Модели совместного обучения. Мозаика
В предыдущих лекциях были рассмотрены такие методы обучения, как прямое обучение, исследование и моделирование. Каждый из этих методов имеет преимущества и недостатки. Исследование делает обучение активным, моделирование - интерактивным. Новый уровень интерактивности присущ кооперативному обучению. Меткую характеристику этому методу дал Сандра Л. Ренегар, доктор философских наук из Венгрии: «Вместе мы знаем больше, чем каждый из нас» [1, с. 108].
Кооперативное обучение - это способ работы в малых группах, когда обучаемые сами несут ответственность за образовательный процесс. Суть данного метода: «Каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих».
Совместное обучение формирует коллектив, положительное отношение членов этого коллектива друг к другу.
Основу кооперативного обучения составляют:
1) теория социальной взаимозависимости;
2) когнитивно-развивающая теория;
3) бихевиоризм [1, с. 91-93].
Тезис о принципиальной несводимости целого к сумме составляющих его частей был выдвинут в конце Х1Х в. Х. Эренфельсом. Его последователи развили эту мысль. Представители гештальтпсихологии в Германии В. Келер, К. Коффка и М. Вертхеймер рассматривали целое как нечто другое, нежели сумма частей, которые выделяются из него посредством обособления. Части целого - функции, или «роли в нем». Структура обладает динамичностью, каждый элемент под воздействием внутренних сил стремится перейти в состояние максимально возможного равновесия. Это состояние характеризуется простотой, завершенностью, выразительностью, осмысленностью.
Курт Коффка предложил рассматривать группу как динамичное целое, в котором взаимозависимость между членами может варьироваться. Состояние отдельного члена или подгруппы воздействует на состояние других членов или групп.
Мортон Дойтш первым сформулировал теорию социальной взаимозависимости в 40-х гг. ХХ в., отметив, что взаимозависимость может быть положительной (кооперация), отрицательной (соревнование) или не существующей (индивидуальные усилия). Результатом положительной взаимозависимости является продвинутое взаимодействие, поскольку каждый поддерживает другого в стремлении обучаться. Для соревнования типично сопротивляющееся взаимодействие, так как индивиды противодействуют друг другу. В случае индивидуализма взаимодействие отсутствует, каждый работает независимо друг от друга. Итак, теория социальной взаимозависимости рассматривает кооперативность как результат положительной взаимозависимости между членами группы, имеющей общие цели
Когнитивно-развивающая теория рассматривает взаимодействие как необходимый элемент развития познавательных качеств: умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание вопроса и т. д. Швейцарский психолог, философ Жан Пиаже учил, что при взаимодействии субъектов познания происходят полезные социокогнитивные конфликты, которые создают дисбаланс, стимулирующий перспективное мышление и когнитивное развитие.
Русский психолог Лев Выготский разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации. Психические функции, данные природой, преобразуются в функции высшего уровня развития - культурные - логическую память, целенаправленное мышление, творческое воображение.
Американские ученые Дэдид Д. Джонсон, Роджер Т. Джонсон и Карл А. Смит создали теорию спора, которая предполагает, если студенты сталкиваются с противоположными точками зрения, конфликтами концепций, то это провоцирует их на поиск дополнительной информации, на более точный и обдуманный ответ [1, с. 92]. Перечислим шаги конструирования знания при взаимодействии:
• организация имеющегося знания в одну позицию;
• защита этой позиции перед другими, попытка отражения атаки на собственную позицию;
• осмысление позиций с целью представления явления с различных точек зрения;
• создание синтеза, который все принимают.
Бихевиористская теория обучения трактует поведение человека
как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействие внешней среды. Поведение понимается как совокупность связей «стимул - реакция». Отсюда следует, что студенты будут упорно работать над заданиями, выполнение которых принесет им награду.
Эти теории объясняют, что путем кооперативного обучения достигается лучший результат, чем путем конкурентного или индивидуального обучения.
Чтобы взаимодействие имело эффективный результат, необходимо включить пять элементов в образовательный процесс:
Во-первых, позитивную взаимозависимость. Каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих. Положительной взаимозависимости добиваются члены группы, когда они имеют общие цели, получают коллективное вознаграждение, делятся информацией или выполняют взаимозависимые роли (делают доклад, оказывают помощь).
Во-вторых, каждый член группы должен нести индивидуальную ответственность за изучение материала. Индивидуальная ответственность проверяется в письменных работах, выборочном опросе при ответе за весь коллектив.
В-третьих, взаимодействие «лицом к лицу» с поощрительной направленностью предполагает стимулирование студентами успеха друг друга, одобрение, поддержку. Вербальные и невербальные реакции обеспечивают обратную связь деятельности студента, возможность узнать друг друга на личностном и профессиональном уровне.
В-четвертых, успех кооперативных усилий требует развития межличностных и групповых навыков. Навыкам принятия решений, созданию доверия, коммуникации, управления конфликтами надо обучать, как и академическим навыкам.
В-пятых, членам группы надо предоставить возможность оценить свои совместные усилия и степень изучения материала. Это позволит в дальнейшем совершенствовать групповой процесс.
Итак, элементами совместного обучения являются: положительная взаимозависимость и взаимодействие «лицом к лицу», индивидуальная ответственность, межличностные навыки, анализ работы группы.
2 Модели совместного обучения. Мозаика
Совместное обучение имеет множество вариаций. Один из подходов - это «студенческие команды-конкуренты». Вначале преподаватель объясняет материал, с которым затем студенты работают в группах для закрепления. Контроль осуществляется посредством написания каждым контрольных работ. Подсчитывается текущий балл по группам и сравнивается в динамике. Победитель, имеющий наивысшую сумму индивидуальных баллов, награждается.
Другой подход - это «команды-турнир». Начальный этап точно такой же, как в первом случае. Однако контрольная работа заменяется турниром, когда участники команд соревнуются между собой, чтобы заработать наибольшее количество очков своей группе.
Третий подход - это «картинка-мозаика», когда из отдельных кусочков слагается цельное полотно.
Вопросы для самоподготовки
В чем сущность и назначение метода кооперативного обучения?
1. Какие теории определяют основу кооперативного обучения?
2. Назовите ключевые этапы в теории спора.
3. Можно ли выделить определяющий элемент из пяти при эффективном взаимодействии в малой группе?
Назовите модели совместного обучения