Тема 7 Семинарское занятие и его назначение

1 Семинар. Роль преподавателя на семинарском занятии

2 Критерии оценки качества семинарского занятия. Подготовка и поэтапное проведение

семинара. Формы семинара

3 Критерии оценки качества семинарского занятия

В вузовской учебной практике сложились разнообразные ауди­торные и внеаудиторные формы учебного процесса: лекции, семина­ры, консультации, зачеты, экзамены, курсовое и дипломное проектиро­вание, практика, экскурсии, конкурсы студенческих работ. Ни одна из форм не может быть признана универсальной, способной заменить дру­гие. Формы находятся во взаимосвязи и логической последовательно­сти. Например, качество лекции определяется уровнем подготовки и проведения семинарского занятия. Количественное соотношение форм обучения зависит от образовательных целей. На старших курсах воз­растает роль семинаров и самостоятельной работы студентов.

Семинар - это групповое практическое занятие под руководством преподавателя, которое обеспечивает создание личных образова­тельных продуктов. В ходе практического занятия студент закрепля­ет знания, учится стандартным процедурам и поисковой деятельно­сти при решении задач и упражнений, учится точно и доказательно выражать свои мысли, вести дискуссию на языке конкретной науки.

Семинар получил свое название от латинского слова seminarium - рассадник. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах, где сочетались диспуты, сообщения учащихся с коммента­риями и заключениями преподавателей. Впоследствии на кафедрах ученые организовали своеобразные школы для практического обуче­ния студентов.

Как соотносится лекция и семинар?

Лекция - это логический «скелет» темы, а семинар - его «плоть». В лекции преподаватель самовыражается, а на семинарском занятии проявляет себя через студента. Роль преподавателя на практическом занятии - это роль дирижера. Функции преподавателя на семинаре:

1) оказание помощи студентам при подготовке семинара - со­ставление плана, подбор литературы, определение индивидуальных заданий;

2) анализ и оценка ответов студентов;

3) развитие навыков работы с текстом, решение стандартных и нестандартных задач;

4) использование различных методов обучения в соответствии с образовательными целями и опытом студентов;

5) создание дружелюбной, творческой атмосферы.

В учебном процессе семинар выполняет определенные функции, прежде всего - познавательную. Он ориентирован на получение зна­ний, на основе которых осуществляется самопознание человека, деятельностное отношение к природному и социальному миру, его пре­образование. На семинаре студент получает дополнительную инфор­мацию, углубляет, систематизирует, обобщает материал, учится вы­рабатывать ценностные суждения об идеях, решениях. Преподава­тель должен научить студентов думать, рассуждать, логически мыс­лить, а не просто пересказывать текст.

Еще одна функция семинара - контрольная. Посредством педаго­гического контроля проверяются результаты обучения. Во время практического занятия определяется степень усвоения материала студентами. Семинар - это средство установления обратной связи между преподавателем и студентом.

К основным функциям семинара относится деятвльностная. В процессе учебы студент приобретает навыки ведения научной дис­куссии, публичного выступления, личностного взаимодействия, что способствует эффективной работе группы. На семинаре студенты вовлекаются в решение учебно-практических задач, проводят иссле­дования.

2 Подготовка и поэтапное проведение семинара. Формы

семинара

Преподаватель готовит группу к семинару и сам готовится. Чем более высокие образовательные цели ставит преподаватель, тем ин­тенсивнее ему приходится работать. Активное и интерактивное обу­чение требует много времени для подготовки занятия. Распростра­ненной формой занятий при изучении экономических дисциплин яв­ляется вопросно-ответная форма. В чем смысл подготовительной ра­боты к семинару? Для двухчасового занятия определяется несколько вопросов, как правило, не более четырех. Семинар может развивать вопросы лекции или включать дополнительные. Студенту предлага­ется основная и дополнительная литература. Объем для изучения и конспектирования устанавливается преподавателем, он продумывает весь ход занятия, вопросы, варианты ответов, направленность дис­куссии. Ему следует иметь свои варианты ответов в случае несогла­сия с аудиторией.

Первый этап состоит из вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия.

Второй этап - основное время семинарского занятия - предпола­гает обсуждение проблем темы. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы, пробуждающие интерес к семинару. Это и информационные, и вызывающие дискуссию, и вопросы- подсказка. Педагог организует логические переходы от одного во­проса к другому.

Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение резуль­татов, исправление ошибок, оценку работы обучаемых. Форму про­ведения семинарского занятия определяет преподаватель. Выбор формы проведения зависит от образовательных целей, задач конкретной темы, индивидуального стиля преподавания, опыта студентов.

1. Распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы.

2. Семинар-диспут ориентируется на обсуждение проблемных вопросов экономики, вопросов, имеющих многовариантные решения. Один вид дискуссии ориентируется на учебное знание, другой - на научное, когда существуют различные точки зрения, подходы к ре­шению проблемы. Для организации дискуссии уместно использовать теорию спора.

3. В практике преподавания экономических дисциплин использу­ется реферативная форма проведения семинара. Рефераты полезны по узким проблемам. Руководитель предлагает тему, литературу, предварительно знакомится с содержанием реферата, который затем представляется в устной форме. Требование к студенту - свободно владеть материалом. Преподаватель может прервать докладчика для обсуждения той или иной детали или идеи.

4. Семинарское занятие может пройти в форме письменного зада­ния. Это может быть тестирование, вопросы с развернутыми ответами, сочинение. Вопросы с развернутыми ответами по сравнению с тестом дают студентам свободу при ответе, развивают логическую и языковую культуру, предлагают более глубокое рассмотрение той или иной пробле­мы. Однако письменные задания такого рода трудно оценивать. Для каж­дого из них предварительно разрабатывается модель подсчета баллов.

5. В образовательном процессе практикуется решение задач и упражнений. Следует давать полную самостоятельность студентам при решении задач. Если возникают общие для всей аудитории за­труднения, задачи решают совместно. При объяснении новых задач преподавателю нужно показать алгоритм их решения на доске.

6. В последние годы при обучении экономическим дисциплинам все чаще используется деловая игра. Моделируется деятельность ка­кого-нибудь социального института для решения реальной пробле­мы. На основе приобретенного опыта и развития личностных качеств формируются профессиональные навыки.

7. Некоторые преподаватели используют коллоквиум для проверки самостоятельной работы студентов. Студенту задается алгоритм, работа путем постановки вопросов по определенной теме. Вопросы ориенти­руются не только на репродуктивную деятельность (Кто? Что? Сколько? Где? Когда?), но и на продуктивную (Почему? Чем объяснить? Как до­казать?). На коллоквиуме проверяются и закрепляются знания - в диа­логе, дискуссии и свободном обмене мнениями.

3 Критерии оценки качества семинарского занятия

Целенаправленность - умение сформулировать проблему, пред­ложить для обсуждения узловые вопросы, точное знание цели семи­нарского занятия. Планирование семинара тесно взаимосвязано с его целью. Преподаватель предусматривает логические ступени в разви­тии вопроса, постепенно повышает сложность материала, продумы­вает взаимосвязь теоретического материала с практикой. Следует помнить, что однообразие примеров, задач утомляет аудиторию, снижает мыслительную активность студентов.

На практическом занятии должны соблюдаться ключевые прин­ципы обучения: это индивидуальность, наглядность, доступность, сознательность и активность, систематичность, прочность, науч­ность, связь теории с практикой. Все эти нормативные требования к процессу обучения взаимосвязаны.

Важный критерий оценки семинара - уровень взаимодействия в аудитории. Под взаимодействием понимаются отношения между преподавателем и студентом и между самими студентами. Если пре­подаватель выбирает роль транслятора знаний, то будет наблюдаться ограниченное взаимодействие, а если разработчика учебной среды, тренера, тогда занятие будет более оживленным, допускающим рас­ширенное взаимодействие.

Важная характеристика занятия - моральная сторона- уважительное и неравнодушное отношение преподавателя к студентам и студентов к преподавателю. Если педагог - высококлассный специалист, хороший методист и партнер в обучении, умеет согласовывать интересы, снимать напряжение, вовремя включаться в обсуждение, то такого преподавателя студенты уважают и ценят.

Одно из назначений семинара - получение обратной связи. По­этому убедительный, квалифицированный анализ выступлений сту­дентов - важная составляющая семинарского занятия. Каждому сту­денту приятно быть замеченным и отмеченным. Это стимул к систе­матической и активной работе. Поэтому надо хвалить конкретно и адресно, а если критиковать, то сопереживая, подбадривая. Никогда не следует унижать человеческое достоинство.

В конце занятия обязательно обобщение знаний, умений и навыков, оценивание идей, решений, методов. Заключение должно быть квалифи­цированным, убедительным, обогащающим знания студентов.

Вопросы для самопроверки

1. Чем семинар отличается от лекции?

2. Какова роль преподавателя на семинарском занятии?

3. Сформулируйте функции семинара.

4. В чем состоит подготовка преподавателя к семинару?

5. Назовите типичные формы семинарских занятий для экономи­ческих дисциплин.

6. По каким критериям оценивается практическое занятие?

Наши рекомендации