Период социалистической педагогики и школы
Союз Советских Социалистических Республик (СССР, Советский Союз) – государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год. Образован на территории, которую к 1917 году занимала Российская империя. СССР был создан 30 декабря 1922 года путём объединения РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в одно государство с единообразным правительством и столицей в Москве. СССР занимал почти 1/6 часть обитаемой суши Земли. Согласно Конституции 1977 года, провозглашался единым союзным многонациональным социалистическим государством. Наряду с США, был сверхдержавой и доминировал в мировой системе социализма. На момент распада был самой крупной по площади страной мира.
Что определило характер образования в советский период?
· Уже в первые десятилетия социалистического развития государства были окончательно устранены сословность и частное предпринимательство на ниве просвещения.
· Образование стало доступным детям беднейших слоев населения.
· Не стало тупиковых учебных заведений: в системе образования реализовался принцип преемственности различных ступеней.
· К 1939 году в стране в основном была решена задача ликвидации массовой безграмотности населения.
· Неуклонно ширился охват детей школьного возраста обязательным обучением (в 1931 году был принят Закон об обязательном всеобщем начальном образовании).
· За планом всеобщего начального обучения последовал и план всеобщего неполного, а затем и план обязательного всеобщего среднего образования (к 1948 году был обеспечен 7-летний всеобуч, к 1958 – 8-летний, к 1982 году – средний всеобуч).
· Вместо многообразия типов общеобразовательных учебных заведений, функционировавших в дореволюционной России, с 1918 года утверждался один тип общеобразовательной школы: в 20-е годы – «единая трудовая школа», а с 30-х гг. - «общеобразовательная трудовая политехническая школа».
· Главной целью деятельности всех звеньев советской системы образования (начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями и университетами) на протяжении всех 70 лет советской власти было коммунистическое воспитание, воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм. Эта цель декларировалась во всех партийно-государственных документах по народному образованию.
· Государственное начало в системе образования подчинялось принципам партийности. Православие, церковь, религия клеймились как «враги просвещения».
· Радикальным образом отличались в советское время от прошлого, дореволюционного, научно-педагогические исследования. Если в прошлом их проводили отдельные ученые и немногочисленные кафедры педагогики, то в советской России наука о воспитании стала делом государственной важности. В тяжелые годы Великой Отечественной войны, в 1943 году, была образована Академия Педагогических наук РСФСР, преобразованная позднее (1966) в Академию педагогических наук СССР.
Задачи советской школы: воспитывать «Всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей которые умеют все делать»; политехническое образование + всесторонний приступ к работе; развить память каждого знанием основных фактов.
Учитель – главная фигура в школе и проводник идей коммунизма в массы.
Основные события в Российской истории педагогики XX в.
1917—1918 — создание новой школы.
1918—1919 — создание экспериментальных учебных заведений: опытных станций, школ-коммун.
1919 — начало ликвидации безграмотности.
1922 — введение новой школьной системы: девятилетней с I и II ступенями, ШКМ, ФЗС, ФЗУ, средних профессиональных учебных заведений, преобразование вузов.
1930 — введение всеобщего начального образования.
1931—1936 — установление новой школьной системы, изменение содержания, методов, организации обучения.
1949 — введение обязательною семилетнего образования,
1974 — объявление обязательного среднего образования.
1992 — принятие Закона Российской Федерации «Об образовании» и начало реформирования школы.
В 80-е гг. XX в. широкую известность приобрела педагогика сотрудничества, воспитательные идеи которой актуальны и в настоящее время. Педагогика сотрудничества – это основное направление гуманной педагогики развития, суть которой в вовлечении детей в активное учение, совместном труде преподавателей и учащихся, непрерывном творчестве и духовном подъеме учителей и учеников, когда каждое педагогическое действие, решение, поступок проверены на гуманность, сотрудничество и развитие.
1986 — принят документ «Основные направления реформы общеобразовательной и средней школы», разработанный ВНИК под руководством Э.Д. Днепрова. В документе провозглашались основные принципы реформирования системы образования: демократизация образования, плюрализм образования, регионализация образования, народность и национальный характер образования, открытость образования, гуманизация образования, гуманитаризация образования, дифференциация и мобильность образования, развивающий, деятельностный характер, непрерывность образования.
1992 — принят Закон Российской Федерации «Об образовании». Закон позволил отойти от единого типа учебных заведений: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; колледжи; лицеи; частные учебные заведения; закрепил переход от всеобщего среднего обучения к «основному» (девятилетнему).
Расширялась дошкольная и школьная сеть учреждений,
1996 — в Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены серьезные изменения.
1996 — третий этап реформирования системы образования, на котором особая роль отводилась формированию механизмов обеспечения качества образования. Основу этого периода составляют разработка и утверждение Закона о государственных образовательных стандартах и самих государственных образовательных стандартов [11].
«Основные направления реформы школы» и Закон Российской Федерации «Об образовании» способствовали переходу к субъект-субъектным отношениям между учителем и учеником, и разработке и внедрению технологий, возвышающих личность школьника, способствующих раскрытию его способностей.
Организационные мероприятия в области просвещения (1940 – 1990 гг.)
1943 – открыты сменные и вечерние школы для рабочей и сельской молодежи
1943 — правительство (СНК РСФСР) утвердило «Правила для учащихся».
1944—1945 уч. год — введено обучение детей с 7 лет (ранее с 8 лет).
1944 — введена цифровая пятибалльная система оценок.
1943—1954 — осуществление в крупных городах раздельного обучения мальчиков и девочек.
1944 — Совет Народных Комиссаров СССР ввел сдачу выпускных экзаменов (за IV, VII классы) и экзамена на аттестат зрелости; награждение отличников золотой и серебряной медалями.
1943 — организована Академия педагогических наук РСФСР (Москва).
1949 — введено всеобщее обязательное семилетнее образование.
1956 — созданы интернаты.
1954—1955 — в учебные планы включены уроки труда и практические занятия в мастерских.
1958 — принят закон «Об укреплении связи с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».
1974 — объявлено о введении всеобщего среднего образования.
1985 — подготовка к реформированию образования.
1986 — принят документ «Основные направления реформы общеобразовательной и средней школы», разработанный ВНИК под руководством Э.Д. Днепрова.
Расширялась дошкольная и школьная сеть учреждений,