Модели совместного обучения. Мозаика

В предыдущих лекциях были рассмотрены такие методы обуче­ния, как прямое обучение, исследование и моделирование. Каждый из этих методов имеет преимущества и недостатки. Исследование делает обучение активным, моделирование - интерактивным. Новый уровень интерактивности присущ кооперативному обучению. Мет­кую характеристику этому методу дал Сандра Л. Ренегар, доктор фи­лософских наук из Венгрии: «Вместе мы знаем больше, чем каждый из нас» [1, с. 108].

Кооперативное обучение - это способ работы в малых группах, когда обучаемые сами несут ответственность за образовательный про­цесс. Суть данного метода: «Каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих».

Совместное обучение формирует коллектив, положительное от­ношение членов этого коллектива друг к другу.

Основу кооперативного обучения составляют:

1) теория социальной взаимозависимости;

2) когнитивно-развивающая теория;

3) бихевиоризм [1, с. 91-93].

Тезис о принципиальной несводимости целого к сумме состав­ляющих его частей был выдвинут в конце Х1Х в. Х. Эренфельсом. Его последователи развили эту мысль. Представители гештальтпсихологии в Германии В. Келер, К. Коффка и М. Вертхеймер рассмат­ривали целое как нечто другое, нежели сумма частей, которые выде­ляются из него посредством обособления. Части целого - функции, или «роли в нем». Структура обладает динамичностью, каждый эле­мент под воздействием внутренних сил стремится перейти в состоя­ние максимально возможного равновесия. Это состояние характеризу­ется простотой, завершенностью, выразительностью, осмысленностью.

Курт Коффка предложил рассматривать группу как динамичное целое, в котором взаимозависимость между членами может варьироваться. Со­стояние отдельного члена или подгруппы воздействует на состояние других членов или групп.

Мортон Дойтш первым сформулировал теорию социальной взаи­мозависимости в 40-х гг. ХХ в., отметив, что взаимозависимость мо­жет быть положительной (кооперация), отрицательной (соревнова­ние) или не существующей (индивидуальные усилия). Результатом положительной взаимозависимости является продвинутое взаимо­действие, поскольку каждый поддерживает другого в стремлении обучаться. Для соревнования типично сопротивляющееся взаимодей­ствие, так как индивиды противодействуют друг другу. В случае ин­дивидуализма взаимодействие отсутствует, каждый работает незави­симо друг от друга. Итак, теория социальной взаимозависимости рас­сматривает кооперативность как результат положительной взаимоза­висимости между членами группы, имеющей общие цели

Когнитивно-развивающая теория рассматривает взаимодействие как необходимый элемент развития познавательных качеств: умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причи­ны явлений, обозначать свое понимание вопроса и т. д. Швейцарский психолог, философ Жан Пиаже учил, что при взаимодействии субъ­ектов познания происходят полезные социокогнитивные конфликты, которые создают дисбаланс, стимулирующий перспективное мышле­ние и когнитивное развитие.

Русский психолог Лев Выготский разработал культурно-исто­рическую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации. Психические функции, дан­ные природой, преобразуются в функции высшего уровня развития - культурные - логическую память, целенаправленное мышление, творческое воображение.

Американские ученые Дэдид Д. Джонсон, Роджер Т. Джонсон и Карл А. Смит создали теорию спора, которая предполагает, если сту­денты сталкиваются с противоположными точками зрения, конфлик­тами концепций, то это провоцирует их на поиск дополнительной информации, на более точный и обдуманный ответ [1, с. 92]. Пере­числим шаги конструирования знания при взаимодействии:

• организация имеющегося знания в одну позицию;

• защита этой позиции перед другими, попытка отражения атаки на собственную позицию;

• осмысление позиций с целью представления явления с различ­ных точек зрения;

• создание синтеза, который все принимают.

Бихевиористская теория обучения трактует поведение человека

как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реак­ций на воздействие внешней среды. Поведение понимается как сово­купность связей «стимул - реакция». Отсюда следует, что студенты будут упорно работать над заданиями, выполнение которых принесет им награду.

Эти теории объясняют, что путем кооперативного обучения дос­тигается лучший результат, чем путем конкурентного или индивиду­ального обучения.

Чтобы взаимодействие имело эффективный результат, необходи­мо включить пять элементов в образовательный процесс:

Во-первых, позитивную взаимозависимость. Каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих. Положительной взаимозависимости добиваются члены группы, когда они имеют общие цели, получают коллективное вознаграждение, делятся информацией или выполняют взаимозави­симые роли (делают доклад, оказывают помощь).

Во-вторых, каждый член группы должен нести индивидуальную ответственность за изучение материала. Индивидуальная ответствен­ность проверяется в письменных работах, выборочном опросе при ответе за весь коллектив.

В-третьих, взаимодействие «лицом к лицу» с поощрительной на­правленностью предполагает стимулирование студентами успеха друг друга, одобрение, поддержку. Вербальные и невербальные ре­акции обеспечивают обратную связь деятельности студента, возмож­ность узнать друг друга на личностном и профессиональном уровне.

В-четвертых, успех кооперативных усилий требует развития межличностных и групповых навыков. Навыкам принятия решений, созданию доверия, коммуникации, управления конфликтами надо обучать, как и академическим навыкам.

В-пятых, членам группы надо предоставить возможность оценить свои совместные усилия и степень изучения материала. Это позволит в дальнейшем совершенствовать групповой процесс.

Итак, элементами совместного обучения являются: положительная взаимозависимость и взаимодействие «лицом к лицу», индивидуальная ответственность, межличностные навыки, анализ работы группы.

2 Модели совместного обучения. Мозаика

Совместное обучение имеет множество вариаций. Один из под­ходов - это «студенческие команды-конкуренты». Вначале препода­ватель объясняет материал, с которым затем студенты работают в группах для закрепления. Контроль осуществляется посредством на­писания каждым контрольных работ. Подсчитывается текущий балл по группам и сравнивается в динамике. Победитель, имеющий наи­высшую сумму индивидуальных баллов, награждается.

Другой подход - это «команды-турнир». Начальный этап точно такой же, как в первом случае. Однако контрольная работа заменяет­ся турниром, когда участники команд соревнуются между собой, чтобы заработать наибольшее количество очков своей группе.

Третий подход - это «картинка-мозаика», когда из отдельных ку­сочков слагается цельное полотно.

Вопросы для самоподготовки

В чем сущность и назначение метода кооперативного обучения?

1. Какие теории определяют основу кооперативного обучения?

2. Назовите ключевые этапы в теории спора.

3. Можно ли выделить определяющий элемент из пяти при эф­фективном взаимодействии в малой группе?

Назовите модели совместного обучения

Наши рекомендации