Игры и игровые упражнения, рекомендуемые для развития слухового внимания
Кто позвал?
Дети становятся в круг, в середину круга выходит ребенок, которому завязывают глаза (он водящий). Дети ходят по кругу вслед за учителем-логопедом, повторяя его движения (гимнастические, танцевальные), затем останавливаются. Логопед говорит:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай:
Кто тебя позвал, узнай.
Он молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!». Водящий по голосу определяет того, кто к нему обратился.
Где звенит будильник?
Учитель-логопед прячет будильник под шкаф, на полку, за дверь и т. п. Ребенку предлагается найти источник звука (указать его или сказать об этом).
Какие часы тикают?
. Ребенку завязывают глаза, к уху подносят наручные или настенные часы. Ребенок должен определить, какие часы издают звук, наручные или настенные.
Найди игрушку
Назначается водящий, который плотно закрывает глаза или поворачивается спиной к детям (к учителю-логопеду). Логопед прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей) и предлагает водящему найти ее, ориентиру-
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
ясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.
Сила звука меняется плавно: от сильного к среднему и тихому.
Чей барабан?
Учитель-логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев: большого и маленького. Он объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил: громко, сильно. Маленький заяц, слабенький, а пртому он играет тихо. Затем педагог закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети угадывают, какой заяц играл.
В городе
Ребенку предлагается компьютерная демонстрация пожарной машины и машины скорой помощи с соответствующими сигналами, которые издают эти машины. Учитель-логопед просит ребенка внимательно прослушать эти звуки. Затем воспроизводится один из сигналов. Ребенок должен угадать, какая машина его подает. Аналогично проводится работа с другими звуками (звук поезда метро, звук трамвая, звук светофора) При невозможности компьютерной демонстрации, можно использовать записи звуков на видео-, аудионосителях и соответствующие им предметные картинки или игрушки.
Угадай, что (кто) это
Как и в предыдущей игре, ребенку предлагается компьютерная демонстрация (видеозапись или аудиозапись и предметные картинки) различных звуков природы: журчание ручья и шелест листвы, скрип снега и шум дождя. После прослушивания и соотнесения каждого звука с определенным явлением, ребенку предлагается повторно без опоры на наглядность прослушать один из звуков и угадать, что это было. Аналогично проводится работа с голосами птиц, зверей и насекомых.
_____ Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова
Что готовит мама?
На компьютерной или видеодемонстрации представлена газовая плита. На ней стоят кастрюля или сковорода. Кипение воды в кастрюле сопровождается характерным звуком, жарка картофеля (яичницы) на сковороде — соответствующим звуком. При повторном прослушивании (без наглядной опоры) звуков ребенку предлагается ответить, что делает мама: готовит суп или жарит картофель. Аналогично игра проводится с использованием рекомендованного «Программой» набора кухонной мебели типа «Кухня звуковая».
Что падает в банку?
Учитель-логопед знакомит ребенка со звуками, которые возникают при попадании различных природных материалов в стеклянную банку: насыпает песок, бросает камешки, фасоль, шарики из бумаги, монетки, шишки и т. д. Подобные действия с природными материалами предлагается повторить ребенку. Затем стеклянная банка помещается за ширму, логопед использует один из природных материалов и предлагает ребенку угадать, что упало в банку. Сначала педагог использует природные материалы, издающие контрастные звуки (например, песок и монетки), затем — близкие (например, песок и крупа).
Угадай, что я делаю
Логопед знакомит ребенка со звуками, которые слышатся при застегивании металлических кнопок и отрывании липучек, используя рамки М. Монтессори (рамка с кнопками, рамка с липучками). Ребенок выполняет аналогичные действия, при этом логопед еще раз обращает внимание ребенка на звуки. Затем рамки помещаются за настольную ширму, педагог воспроизводит одно из действий (застегивание кнопки, отрывание липучки) и просит ребенка угадать, что он делает за ширмой.
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
Звуки дома
Ребенку предлагается компьютерная демонстрация (видеозапись или аудиозапись с показом предметных картинок) бытовых приборов и различных звуков, которые они издают (звук работающего пылесоса, стиральной машины, кофемолки или миксера, телефона, электрического звонка, свисток кипящего чайника). Затем ребенок прослушивает только аудиозапись и пытается угадать, какой бытовой прибор работает.
В работе по узнаванию и различению неречевых звуков активное участие принимают воспитатели, реализуя разделы «Программы» «Игра» (в частности, игры с природными материалами), «Изобразительная деятельность» (ребенок рисует насекомое, животное, транспортное средство, явление природы, предварительно угадав его по звучанию), на занятиях по развитию речи на основе представлений о себе и окружающем мире. На музыкальных занятиях музыкальные руководители также проводят работу в этом направлении. Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и музыкального руководителя имеет большое значение для полноценного развития у детей слухового восприятия и внимания.
Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова
Детям можно предложить разные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом о пол, ритмичные удары в барабан, бубен, по металлофону и др.
Материалом для упражнений служат различные ритмиче-ские структуры: //, ///, ////, // //, // // //, /// ///, //// ////, /*/» /*/* и т. д., где / — громкий удар; * — тихий удар.
Логопедическая работа ведется в соответствии с «Программой». Например, на первой ступени обучения ребенок воспроизводит ритмические структуры только по подражанию. При этом в логопедической работе используются простые неакцентированные ритмы, развитие слухового внимания и памяти осуществляется на материале трех ритмических сигналов. На второй ступени обучения ребенка учат воспринимать и воспроизводить ритмические структуры не только по подражанию, но и по словесной -инструкции. В логопедической работе используется более сложный материал: количество ритмических сигналов возрастает до пяти, детям предлагаются неакцентированные ритмические структуры, разделенные длинными и короткими паузами. На третьей ступени обучение детей различению и воспроизведению ритмов организуется без опоры на зрительное восприятие. Ребенку предлагается до шести ритмических сигналов, используются серии неакцентированных и акцентированных ритмических структур с громким и тихим, длинным и коротким звучанием, вводится графическое обозначение различных по длительности и громкости звучаний.
2. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ РИТМИЧЕСКИХ СТРУКТУР
Для различения и усвоения слогового состава слов ребенок должен овладеть слухоречевым ритмом. Этому предшествуют специальные ритмические упражнения, направленные на создание основы правильного членения слова на слоги, формирование предпосылок усвоения словесного ударения, развитие слогового контура слова.
Работа над ритмом проводится в двух направлениях: над восприятием и воспроизведением различных ритмических структур.
Упражнения на развитие ритма
Восприятие ритма:
1.Соотнести количество ударов с соответствующей цифрой
(поднять карточку);
2. Прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т. д.).
Определить и назвать количество ударов (показать карточки
с записанными на них рисунками ритмических структур).
3. Прослушать серии простых ударов (//////, /// ///, ////,
// // и т. д.). Определить и назвать количество (показать
•Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
карточки с записанными на них сериями ритмических структур).
4. Прослушать серии акцентированных ударов (/**/, //**//» //*// и т. д.). Определить, количество и характер ударов (показать карточки с записанными на них сериями ритмических структур).
В предлагаемых выше упражнениях логопед может использовать компьютерную демонстрацию «Дятел», в которой изолированные удары или их серии воспроизводятся анимационным дятлом.
Воспроизведение ритма:
1.Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько означает цифра,
изображенная на демонстрационной карточке.
2. «Музыканты»: воспроизвести долгие и короткие звуки с
использованием музыкальных инструментов (определенное ко
личество звуков с опорой на карточку с рисунком ритмических
структур).
3. «Ритмическое эхо»: отстучать по подражанию (без опоры
на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары.
4. «Азбука Морзе-1»: отстучать по подражанию (без опоры на
зрительное восприятие) предъявленные серии простых ударов.
5. «Азбука Морзе-2»: отстучать по подражанию (без опоры
на зрительное восприятие) серии акцентированных ударов.
6. «Ритмический диктант»: записать условными знаками
предложенные для восприятия удары и их серии (простые и
акцентированные).
7. «Телеграфист»: самостоятельно воспроизвести по предъ
явленной карточке удары и их серии (простые и акцентиро
ванные).
8. «Композитор»: самостоятельно воспроизвести удары и
их серии, записать условными знаками собственный ритми
ческий рисунок.
Содержание логопедической работы по развитию восприятия и воспроизведения ритмических структур тесно взаимос-
Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова
вязано с музыкальным воспитанием детей. Используя игры на развитие чувства ритма, различение звуков по длительности и силе звучания музыкальный руководитель решает те же задачи, что и логопед. Воспитатель также формирует у детей чувство ритма в процессе художественно-эстетического воспитания в работе с кистью, карандашом, фломастером (практические упражнения на передачу ритма повторности и чередования), при формировании элементарных математических представлений (упражнения на соотнесение количества ударов с определенной цифрой). Данные направления работы воспитателя и музыкального руководителя определены программным содержанием в соответствии со ступенями обучения. Логопед может также рекомендовать воспитателю использовать специальные упражнения, формирующие чувство ритма.