Упражнения со слоговым материалом
Составь и прочитай слоги
Ребенку предлагается ряд букв, из которых он должен составить слоги и прочитать их.
Работа со слоговым рядом
1. Наращивание слогового ряда. Логопед обращается к ребенку: «Скажи на один слог больше, чем я: ТА-ТО-...».
2 Уменьшение слогового ряда. Логопед предлагает ребенку: «Скажи на один слог меньше, чем я: ТА-ТО-ТУ-ТЫ».
Сколько слогов?
Ребенок бросает кубик и называет слоги с одинаковым согласным звуком в соответствии с цифрой на верхней грани кубика.
Придумай слог
Ребенку предлагается придумать слоги, ориентируясь на схемы.
Игры с мячом
1.Один ребенок называет прямой слог и бросает мяч свое
му партнеру. Тот ловит мяч и возвращает его, называя обратный
слог: СА - АС, СО - ОС, СУ - УС; КА - АК, КО - ОК,
КУ - УК и т. д.
2. Игра проводится так же, но первый ребенок бросает мяч
второму, произнося слог с твердым согласным, второй ребенок
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
возвращает мяч первому, произнося слог с мягким согласным: КА - КЯ, ТА - ТЯ, МЫ - МИ, АК - АКЬ, УМ - УМЬ, АС — АСЬ и т. д.
3. Бросая друг другу мяч, дети произносят слоги со стечением согласных: ТРО - ОТР, СТА - АСТ, СКО — ОСК и т. д.
Повтори за мной
Вслед за логопедом дети повторяют: А. Слоговые ряды с согласным звуком и одинаковым гласным в начале ряда:
А - ТА, А - ТО, А - ТУ, А - ТЫ И - ТА, И - ТО, И - ТУ, И - ТЫ У - ТА, У - ТО, У - ТУ, У - ТЫ О - ТА, О - ТО, О - ТУ, О - ТЫ
Б. Одинаковые слоговые ряды с ударением в начале, в середине, в конце ряда:
ТА | ПА | ||||
ТА- | ТА, | ПА | -ПА | ||
ТА- | ТА, | ПА | -ПА | ||
ТА- | ТА- | ТА, | ПА | -ПА- | ПА |
ТА- | ТА- | ТА, | ПА | -ПА- | ПА |
ТА- | ТА- | ТА, | ПА | -ПА- | ПА |
ВА | НА | ||||
ВА- | ВА, | НА | -НА | ||
ВА- | ВА, | НА- | -НА | ||
ВА- | ВА- | ВА, | НА | -НА- | НА |
ВА- | ВА- | ВА, | НА | -НА- | НА |
ВА- | ВА- | ВА, | НА | -НА- | НА |
БА | МА | ||||
БА- | БА, | МА | -МА | ||
БА- | БА, | МА | -МА | ||
БА- | БА- | БА, | МА | -МА- | МА |
БА- | БА- | БА, | МА | -МА- | МА |
БА- | БА- | БА, | МА | -МА- | МА |
ГА
ГА - ГА, ГА - ГА, ГА - ГА - ГА, ГА - ГА - ГА, ГА - ГА - ГА,
КА
КА-КА, КА-КА, КА - КА - КА, КА - КА - КА, КА - КА - КА,
ФА
ФА - ФА, ФА - ФА, ФА — ФА — ФА, ФА — ФА — ФА, ФА — ФА — ФА,
В. Серии слогов с общим гласным и разными согласными звуками:
ТА - КА, ФА - КА, БА - ГА
ТА - КА- ПА, ФА - ХА - КА, БА - ДА -ГА
ПА - КА - ТА, КА - ФА - ХА, ГА - БА - ДА
МА - ПА, КА - НА, КА - НА - ПА
МА - НА - ВА, ВА - МА - НА
(аналогично с другими гласными)
Г. Серии из двух, трех слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости (со сменой места ударения):
ПА - БА, ПО - БО, ПУ - БУ, ПЫ - БЫ
ПА - БА - ПА, ПА - БА - ПА, ПА - БА - ПА
ПО - БО - ПО, ПО - БО - ПО, ПО - БО - ПО
ПУ - БУ - ПУ, ПУ - БУ - ПУ, ПУ - БУ - ПУ
ПЫ - БЫ -ПЬ1, ПЫ - БЬ1 - ПЫ, ПЬ1 - БЫ - ПЫ
ТА - ДА, ТО - ДО, ТУ - ДУ, ТЫ - ДЫ
ДА - ТА - ДА, ДА - ТА - ДА, ДА - ТА - ДА
ТА - ДА - ТА, ТА - ДА - ТА, ТА - ДА - ТА
КА - ГА, КО - ГО, КУ - ГУ,-КЫ - ГЫ
КА - ГА - КА, КА - ГА - КА, КА - ГА - КА
ГА - КА - ГА, ГА - КА - ГА, ГА - КА - ГА
ФА - ВА, ФО - ВО, ФУ - ВУ, ФЫ - ВЫ;
ФА - ВА - ФА, ФА - ВА - ФА, ФА - ВА - ФА
ВА - ФА - ВА, ВА - ФА - ВА, ВА - ФА - ВА
га - ЗА ГО - 30. СУ - ЗУ. СЫ - ЗЫ
ЗУ - СУ - СУ, ЗУ - СУ - СУ, ЗУ - СУ - СУ ША - ЖА, ШО - ЖО, ШУ - ЖУ, ШИ - ЖИ
Д. Серии слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости:
ПЫ - ПИ МЫ - МИ ВЫ - ВИ ТЫ - ТИ БЫ - БИ |
ПА - ПЯ ПО - ПЁ ПУ - ПЮ ПЫ - ПИ
МА-МЯ МО-МЁ МУ-МЮ МЫ-МИ
ВА - ВЯ ВО - ВЁ ВУ- ВЮ ВЫ - ВИ
ТА - ТЯ ТО - ТЕ ТУ - ТЮ ТЫ - ТИ
БА - БЯ БО - БЁ БУ - БЮ БЫ - БИ
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
ДА-ДЯ ФА- ФЯ
ДО-ДЁ ФО-ФЁ
ДУ-ДЮ ФУ-ФЮ
ДЫ - ДИ ФЫ - ФИ
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОСЛОГОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ
Е. Серии слогов с наращиванием стечения согласных звуков: