песня — песни, машина — машины, палец — пальцы, спица —
спицы, спичка — спички и т. д.;
— пары слов с перемещением ударного слога:
а) односложные и двухсложные (без стечения и со стече
нием согласных): дом — дома, сад— сады, столб — столбы,
стол — столы и т. д.;
б) многосложные (без стечения и со стечением согласных):
доска —доски, дерево — деревья, окно — окна, колесо — колеса
и т. д.
На каждой ступени обучения новые слова вводятся только после усвоения детьми предыдущих слов. Для усвоения произношения слов необходимо многократно повторять их, поэтому с целью поддержания интереса ребенка к работе предлагаемый речевой материал подкрепляется игровыми упражнениями и заданиями (лото, домино).
Предварительные упражнения
1. На выделение ударного слога:
Козы — кб Вода — да Котята - тя Играть — рать Дома — ма
2. По наращиванию слога до слова следующего типа:
Фа — фла — флаг Го — гос — гость Да — дав — давка Ма — май — майка Со — сто — стол
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
3. С изменением структуры слов:
Море — моря — моряк Гриб — грибы — грибник Лес — леса — лесник
В работе с детьми старшего дошкольного возраста (третья ступень обучения) широко используются загадки, в которых представлено описание звукослогового состава слова.
Поиграем в имена
Ребенку предлагается отгадать имена, в которых отсутствуют один или два звука:
В • • А
Поиграем в имена: Начинается на В, А кончается на А, Какое имя мальчика?
И • А
Поиграем в имена: Начинается на И, А кончается на А. Какая девочка пришла?
Метаграммы
МетаграмМгЫ — слова, получающиеся из данного слова путем замены одного звука (буквы).
1. Составляем цепочки слов, изменяя в них один звук.
Предварительно проводится беседа по тексту стихотворения И. Токмаковой «Восемь — ноль», подкрепляемая наглядным изображением цепочки слов на фланелеграфе:
Если штангой сделать М, Если штангой сделать Л,
Формирование навыка правильного звукослогового оформления
Если О забить, как гол, Будет МОЛ.
У забьем: вратарь уснул! Будет МУЛ.
Ы — МЫЛ А — МАЛ
Речевой материал: Борт — порт — пост — мост Вал — вол — воз
Ворота — ворона — корона — корова Ветка — метка — мерка Форма — норма — норка Норка — корка — горка — гонка
Мышка — мошка — мушка — сушка — Сашка — кашка — кошка — ножка — ложка
Точка — тачка — пачка — почка — дочка
Речка — печка — пенка — пешка
Ручка — кучка — Жучка
Весть — месть — жесть — лееть
День — пень — лень
Люк — лук — жук — сук — суп
Ром — сом — лом — ком — дом
Почка — дочка — кочка — мочка — точка — ночка — бочка
получаем новое слово. Булка - балка Булка - бурка Был — быль Бычок — бочок Вата - хата Вес — весь Ветер — вечер Винт - бинт Галка - палка |
2. Заменяем один звук, Речевой материал:
Балка - палка
Банан - кабан
Бараны - бананы
Бинт - винт
Бить — пить
Блошки - плошки
Борт - порт
Бочка - почка
Брат - брать
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
Формирование навыка правильного звукослогового оформления
Анаграммы Анаграммы — слова, получающиеся из других слов при чтении «наоборот» или при перестановке слогов и звуков (букв). |
Задачу ты решишь свободно. Я — небольшая часть лица, Но ты прочти меня с конца, Во мне увидишь, что угодно. (Нос, сон) Я дерево в родной стране, Найдешь меня повсюду. А слоги переставь во мне — И воду подавать я буду. (Сосна, насос) |
Гном — гром
Гости — кости
День — пень
Дом — дым
Дом — сом
Дочь - ночь
Ел — ель
Жар — жарь
Жук — лук
Забор — запор
Зайка — дай-ка
Зеленка — пеленка
Зуб — дуб
Икра - игра
Калина - малина - Галина
Киска — миска
Клин — блин
Кол — гол
Колос - голос — волос
Кора — гора
Корж - морж
Корка — горка
Кости — гости
Кот - рот
Кочка — бочка — почка — ночка
Кошка — мошка
Крот - грот
Куст — густ
Кучка — ручка
Лапка - цапка
Лез — лезь
Лекарь - пекарь
Лень - пень
Лесенка — песенка
Лужа - Луша
Лук — люк
Малина — Полина
Мальчик — пальчик
Маша — каша
Медали — педали
Мел — мель
Молодец — колодец
Мушка — пушка
Мять — мяч
Ногти — когти
Норка — корка
Орел — осел
Палка — папка
Парк — паук
Парта — карта
Пачка — качка — дачка
Пена — Лена
Песок — лесок
Петух — потух
Петь - печь
Печь — меч
Пилка - вилка
Пишу — пищу
Плеск — блеск
Плов — улов
Полено — колено
Полка - палка
Полк — толк
Пост — мост
Почка - бочка
Правый — бравый
Прошу — прощу
Пучок — лучок
Пушка — мушка
Пыл — пыль
Работа - забота
Рад —ряд
Рамочка - мамочка — дамочка
Редька — речка
Речка — печка — пенка — пешка
Свет — цвет
Сон — сын
Сор — хор
Стал — сталь
Стол - стул
Страна - струна
Сук — сок
Тара — пара
Тачка - пачка
Телка - челка
Тир — пир
Топил — попил
Торт — порт
Тоска — доска
Точка — дочка
Трава - дрова
1. Загадки: |
Тучка — кучка
Угол - уголь Улитка - плитка Уши — ужи Флот - плот Форма - норма Фрак - мрак Фундук - сундук Хлеб - Глеб Холод - голод Хор - хорь Чаша — чаща Шаль — жаль Шапка - цапка Шар - жар Шест — жест Шлюпка - шляпка Шутка - жутко И т. д.
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
Воздух в шину я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем —
Буду деревом в лесу. (Насос, сосна)
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои,
И целый лес ты мною свалишь. (Липа, пила)
В пруду живу, жирею,
Переставьте звуки — вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник. (Карп, парк)
Формирование навыка правильного звукослогового оформления
И по реке, и по пруду
Плыву я в тихую погоду,
А с буквой И — легко веду
Стальную птицу к небосводу. (Плот, пилот)
2. Отнимаем-добавляем звуки.
Предварительно проводится беседа по фрагменту стихотворения А. Шибаева «Веселые частушки»:
Вот какая смехота: Р свалилось на кота! Кот не кот теперь, а крот, Роет он подземный ход.
Речевой материал:
Алина Ася — Вол-Гол — Голь -Гость -Дар-Дочка Зуб -Каска Каша Клад -Кол-Кора -Кот-Кот-Кран -Лад-Лапа -Лев — Лень -Лещ — |
Мех — Наряд Нора -Оса — Пила -Пол -Рад-Рак — Раны -Роза -Рот — Рот — Рубка Сачок Слон -Сон-Стол -Тело — Точка Тук — Укус -Усы- |
2. Меняем слоги:
Насос — сосна Камыш — мышка Жилы — лыжи |
Банка — кабан Роса — Сара Навес — весна
3. Читаем наоборот:
Сев — вес Сорт — трос Нос — сон |
Кот — ток Куб — бук Ров — вор
Логографы
Логографы — слова, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв:
1. Загадки:
Известное я блюдо. Когда ж прибавишь М, Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. (Уха, муха]
— малина
Вася
волк
угол
- уголь
- горсть
удар
— удочка
зубр
— краска
— кашка
- склад
укол
- корка
крот
скот
- экран
клад
- лампа
хлев
- олень
клещ
смех
— снаряд
- норка
коса
- пилка
полк
град мрак
- краны
- гроза
крот
рост
— трубка
— скачок
- склон
слон
- столб
- тепло
— уточка
стук
- уксус
бусы
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников |
4. Добавляем один и тот же слог. Речевой материал: Змей — змейка Май — майка Лай — лайка Мой — мойка Лей — лейка |
Утка — шутка Уха — муха
3. Добавляем слоги. Речевой материал:
Беда — победа Беда — ябеда Будки — незабудки Вода — сковорода Гвозди — гвоздика Года — погода Годы — ягоды Гол — щегол Град — виноград Дорожник — подорожник Дуга — радуга Жар — пожар Зайка — мозаика Зал — вокзал Зина — корзина Коза — стрекоза Лавка — булавка Лай — лайка Лей — лейка Май — майка Мешки — камешки Мошка — гармошка Поля — поляна Почка — лампочка, цепочка, кепочка
Ухо — сухо Шар — шарф
Пугай — попугай
Пух — лопух
Пушка — хлопушка
Ребенок — жеребенок
Ребро — серебро
Ректор — директор
Рог — носорог
Рог — пирог
Рога — дорога
Розы — морозы
Скрип — скрипка
Сор — мусор
Стол — столица
Тара — гитара
Товар — товарищи
Ток — каток, листок, поток, желток, молоток
Точка — ласточка, кофточка, косточка, веточка, весточка, сеточка
Шина — машина
Щит — защитник
Этаж — этажерка
5. Придумываем слова, заканчивающиеся на: Ток: каток, листок, поток, желток, молоток... Сок: голосок, поясок, кусок, колосок, волосок, брусок, носок... Почка: лампочка, тропочка, цепочка, кепочка... Точка: веточка, ленточка, кофточка, форточка, уточка... (Эти виды игровых заданий предлагаются также при формировании звукослогового анализа и синтеза.)
При отработке звукослоговой структуры слов целесообразно использовать также описанные выше упражнения на воспитание внимания к звучащей речи с опорой на ритмику слова («Подскажи словечко», «Загадки-складки»), но предлагать их следует с учетом слоговой трудности слов и речевых возможностей детей на каждой ступени обучения.
2. АВТОМАТИЗАЦИЯ УСВОЕННОГО НАВЫКА НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВ
Развитие звукослоговой структуры слова тесно связано с расширением словарного запаса ребенка. Овладевая навыком образования новых слов, ребенок закрепляет их произнесение с учетом определенных требований к звукослоговому оформлению, постепенно усложняя слоговую структуру и изменяя характер звукового состава слов. Логопедическое воздействие по развитию звукослоговой структуры слова в рамках словарной работы должно учитывать принадлежность слов к определенной части речи. Опираясь на онтогенетический принцип, эту работу следует начинать с существительных и глаголов, подбирая слова немногослоговые и простые по структуре. Постепенно в работу включаются прилагательные и наречия.
В рамках этого направления работы целесообразно использовать закрепление значения и звучания словообразовательных моделей существительных, прилагательных и глаголов. Закрепление звукослоговой структуры слов различных частей речи можно проводить на материале широко известных игр и упраж-
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
нений, в ходе которых не только увеличивается количество используемых ребенком слов, но и улучшается воспроизведение их звукослогового состава. При отработке словообразовательных, моделей в играх используются предметные картинки, обязательно обращается внимание на изменение звучания и значения слов. С детьми старшего дошкольного возраста (третья ступень обучения) дополнительно проводится звуковой (слоговой) анализ слов, дети отвечают на вопрос: «Что изменилось в слове?». Пары слов еще раз предлагаются для прослушивания и повторяются вслед за логопедом с целью закрепления их звукослоговой структуры.
При выборе упражнений для автоматизации усвоенных навыков правильного звукослогового оформления слов логопед руководствуется программными -требованиями, определяющими уровень словообразовательной компетенции дошкольников. На первой ступени обучения в логопедической работе могут быть использованы упражнения с существительными, образованными с помощью продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик, -ок, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-.
На второй ступени обучения рекомендованы следующие упражнения:
— с существительными, образованными с помощью про
дуктивных и менее продуктивных уменьшительно-ласкатель
ных суффиксов -ик, -ок, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-, -онък-, -енък-,
-онок, -енок, -ышек, -ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк-;
— с глаголами, образованными от существительных (стро
итель — строит, мыло — мылит)',
— с глаголами, образованными с помощью приставок в-,
вы-, на-, при-;
— с притяжательными прилагательными, образованными с
помощью продуктивного суффикса -ин- (мамина) и с помощью
менее продуктивного суффикса -и- без чередования (лисий);
— с относительными прилагательными с суффиксами -ое-,
-ев-, -н-, -ан-, -енн-.
На третьей ступени обучения, кроме перечисленных выше упражнений, в логопедической работе используются упражнения:
Формирование навыка правильного звукослогового оформления
— с существительными, образованными с помощью не
продуктивных суффиксов -ниц-, -инк-, -ник, -ин, -ц-, -иц-,
-ец-;
— с существительными, образованными с помощью суф
фикса -ищ-\
— с притяжательными прилагательными с суффиксом -и- с
чередованием (волк — волчий);
— с качественными прилагательными, образованными с
помощью суффиксов -ив-, -чив-, -лив-, -оват-, -енък-;
— с однокоренными словами;
— с образованием сложных слов;
— упражнения с прилагательными в сравнительной степе
ни (белый — белее).
Приведем примеры упражнений.
Скажи (назови) ласково
(Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования существительных, с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Логопед произносит слово и предлагает детям сказать его ласково (упражнение может сопровождаться показом соответствующих картинок большого и маленького размера).
Речевой материал:
а) дом — домик, нос — носик, рот — ротик, мяч — мячик,
стол — столик, глаз — глазик, ключ — ключик, самолёт — са
молётик;
б) нора — норка, шуба — шубка, голова — головка, маши
на — машинка, трава — травка, конфета — конфетка;
в) стул — стульчик, диван —* диванчик, вагон — вагончик,
балкон — балкончик, магазин — магазинчик, помидор — поми
дорчик, телефон — телефончик, кувшин — кувшинчик;
г) миска — мисочка, булка — булочка, вилка — вилочка,
юбка — юбочка, соска — сосочка, бутылка — бутылочка;
д) телята — телятки, козлята — козлятки, котята — котят
ки, утята — утятки, гусята — гусятки, лисята — лисятки.
•---..
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
Что для чего?
(Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования существительных от существительных с иным значением)
Детям предлагается назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло) и ответить на вопрос: «Где хранятся эти предметы?» (Хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице и т. д.) По мере называния предметы кладутся в ту посуду, в которой хранятся. «Что для чего служит?» — спрашивает логопед. Дети отвечают: для чая — чайник, для кофе — кофейник и т. д.
Слова повторяются парами, при этом акцентируются голосом суффиксы -ниц-, -ник-, -онк-.
Речевой материал:
Хлеб — хлебница, сахар — сахарница, конфета — конфетница, мыло —мыльница, селедка — селедочница, соус — соусница, сухарь — сухарница, перец — перечница, горчица — горчичница, салат — салатница, суп — супница,
Чай — чайник, кофе — кофейник, молоко — молочник.
Масло — масленка, соль — солонка.
Кто у кого?
(Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования названий детенышей животных)
Предварительно логопед проводит беседу по тексту стихотворения А. Екимцева «Лесные звери», в которой выясняется, что у каждого зверя есть свой детеныш. Затем логопед читает текст, дети дополняют строчки стихотворения:
Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-слонихой Топал... (слоненок), За мамой-лисицей Крался... (лисенок),
За мамой-ежихой Катился... (ежонок), За мамой-медведицей Шел... (медвежонок).
После этого дети сами называют животных и их детенышей с опорой на картинки. Речевой материал:
Тигр — тигренок Слон — слоненок
Медведь — медвежонок Лев — львенок
Лиса — лисенок Волк — волчонок
Кошка — котенок
Пары слов повторяются с целью закрепления правильной звукослоговой структуры.
Профессии
(Закрепление звукослоговой структуры слова
в процессе образования названий профессий женского рода
с суффиксами -их-, -ниц-, -иц-, -к-)
Логопед показывает детям картинки с изображением мужчины и женщины одной профессии и называет их: мужчина — портной, а женщина — портниха. Затем педагог предлагает детям назвать профессии женщин (профессии мужчин логопед называет сам).
Речевой материал:
а) певец — певица, летчик — летчица, переводчик — пере
водчица, танцовщик — танцовщица;
б) повар — повариха, ткач — ткачиха;
в) пианист — пианистка, тракторист — трактористка, ма
шинист — машинистка, спортсмен — спортсменка;
г) учитель — учительница, художник — художница, писа
тель — писательница.
Пары слов повторяются с целью закрепления правильной звукослоговой структуры.
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
Что изменилось в слове?
(Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования возвратных форм глагола)
Дети должны показать на картинках и сказать, кто умывает, а кто умывается, кто купает, а кто купается, и т. д.
Речевой материал: прячет — прячется, причесывает — причесывается, вытирает — вытирается, обувает — обувается, качает — качается, одевает — одевается.
Пары слов повторяются, при этом обращается внимание на изменение звучания и значения слова в зависимости от его грамматической формы.
Чье это?
(Развитие звукослоговой структуры слова в процессе образования притяжательных прилагательных)
Детям предлагается вспомнить (с опорой на картинки), как называются хвосты домашних животных:
Хвост собаки — собачий, хвост кошки — кошачий, хвост кролика — кроличий.
Хвост коровы — коровий, хвост козы — козий, хвост быка — бычий, хвост барана — бараний, хвост лошади — лошадиный.
Затем еще раз предлагается прослушать эти пары слов, повторить их вслед за логопедом и проанализировать изменения в словах.
Кошка — кошачий; собака — собачий; кролик — кроличий.
Корова — коровий, коза — козий, бык — бычий, баран — бараний, лошадь — лошадиный.
Лото
(Закрепление звукослоговой структуры слов в процессе образования относительных прилагательных от существительных)
Логопед раздает детям карточки лото с изображением различных предметов и называет предмет и тот материал, из ко-
Формирование навыка правильного звукослогового оформления
торого он сделан. Например: «Стакан из стекла». Дети находят изображение этого предмета на карточках. Нашедший такую картинку, называет словосочетание прилагательного и существительного, то есть отвечает на вопрос «Какой?» (стеклянный стакан), а затем закрывает картинку фишкой.
Речевой материал:
Сковорода из чугуна — чугунная
Коробка из картона — картонная
Труба из кирпича — кирпичная
Дверь из железа — железная
Ваза из хрусталя — хрустальная
Шапка из шерсти — шерстяная
Бутылка из стекла — стеклянная
Ложка из дерева — деревянная
Сумка из кожи — кожаная
Крыша из соломы — соломенная
Чашка из фарфора — фарфоровая
Юбка из шелка — шелковая
Мяч из резины — резиновый
Шуба из меха — меховая
Игрушка из пластмассы — пластмассовая
Подушка из пуха — пуховая
Варенье из малины — малиновое
'В конце игры дети вновь повторяют вслед за логопедом пары слов с целью усвоения их произношения: чугун — чугунный, картон — картонный, кирпич — кирпичный, железо — железный, хрусталь — хрустальный, шерсть — шерстяной, стекло — стеклянный, дерево — деревянный, кожа — кожаный, солома — соломенный, фарфор — фарфоровый, шелк — шелковый, резина — резиновый, мех — меховой, пластмасса — пластмассовый, пух — пуховый, малина — малиновый.
Звуковая структура слова при образовании прилагательных от существительных может закрепляться в играх по определенным темам. Приведем примеры.
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
Варенье
Логопед предлагает детям вспомнить и сказать, как называется варенье, сваренное из той или иной ягоды (выполнение упражнения может сопровождаться показом соответствующш предметных картинок).
Речевой материал:
Брусника — брусничное Абрикос — абрикосовое
Ежевика — ежевичное Калина — калиновое
Земляника — земляничное Малина — малиновое
Клубника — клубничное Персик — персиковое
Черника — черничное Рябина — рябиновое
Яблоко — яблочное
Назови улицу
Логопед предлагает детям дать названия улицам вновь построенного города с опорой на исходное слово.
Речевой материал:
Лес — Лесная Север — Северная
Пионер — Пионерская Огород — Огородная
Мир — Мирная Цветы — Цветочная
Парк — Парковая Солнце — Солнечная
Салаты
Логопед предлагает детям угадать, как называется салат, I котором есть тот или иной продукт (выполнение упражнение может сопровождаться показом соответствующих предметны? картинок).
Речевой материал:
Капуста — капустный Грибы — грибной
Свекла — свекольный Морковь — морковный
Кабачок — кабачковый Орех — ореховый
Картофель — картофельный Мясо — мясной
Рыба — рыбный
Формирование навыка правильного звукослогового оформления