Методические принципы воспитания
Воспитание, как и другие педагогические процессы, является закономерным. Общая педагогика определяет общие педагогические принципы воспитания. По месту в педагогической системе воспитания принципы делятся на три группы:
– содержательные;
– организационные;
– методические.
Методические принципы воспитания отвечают за максимально конкретизированные способы воспитания.
Рассмотрим эти принципы:
– принцип гуманного подхода в воспитании. Этот принцип выражается в постоянной любви к ребенку, уважении, заботе о человеке, разумной требовательности к нему. По словам Песталоцци, воспитывающее влияние на людей пропорционально любви к ним. Следует относиться к человеку как к личности, а не как к предмету, на который направлено действие;
– принцип личного примера и авторитета воспитателя. Достаточно часто его называют методом, но отличие принципа от метода достаточно велико. К.Д. Ушинскийсчитал, что воспитание должно основываться на примере самого воспитателя. Воспитатель добьется успеха только в том случае, если к нему будут тянуться, а не бегать от него. Слова человека, которому дети верят, которого любят, кто пользуется авторитетом, дети примут быстрее и внимательнее, чем человека, к которому они относятся «как к чужому»;
– принцип сознательности и активности. Этот принцип заключается в том, что воспитание должно осуществляться на уровне сознания и подсознания. Это не значит, что воспитание должно быть словесным. Хотя многие полагают, чем больше говорить о воспитанности ребенку, тем он будет более воспитанным. Это утверждение ошибочно. Принцип сознательности предполагает необходимость говорить правду, не обходить острых вопросов;
– принцип непрерывности и оптимизма. Данный принцип отражает специфику и сложность воспитания. Отсутствие веры преподавателя в способности воспитанника, паника, «опускание рук» при неудачах – нередкие случаи, именно они подавляют воспитанника. Нельзя сильно заострять внимание на неудачах. Работа воспитателя с верой и надеждой помогают воспитаннику;
– принцип воспитывающей деятельности. Принцип заключается в том, что личность развивается в процессе деятельности. Деятельность может быть игровой, учебной, трудовой, управленческой и т. д.;
– принцип воспитывающего коллектива. Данный принцип проявляется в воспитании в коллективе и через коллектив;
– принцип гибкого комплексирования методов и такта в воспитании. Не существует плохих или хороших методов, каждый метод применяется в нужном месте и в нужное время;
– принцип индивидуальности и дифференцированного подхода в воспитании. Когда речь идет о дифференцированном подходе, имеют в виду необходимость строить работу и с учетом особенностей разных групп и категорий воспитывающих. Воспитание осуществляется в комплексной и взаимосвязанной опоре на все описанные принципы. Воспитателю, учителя следует демонстрировать, что они видят положительного в воспитаннике.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
Педагогически правильная постоянная системавоспитания строится на основе и в соответствии с педагогическими принципами.
Сначала используются воспитывающие возможности всех обстоятельств жизни и деятельности организации, учреждения, предприятия, воинских частей путем педагогизации их:
– построение основной деятельности по принципу воспитывающей деятельности;
– осуществление воспитывающего управления;
– создание воспитывающей среды в коллективе, превращение его в воспитывающий;
– разработка и реализация педагогической концепции, планов, форм и методов воспитательной работы;
– достижение единства обучения, развития и воспитания при повышении квалификации персонала;
– организация самовоспитания персонала;
– повышение педагогической компетентности ответственных должностных лиц;
– использование позитивного воспитывающего потенциала внешнеорганизационной среды.
Вторым этапом является системное построение воспитательной работы и каждой ее составляющей (с четкостью и согласованностью целей, задач, содержания, условий, обеспечения, средств, методов, контроля, регулирования, оценки, подведения итогов, во взаимосвязях с образованием, обучением, развитием) для создания целостной системы воспитания в организации, учреждении и т. д.
Третий этап заключается в определении и выборе подходящих форм воспитательной работы – внешне выраженных способов ее организации. Классифицировать их можно:
– по числу участвующих в них лиц – индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные), массовые;
– по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и т. д.;
– по особенностям проведения: лекции, беседы, обсуждение, дискуссии, диспут, общие собрания, встречи с опытными, знающими, авторитетными людьми, посещение культурных мероприятий (театров, кинофильмов и пр.), индивидуальные поручения, коллективная работа, участие в субботниках и в работе общественных формирований, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление, благотворительность и др.;
– по месту проведения – служебно-воспитательные, учебно-воспитательные, воспитательно-трудовые, воспитательно-кадровые, внешкольные, спортивно-воспитательные и др.;
– по времени проведения: плановые, профилактические, итоговые, отчетные, исправительные и т. д. Формы тоже не по названию и внешним признакам становятся воспитывающими. Решающее значение имеет их педагогическая «начинка» – цель, задачи, организация, условия, методика, процессы, приемы, атмосфера и увлеченность всех, опора на педагогические принципы воспитания и т. д. Без этого они формальны, существуют для «галочки» и могут быть вредными.
Таким образом, правильно построенная система воспитания строится на основе педагогических принципов. Если правильно построить систему воспитания с учетом всего вышесказанного, то можно добиться положительного результата.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Методами воспитанияназывается совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного воспитательного результата. Средствами воспитания называется все то, с помощью чего осуществляется воздействие: слово, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и т. д.
Приемы восприятия – частные способы использования методов и средств. Успех применения методов воспитания напрямую зависит от условий, педагогической компетентности и авторитета преподавателя, который их применяет.
Существует большое количество методов воспитания. Рассмотрим их классификацию:
– словесные:воздействующие на сознание. К таким методам относятся рассказ, работа с книгой, разъяснение, словесное убеждение, сравнение, увещевание, ответы на вопросы, этические беседы, внушение, показ перспектив, обсуждение, дискуссия, диспут, авансирование доверия, оценка, аттестование, разбор, одобрение, неодобрение, осуждение, критика и т. д.;
– социально-педагогические:средства педагогического действия. К данным методам можно отнести стимулирование, организацию перспективы, режим, правила поведения, моральный кодекс, клятву, гимн, ритуалы, традиции, символику коллектива, принуждение, подражание образцу, участие в совместной работе, условия коллегиальной зависимости, состязание (соревнование может быть индивидуальное или групповое), групповой контроль, коллективное мнение, мажорное настроение, отчеты, собрания, обсуждения и оценку достигнутого результата, общественный контроль коллектива, помощь и поддержка педагога, коллеги, коллектива, кураторство, наставничество и т. д.; – деятельностные:практического воздействия. К ним можно отнести побуждение к нравственным поступкам, создание воспитательных ситуаций, воспитывающие дела, практическое решение нравственных задач, дисциплинирование, упражнение в правильном поступке, общественные поручения, выступление от имени коллектива на соревнованиях, приучение, моделирование деятельности, моделирование внутренних трудностей, временные неудачи, совместный поиск путей решения проблем, убеждение на опыте, требование, тренинг, аутотренинг, участие в совместной деятельности, совместное исполнение, оказание помощи другим, помощь товарищей и коллектива, поощрение, наказание и т. д. Некоторые из перечисленных выше методов также относят и к формам воспитания.
Сочетание различных методов необходимо использовать рационально. В современное время образование страдает увеличением словесного воспитания, а также расхождением между словами и средовыми социальными условиями, еще одной проблемой является ограниченное и неумелое пользование дея-тельностными методами.
У каждого метода существуют свои методические приемы. Например, для убеждения используются следующие методические приемы: аргументация, сравнение, аналогия, опора на опыт и знания, рассуждение и т. д.
Успех применения методов зависит от социальных условий, авторитетности педагога, который их применяет, а главным компонентом является личный пример воспитателя.