Игры и игровые упражнения, рекомендуемые для развития слухового внимания

Кто позвал?

Дети становятся в круг, в середину круга выходит ребенок, которому завязывают глаза (он водящий). Дети ходят по кругу вслед за учителем-логопедом, повторяя его движения (гимна­стические, танцевальные), затем останавливаются. Логопед го­ворит:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай:

Кто тебя позвал, узнай.

Он молча показывает на одного из играющих, который вос­клицает: «Узнай, кто я!». Водящий по голосу определяет того, кто к нему обратился.

Где звенит будильник?

Учитель-логопед прячет будильник под шкаф, на полку, за дверь и т. п. Ребенку предлагается найти источник звука (ука­зать его или сказать об этом).

Какие часы тикают?

. Ребенку завязывают глаза, к уху подносят наручные или настенные часы. Ребенок должен определить, какие часы из­дают звук, наручные или настенные.

Найди игрушку

Назначается водящий, который плотно закрывает глаза или поворачивается спиной к детям (к учителю-логопеду). Логопед прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей) и предлагает водящему найти ее, ориентиру-

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

ясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

Сила звука меняется плавно: от сильного к среднему и ти­хому.

Чей барабан?

Учитель-логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев: большого и маленького. Он объясняет и показывает, как игра­ет на барабане большой заяц, у которого много сил: громко, сильно. Маленький заяц, слабенький, а пртому он играет тихо. Затем педагог закрывает игрушки ширмой и за ней воспроиз­водит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети угадывают, какой заяц играл.

В городе

Ребенку предлагается компьютерная демонстрация пожар­ной машины и машины скорой помощи с соответствующими сигналами, которые издают эти машины. Учитель-логопед про­сит ребенка внимательно прослушать эти звуки. Затем вос­производится один из сигналов. Ребенок должен угадать, какая машина его подает. Аналогично проводится работа с другими звуками (звук поезда метро, звук трамвая, звук светофора) При невозможности компьютерной демонстрации, можно исполь­зовать записи звуков на видео-, аудионосителях и соответ­ствующие им предметные картинки или игрушки.

Угадай, что (кто) это

Как и в предыдущей игре, ребенку предлагается компью­терная демонстрация (видеозапись или аудиозапись и пред­метные картинки) различных звуков природы: журчание ручья и шелест листвы, скрип снега и шум дождя. После прослуши­вания и соотнесения каждого звука с определенным явлением, ребенку предлагается повторно без опоры на наглядность про­слушать один из звуков и угадать, что это было. Аналогично проводится работа с голосами птиц, зверей и насекомых.




_____ Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова

Что готовит мама?

На компьютерной или видеодемонстрации представлена га­зовая плита. На ней стоят кастрюля или сковорода. Кипение воды в кастрюле сопровождается характерным звуком, жарка картофеля (яичницы) на сковороде — соответствующим зву­ком. При повторном прослушивании (без наглядной опоры) звуков ребенку предлагается ответить, что делает мама: готовит суп или жарит картофель. Аналогично игра проводится с ис­пользованием рекомендованного «Программой» набора кухон­ной мебели типа «Кухня звуковая».

Что падает в банку?

Учитель-логопед знакомит ребенка со звуками, которые воз­никают при попадании различных природных материалов в стеклянную банку: насыпает песок, бросает камешки, фасоль, шарики из бумаги, монетки, шишки и т. д. Подобные дей­ствия с природными материалами предлагается повторить ребенку. Затем стеклянная банка помещается за ширму, ло­гопед использует один из природных материалов и предла­гает ребенку угадать, что упало в банку. Сначала педагог ис­пользует природные материалы, издающие контрастные зву­ки (например, песок и монетки), затем — близкие (например, песок и крупа).

Угадай, что я делаю

Логопед знакомит ребенка со звуками, которые слышатся при застегивании металлических кнопок и отрывании липучек, используя рамки М. Монтессори (рамка с кнопками, рамка с липучками). Ребенок выполняет аналогичные действия, при этом логопед еще раз обращает внимание ребенка на звуки. Затем рамки помещаются за настольную ширму, педагог вос­производит одно из действий (застегивание кнопки, отры­вание липучки) и просит ребенка угадать, что он делает за ширмой.







Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Звуки дома

Ребенку предлагается компьютерная демонстрация (видео­запись или аудиозапись с показом предметных картинок) бы­товых приборов и различных звуков, которые они издают (звук работающего пылесоса, стиральной машины, кофемолки или миксера, телефона, электрического звонка, свисток кипящего чайника). Затем ребенок прослушивает только аудиозапись и пытается угадать, какой бытовой прибор работает.

В работе по узнаванию и различению неречевых звуков активное участие принимают воспитатели, реализуя разделы «Программы» «Игра» (в частности, игры с природными мате­риалами), «Изобразительная деятельность» (ребенок рисует насекомое, животное, транспортное средство, явление при­роды, предварительно угадав его по звучанию), на занятиях по развитию речи на основе представлений о себе и окружаю­щем мире. На музыкальных занятиях музыкальные руководи­тели также проводят работу в этом направлении. Взаимодей­ствие учителя-логопеда, воспитателя и музыкального руково­дителя имеет большое значение для полноценного развития у детей слухового восприятия и внимания.

Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова

Детям можно предложить разные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом о пол, ритмичные удары в барабан, бубен, по металлофону и др.

Материалом для упражнений служат различные ритмиче-ские структуры: //, ///, ////, // //, // // //, /// ///, //// ////, /*/» /*/* и т. д., где / — громкий удар; * — тихий удар.

Логопедическая работа ведется в соответствии с «Програм­мой». Например, на первой ступени обучения ребенок вос­производит ритмические структуры только по подражанию. При этом в логопедической работе используются простые не­акцентированные ритмы, развитие слухового внимания и па­мяти осуществляется на материале трех ритмических сигналов. На второй ступени обучения ребенка учат воспринимать и вос­производить ритмические структуры не только по подражанию, но и по словесной -инструкции. В логопедической работе ис­пользуется более сложный материал: количество ритмических сигналов возрастает до пяти, детям предлагаются неакцентиро­ванные ритмические структуры, разделенные длинными и ко­роткими паузами. На третьей ступени обучение детей разли­чению и воспроизведению ритмов организуется без опоры на зрительное восприятие. Ребенку предлагается до шести рит­мических сигналов, используются серии неакцентированных и акцентированных ритмических структур с громким и тихим, длинным и коротким звучанием, вводится графическое обо­значение различных по длительности и громкости звучаний.



2. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ РИТМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

Для различения и усвоения слогового состава слов ребенок должен овладеть слухоречевым ритмом. Этому предшествуют специальные ритмические упражнения, направленные на соз­дание основы правильного членения слова на слоги, форми­рование предпосылок усвоения словесного ударения, развитие слогового контура слова.

Работа над ритмом проводится в двух направлениях: над восприятием и воспроизведением различных ритмических структур.

Упражнения на развитие ритма

Восприятие ритма:

1.Соотнести количество ударов с соответствующей цифрой
(поднять карточку);

2. Прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т. д.).
Определить и назвать количество ударов (показать карточки
с записанными на них рисунками ритмических структур).

3. Прослушать серии простых ударов (//////, /// ///, ////,
// // и т. д.). Определить и назвать количество (показать

•Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

карточки с записанными на них сериями ритмических струк­тур).

4. Прослушать серии акцентированных ударов (/**/, //**//» //*// и т. д.). Определить, количество и характер ударов (по­казать карточки с записанными на них сериями ритмических структур).

В предлагаемых выше упражнениях логопед может исполь­зовать компьютерную демонстрацию «Дятел», в которой изо­лированные удары или их серии воспроизводятся анимацион­ным дятлом.

Воспроизведение ритма:

1.Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько означает цифра,
изображенная на демонстрационной карточке.

2. «Музыканты»: воспроизвести долгие и короткие звуки с
использованием музыкальных инструментов (определенное ко­
личество звуков с опорой на карточку с рисунком ритмических
структур).

3. «Ритмическое эхо»: отстучать по подражанию (без опоры
на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары.

4. «Азбука Морзе-1»: отстучать по подражанию (без опоры на
зрительное восприятие) предъявленные серии простых ударов.

5. «Азбука Морзе-2»: отстучать по подражанию (без опоры
на зрительное восприятие) серии акцентированных ударов.

6. «Ритмический диктант»: записать условными знаками
предложенные для восприятия удары и их серии (простые и
акцентированные).

7. «Телеграфист»: самостоятельно воспроизвести по предъ­
явленной карточке удары и их серии (простые и акцентиро­
ванные).

8. «Композитор»: самостоятельно воспроизвести удары и
их серии, записать условными знаками собственный ритми­
ческий рисунок.

Содержание логопедической работы по развитию восприя­тия и воспроизведения ритмических структур тесно взаимос-

Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова

вязано с музыкальным воспитанием детей. Используя игры на развитие чувства ритма, различение звуков по длительности и силе звучания музыкальный руководитель решает те же задачи, что и логопед. Воспитатель также формирует у детей чувство ритма в процессе художественно-эстетического воспитания в работе с кистью, карандашом, фломастером (практические упражнения на передачу ритма повторности и чередования), при формировании элементарных математических представ­лений (упражнения на соотнесение количества ударов с опре­деленной цифрой). Данные направления работы воспитателя и музыкального руководителя определены программным со­держанием в соответствии со ступенями обучения. Логопед может также рекомендовать воспитателю использовать специ­альные упражнения, формирующие чувство ритма.

Наши рекомендации