II. Предметно-практическая деятельность
III. Художественное творчество
- Лепка
- Аппликация
- Рисование
IV. Ведение домашнего хозяйства
- Уход за вещами
- Кулинария
V. Допрофессиональная подготовка
- Керамика
- Батик
- Ткачество
- Кройка и шитьё
- Полиграфия
- Деревообработка
- Растениеводство
- Уборка помещений и территории
Приложения
- Примеры индивидуальных программ обучения
- Письмо Министерства образования РФ от 3 апреля 2003 года № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
- Фото приложение:
3.1 образцы материалов для занятий предметно-практической деятельностью;
3.2 примеры детских работ, выполненных на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, ткачеству, шитью, полиграфии, деревообработке, керамике, батику;
3.3 примеры алгоритмов для занятий кулинарией и батиком;
3.4 примеры простых рисунков для занятий батиком;
3.5 фотографии некоторого оборудования, используемого на занятиях по допрофессиональной подготовке;
3.6 фотографии занятий с детьми.
ВВЕДЕНИЕ
Детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в течение многих лет называли «необучаемыми». Эти дети либо оставались в семье, не получая квалифицированной психолого-педагогической помощи, либо направлялись в детские дома-интернаты системы социальной защиты. Их обучение по программам общеобразовательной коррекционной школы затруднено или не эффективно, т.к. множественные нарушения не учитываются рамками специальных образовательных программ. Вместе с тем, право каждого человека на образование требует создания условий для обучения всех детей, включая лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Данные программы предлагаются для обучения и воспитания детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Общий список программ включает 22 предмета: предметно-практическая деятельность, знакомство с окружающим миром, развитие речи, межличностные отношения, рисование, лепка, аппликация, музыка и движение, физкультура, гигиена и половое воспитание, уход за вещами; кулинария, социально-бытовая ориентировка, введение в математику, растениеводство, деревообработка, уборка помещений и территории, полиграфия, керамика, батик, кройка и шитье, ткачество. В данный сборник включены программы по 14 предметам(в списке выделены курсивом), которые тесно связаны с трудовой и допрофессиональной подготовкой.
Авторы программ основываются на таких гуманистических взглядах, которые рассматривают человека не как инструмент производства материальных ценностей, а как самоценность, вне зависимости от его возможностей и недостатков. Именно поэтому обучение труду и профессиональной деятельности играет для человека с тяжёлыми и множественными нарушениями, в первую очередь, роль инструмента самореализации в процессе его включения в жизнь общества. Овладение действиями с предметами создаёт основу для дальнейшего успешного обучения ребёнка-инвалида в области художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и осуществления доступной трудовой деятельности. Успешность формируемых действий, общение и взаимодействие с окружающими людьми создают благоприятные условия социальной адаптации молодых инвалидов.
С учетом взаимосвязанности названных видов деятельности программы распределены по четырём разделам: предметно-практическая деятельность, художественное творчество, ведение домашнего хозяйства, допрофессиональная подготовка. Содержательную часть программы предваряет раздел, содержащий описание особенностей развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями, а также особенностей организации их обучения и воспитания на примере работы Центра лечебной педагогики г. Пскова. Содержание программы по предметно-практической деятельности направлено на обучение детей восприятию окружающих объектов, осуществлению манипуляции и доступных действий с различными материалами и предметами, использованию предметов по назначению, различению изображений. Раздел «Художественное творчество» включает программы по рисованию, лепке и аппликации. В программах раскрывается содержание обучения детей использованию различных материалов, инструментов в процессе созидательной (конструктивной) деятельности. Раздел «Ведение домашнего хозяйства» представлен двумя программами: «Уход за вещами» и «Кулинария». Обучение направлено на развитие самостоятельности и максимально возможной независимости детей от посторонней помощи, формирование потребности устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Примерное содержание обучения включает знакомство с различными средствами и приборами, уход за одеждой и обувью, чистку, стирку, глажение, выполнение элементарного ремонта, поддержание порядка в доме. В раздел «Допрофессиональная подготовка» включены программы обучения детей трудовой деятельности в области растениеводства, деревообработки, швейного дела, ткачества, полиграфических работ, изготовления батика и керамики. Содержание программ составлено с учетом различных возможностей и уровня готовности детей к участию в трудовой деятельности. Кроме формирования умений выполнять трудовые операции, ставятся задачи развития у детей интереса к работе, способности трудиться продолжительное время, выполнять работу качественно, соблюдая технику безопасности и правила трудового распорядка.
Содержание программ рассчитано на обучение детей с разной формой и степенью выраженности нарушений. При отборе содержания обучения необходимо исходить из индивидуальных особенностей и уровня развития каждого ребёнка, поэтому, представляя себе картину развития ребёнка, педагог может выбрать из программы то содержание, которое является актуальным для обучения конкретного ребёнка, и включить выбранный материал в индивидуальную программу обучения.
Данный сборник не содержит методик обучения, описание которых может выйти отдельной книгой. Практическую работу с детьми авторы представили в приложении к программам. Приложение состоит из трёх частей. В приложении 1 представлены примеры трёх индивидуальных программ обучения, составленных с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей на основе материалов данного сборника. Принимая во внимание важность нормативно-правового регулирования обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, в приложении 2 приведён текст письма Министерства образования РФ от 3 апреля 2003 года № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект». Фотографические материалы представлены в приложении 3, среди них: образцы материалов для занятий предметно-практической деятельностью; примеры детских работ, выполненных на занятиях по художественному творчеству; примеры алгоритмов для занятий кулинарией и батиком; примеры простых рисунков для батика; фотографии некоторого оборудования, используемого в допрофессиональной подготовке и фотографии занятий с детьми.
Авторский коллектив выражает признательность коллегам школы для детей-инвалидов округа Хайнсберг «Рурталь» (Германия) за многолетнее сотрудничество и обмен опытом, приобретение и адаптация которого помогли при составлении программ. Авторы глубоко благодарны профессору, заведующей кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики МИОО И.М. Бгажноковой и доценту кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена Л.Б. Баряевой за содержательные консультации и полезные рекомендации в ходе написании программ.
РАЗДЕЛ I.
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ