Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова
Па-па Па-па Па-папа Папа-па Папа-па | Ма-ма Ма-ма Ма-мама Мама-ма Мама-ма | Та-та Та-та Та-тата Тата-та Тата-та | Га- га Га-га Га-гага Гага-га Гага-га | Ка-ка Ка-ка Ка-кака Кака-ка Кака-ка | Ва-ва Ва-ва Ва-вава Вава-ва Вава-ва |
Упражнения по отхлопыванию ритмического рисунка слова проводятся на речевом материале в определенной последовательности, с выделением хлопком каждого слога в слове.
Речевой материал:
— двухсложные слова, состоящие из двух открытых сло
гов — сало, мама, папа, лапа, рана, сани, сода, луна, рука, сыро,
весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. п.;
— трехсложные слова из открытых слогов — панама, кана
ва, минута, копыто, полено, монета, малина, лимоны,.колено,
калина, тополя и т. п.;
— односложные слова — мак, пук, кот, мох, ком, лев, Ким
и т. п.;
— двухсложные слова с одним закрытым слогом — каток,
веник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик, камыш
и т. п.;
— двухсложные слова с одним закрытым слогом и со сте
чением согласных в середине слова — тыква, кофта, кепка,
танки, папка, утка, лента, ветка, туфли, окно, тапки, нитка,
вафли, копна и т. п.;
— двухсложные слова с закрытым слогом и стечением со
гласных —компот, Павлик, стакан, кровать, клубок, медведь,
фартук и т. п.;
— трехсложные слова с закрытым слогом — котенок, пуле
мет, теленок, самолет, сарафан и т. п.;
— трехсложные слова из открытых слогов со стечением со
гласных —крапива, стаканы, красота и т. п.;
— трехсложные слова со стечением согласных и закрытым
слогом —памятник, светофор, автобус, пистолет, карандаш,
вертолет, цыпленок, конфета, котлеты, комната, калитка,
рубашка, подушка, ботинки и т. п.;
1 27
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
— односложные слова со стечением согласных звуков в на
чале или в конце слова — стол, стук, крот, сталь, гром, кнут,
клей, хлеб, враг, брат, слон, друг, куст, мост, волк, лист, танк,
тигр и т. п.;
— двухсложные слова со стечением согласных звуков в на
чале и середине слова — ставни, спутник, кнопка, клетка, клум
ба, кружка, смуглый и т. п.;
— четырехсложные слова из открытых слогов — кукуруза,
пуговица, черепаха, паутина, гусеница и т. п.
«Программой» определены следующие требования к речевому материалу:
— на первой ступени обучения (младший дошкольный воз
раст) ребенку предлагается одновременное проговаривание и
отхлопывание ритмов односложных и простых двусложных
слов, состоящих из двух открытых, затем из открытых и за
крытых слогов с ударением на гласные звуки [А], [У], [И, [О],
[Ы], а также трехсложных слов, в состав которых входят от
крытые и закрытые слоги (за исключением трехсложных слов
с одновременным стечением согласных и закрытым слогом);
— на второй ступени обучения (средний дошкольный воз
раст) дети отхлопывают ритмический рисунок слов в пред
ложенной выше последовательности, за исключением слов,
состоящих из четырех слогов;
— на третьей ступени обучения (старший дошкольный воз
раст) логопедическая работа по отхлопыванию ритмического
рисунка слова проводится в полном объеме согласно предло
женной выше последовательности предъявления речевого ма
териала.
Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение)
При развитии акцентной структуры слова учитывается следующая последовательность предъявления речевого материала: 1. Двухсложные слова, состоящие из двух открытых слогов: а) с ударением на первом слоге: мама, папа, лапа, рана, сани, сало, сода, сыро, Соня, вата и т. п.;
Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова
б) с ударением на втором слоге: луна, рука, весы, коса, несу, оса, лиса, дыра и т. п.
2. Трехсложные слова из открытых слогов:
а) с ударением на первом слоге: дерево, ягода, лошади, ку
рица и т. п.;
б) с ударением на втором слоге: панама, канава, минута,
копыта, полено, монета, малина, лимоны, колено, калина, рези
на и т. п.;
в) с ударением на последнем слоге: молоко, пироги, борода,
комары, сапоги и т. д.
3. Односложные слова: мак, кот, мох, сок, ком, лев, сук, зуб
и т. д.;
4. Двухсложные слова с одним закрытым слогом:
а) с ударением на первом слоге: веник, лошадь, тополь, Алик
и т. д.;
б) с ударением на втором слоге: каток, веник, петух, венок,
туман, лимон и т. д.
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине
слова:
а) с ударением на первом слоге: тыква, кепка, утки, иглы,
сушка, сумка, белка, цапля, зебра, лента, ветка, туфли, каска,
миска и т. д.;
б) с ударением на последнем слоге: окно, ведро, сырки, сук
но, весна и т. д.;
6. Двухсложные слова с закрытыми слогами и стечением
согласных:
а) с ударением на первом слоге: фартук, мостик, зонтик,
Павлик и т. д.;
б) с ударением на последнем слоге: компот, карман, стакан,
кровать, клубок, медведь, сугроб и т. д.
7. Односложные слова со стечением согласных звуков в на
чале слова: стол, стук, крот, гром, враг, брат, слух, слон, спор,
друг и т. д.
8. Односложные слова со стечением согласных звуков в кон
це слова: куст, мост, волк, пост, наст, лист, танк, полк, тигр
и т. д.
9. Трехсложные слова со стечением согласных:
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
а) с ударением на первом слоге: бабочка, комната, мыльни
ца, девушка, бабушка и т. д.;
б) с ударением на втором слоге: конфета, котлета, рубаш
ка, подушка, ботинки, улитка, ромашка и т. д.;
в) с ударением на последнем слоге: ветчина, колбаса, глу
бина, кенгуру и т. д.
10. Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов:
а) с ударением на первом слоге: пуговица, гусеница и т. д.;
б) с ударением на втором слоге: говядина, гадание, вязание,
дыхание, милиция и т. д.;
в) с ударением на третьем слоге: кукуруза, паутина, черепа
ха, ежевика, одеяло, пирамида и т. д.;
г) с ударением на последнем слоге: колокола, тетерева и т. д.
Имитация акцентной структуры слова может выполняться путем воспроизведения ритмического рисунка с помощью отхлопывания с выделением ударного слога более громким хлопком или произнесением ритмического рисунка с помощью слогов: дома — тата; машина — татата; дерево — татата и т. п.
Предлагая упражнения по имитации акцентной структуры слова, логопед должен учитывать программные требования к речевому материалу:
— на первой ступени обучения (младший дошкольный воз
раст) ребенку предлагаются односложные и двусложные слова
из открытых, а затем из открытых и закрытых слогов, трех
сложные слова (за исключением трехсложных слов с одно
временным стечением согласных и закрытым слогом);
— на второй ступени обучения (средний дошкольный воз
раст) детям предъявляются односложные, двусложные и трех
сложные слова;
— на третьей ступени (старший дошкольный возраст) к
этим словам добавляются слова, состоящие из четырех сло
гов.
Эти же требования предъявляются к речевому материалу, используемому при имитации акцентной структуры предложения.
Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова