Динамика развития активной речи детей третьего года жизни
Цель: выявить эффективность проведённой работы, определить изменения, которые произошли у детей относительно результатов констатирующего эксперимента.
Контрольный эксперимент проводился аналогично констатирующему эксперименту, использовались те же диагностические методики. Итоги повторной диагностики отражены в таблицах и диаграммах.
На основе диагностики предложенной Галигузовой Л.Н, Смирновой Е.О и всех 3-х ситуаций был получен следующий результат: он отражен в таблице 4 (Приложение 15).
В результате проведения 1 ситуации «Общение с взрослым» выявляли активность детей в общении:
- Эллина, Катя, Соня: были активны и инициативны в общении, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам, находящимся в комнате. В желании разделить с взрослым удовольствие от игры, получить одобрение. Подходили ко мне и говорили различные слова и предложения «Тётя, это кукла», «Пошли со мной», «Почитай мне книжку», «Пойдем играть», «Мяч, кубик, куколка». Общение было выстроено словами. Они набрали наибольшее количество баллов (3балла), что соответствует высокому уровню;
- Алина, Лера, Глеб, Влад, Виолетта и Егор: чем активнее взрослый, тем инициативнее и активны дети. Проявляли инициативу, активность в общении, но их общение было однообразным, то есть говорили слова «Тётя», «Это машинка», а далее проявляли действия (брали за руку), они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню;
- Семён: был малоинициативен по отношению к взрослому, не разговаривал, редко брал на себя инициативу, был не активен в общении, следовал за мной. Он набрал наименьшее количество баллов (1 балл), что соответствует низкому уровню.
В результате проведения 2 ситуации «Совместная игра с взрослым» выявляли проявление активной речи:
- Эллина, Катя, Соня: охотно и с удовольствием принимали предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекают внимание взрослого к игрушкам, просят о помощи, приглашают к совместной игре, сообщают о том, что знают, составляя короткие, но связные предложения из 2 - 3 слов. Они набрали наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню;
- Алина, Лера, Глеб, Влад, Виолетта и Егор: самостоятельно произносили названия предметов и действий, которые им знакомы, составляли 2 –х словное предложение, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню;
- Семён: практически не разговаривает сам, но может повторить слова за взрослым, он набрал наименьшее количество баллов (1 балл), что соответствует низкому уровню.
В результате проведения 3 ситуации «Совместное разглядывание картинок», работа была направлена также на выявление активной речи детей, было отмечено следующее:
- Эллина, Катя, Соня: самостоятельно называли на картинках все изображенные предметы и животных, правильно отвечали на задаваемые вопросы, они набрали наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.
- Алина, Лера, Глеб, Влад, Виолетта и Егор: называли знакомых животных, отвечали на вопросы: «Это кто?», но испытывали затруднения на задаваемый вопрос: «Что делает?» требовалось помощь в повторении вопроса и проговаривание действий, изображенных на картинке. Набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню.
- Семён: необходима помощь взрослого в названии изображенных на картинке предметов, после чего повторял слова, он набрал наименьшее количество баллов (1 балл), что соответствует низкому уровню.
В процентном отношении уровень активной речи представлен на диаграмме:
Рисунок 4 - Уровень развития активной речи детей на этапе контрольного эксперимента
Исходя, из диаграммы можно проследить количественные показатели:
- высокий уровень – 30%(у Эллины, Кати и Сони). Активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимся в комнате, в желании разделить с взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У детей с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Они охотно и с удовольствием принимают предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекают внимание взрослого к игрушкам, просят о помощи, приглашают к совместной игре, сами сообщают о том, что знают, спрашивают, комментируют, предлагают, отвечают на вопросы;
- средний уровень – 60%(у Алины, Влада, Глеба, Леры, Виолетты, Егора). Такие дети используют самостоятельно слова в общении, но необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок;
- низкий уровень – 10%(у Семена). Этот мальчик малоинициативен по отношению к взрослому, практически не разговаривает сам, но может повторить слова за взрослым.
На основе второй диагностики предложенной О.С.Ушаковой и Е.М. Струниной и 2-х заданий был получен следующий результат: он отражен в таблице 5 (Приложение 16).
В результате проведения 1 задания: «Игра с куклой» выявляли развитие словаря у детей, было отмечено следующее:
- Лера, Соня, Катя, Егор, Эллина: называли ответы под номером 1, были активны, запас словаря достаточный, они набрали наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.
- Алина, Виолетта, Глеб, Влад: называли ответы под номером 2, умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню.
- Семён: называл ответы под номером 3, малоактивен и малоразговорчив, словарь ребенка скуден, он набрал наименьшее количество баллов (1балл), что соответствует низкому уровню.
В результате проведения 2 задания: «Игра с мячом» выявляли развитие словаря у детей, было отмечено следующее:
- Лера, Соня, Катя, Егор, Эллина: называли ответы под номером 1, были активны, запас словаря достаточный, они набрали наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.
- Алина, Семён, Глеб, Виолетта, Влад: называли ответы под номером 2, понимают речь, участвуют в общении, не высокий запас словаря. Набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню.
В процентном отношении уровень развития словаря детей представлен на диаграмме: Рисунок 5 - Уровень развития словаря детей третьего года жизни, на этапе контрольного эксперимента
Исходя, из диаграммы можно проследить количественные показатели:
Высокий уровень – 50% (у пяти детей, Эллины, Егора, Кати, Сони и Леры) – дети активны в общении, запас словаря достаточный;
Средний уровень – 40% (у четырёх детей, Алины, Виолетты, Глеба, Влада) – дети умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря;
Низкий уровень – 10% (у одного мальчика, Семёна) - мальчик малоактивен и малоразговорчив, словарь скуден.
Для более точного результата сравним 2 диагностики, результаты которые представлены в таблице 6 (Приложение 17).
По общему анализу двух диагностик (активной речи и развития словаря) на этапе контрольного эксперимента получили следующие уровни:
- у Эллины, Кати и Сони: активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам, предметам, находящимся в комнате, в желании разделить с взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение. У детей с высоким уровнем высокие показатели инициативности.
С удовольствием принимают предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекают внимание взрослого к игрушкам, просят о помощи, приглашают к совместной игре, сами сообщают о том, что знают, спрашивают, предлагают, отвечают на вопросы, очень активны в общении, запас словаря достаточный, что соответствует высокому уровню.
- у Алины, Виолетты, Леры, Егора, Влада и Глеба: характеризуются средними значениями показателей всех параметров. Они используют слова в общении, но необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети. Умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря, что соответствует среднему уровню.
- у Семена: характеризуется слабой степенью выраженности всех параметров. Мало инициативы проявляет по отношению к взрослому, практически не разговаривает сам, но может повторить слова за взрослым. Он малоразговорчив, словарь скуден, что соответствуют низкому уровню.
В основном результаты совпали, расхождения получились у Егора, Леры, так как они используют слова в общении, но необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, запас словаря достаточный.
В процентном отношении общий уровень диагностик (развитие активной речи и развитие словаря) представлен на диаграмме:
Рисунок 6 - Общий уровень диагностик на этапе контрольного эксперимента
Таким образом, по результатам эксперимента можно сделать вывод:
Высокий уровень – 30% (Эллина, Катя и Соня) активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимся в комнате, в желании разделить с взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У детей с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Они с удовольствием принимают предложение поиграть вместе. Средства общения богаты и разнообразны: привлекают внимание взрослого к игрушкам, просят о помощи, приглашают к совместной игре, сами сообщают о том, что знают, спрашивают, комментируют, предлагают, отвечают на вопросы, очень активны в общении, запас словаря достаточный, у таких детей развита активная речь и словарь.
Средний уровень – 60% (Алина, Егор, Лера, Виолетта, Глеб и Влад) дети используют слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря, у таких детей не совсем развита активная речь и словарь.
Низкий уровень – 10% (Семён) такой мальчик малоинициативен по отношению к взрослому, практически не разговаривает сам, но может повторить слова за взрослым, мальчик малоактивен и малоразговорчив, словарь скуден, у мальчика не развита активная речь и словарь.
Таблица 7 – Результаты констатирующего и контрольного эксперимента
Уровни | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент |
Высокий | 10% | 30% |
Средний | 60% | 60% |
Низкий | 30% | 10% |
Сравнивая результаты контрольного и констатирующего эксперимента (таблица 7), следует отметить:
· число детей с высоким уровнем развития активной речи и словаря увеличилось на 20% (было 10%, стало 30%);
· число детей со средним уровнем развития активной речи и словаря не изменилось (60%);
· на 20% уменьшилось число детей с низким уровнем развития активной речи и словаря (было 30%, стало 10%).
Таким образом, сравнительный анализ полученных данных отражает положительную динамику развития активной речи и словаря детей третьего года жизни, тем самым подтверждает выбранную гипотезу и позволяет констатировать эффективность использования дидактических игр для развития активной речи и словаря у детей данного возраста.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Опытно-экспериментальная работа по развитию активной речи детей третьего года жизни осуществлялась в три этапа. На этапе констатирующего эксперимента в результате обследования активной речи детей первой младшей группы были выявлены уровни развития активной речи детей и уровень развития словаря детей. В основном дети показали средний и низкий уровень развития активной речи. На основе выполненного анализа мы выявили уровень развития активной речи детей третьего года жизни, результаты показали следующее, что высокий уровень имеют 10 % детей, средний уровень 60 % детей и низкий уровень 30 % детей.
На этапе формирующего эксперимента нами был разработан перспективный план работы, в который были включены дидактические игры на развитие звукоподражания, на обогащение словаря существительными, глаголами, прилагательными и на развитие диалогической, связной речи. Важным моментом в эффективности проведенной работы считаем дидактические принципы: систематичности, последовательности, наглядности, доступности, научности и индивидуализации, а также дифференцированный подход и индивидуальную работу. Положительное влияние на развитие речи детей (Глеб, Влад) оказали игры на развитие мелкой моторики рук и работа с родителями. Родители стали больше использовать игры для развития речи. Уделять внимание развитию активной речи детей.
Применяемые нами дидактические игры, их принципы, методы и приемы работы способствовали развитию активной речи детей. Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику у детей в уровне развития активной речи детей и уровне развития словаря, что свидетельствует об эффективности применения дидактических игр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования видно, что развитие активной речи детей третьего года жизни стремительно возрастает, так как третий год жизни детей самый благоприятный период, для развития речи, формирования культуры речевого общения. Потому что задатки развития активной речи детей интенсивно происходят, именно, в первые три года жизни. На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова. На втором году — понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь). На третьем году — понимание, активная речь (словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции, предложения). В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие ребенка, поэтому важно своевременно закладывать основы для его полноценного развития. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядности. Расширять активный словарь существительными, прилагательными, глаголами. Формировать грамматический строй речи. Развивать диалогическую и связную речь, отвечать на вопросы, вступать в речевое общение с взрослыми и сверстниками. В детском саду огромное внимание уделяется развитию речи детей. Следует систематически и интенсивно воздействовать на речевое развитие детей, используя для этой цели режимные моменты, игру, занятия. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств, методов и приемов обучения. Использование игры необходимо при обучении детей. Дидактическая игра должна в полной мере помочь решить как образовательные задачи, так и задачи развития познавательной активности детей младшего школьного возраста, следовательно, одним из средств развития активной речи детей третьего года жизни, является, конечно, дидактическая игра. Дидактическая игра влияет на развитие словаря, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, на развития связной речи. Данная игра служит средством обучения и является источником познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре детям гораздо легче понять и усвоить изученный материал. Они повышают интерес у детей, развивают внимание, мышление. Она имеет колоссальное влияние на развитие речи детей третьего года жизни. Роль дидактических игр в развитии речи детей заключается в том, что они служат средством обучения и являются огромным источником познавательной деятельности, помогают закреплять знания. С помощью данных игр дети учатся сравнивать, обобщать, рассказывать, благодаря чему у них развивается связная речь, обогащается словарь, формируется четкое звукопроизношение, повышается грамматический строй речи, все действия сопровождаются словом, беседой. В дидактических играх детям предоставляется наглядность, эти игры повышают интерес к занятиям, развивают внимание, сообразительность, очень просты, доступны.
Опытно-экспериментальная работа по развитию активной речи детей третьего года жизни осуществлялась в три этапа. На этапе констатирующего эксперимента использовали две методики направленные на обследования активной речи детей третьего года жизни и сформированности словаря. Были выявлены следующие уровни: уровень развития активной речи и уровень развития словаря детей. В основном дети показали средний и низкий уровень развития активной речи. Нами был разработан перспективный план работы, в который были включены дидактические игры на развитие звукоподражания, на обогащение словаря существительными, глаголами, прилагательными и на развитие диалогической, связной речи. Важным моментом в эффективности проведенной работы считаем дидактические принципы: систематичности, последовательности, наглядности, доступности, научности и индивидуализации, а также дифференцированный подход. Положительное влияние на развитие речи детей оказали игры на развитие мелкой моторики рук и работа с родителями. Родители стали больше использовать игры для развития речи. Уделять внимание развитию активной речи детей. Применяемые нами методы и приемы работы способствовали развитию активной речи детей. Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику у детей в уровне развития активной речи детей и уровне развития словаря, что свидетельствует об эффективности применения дидактических игр.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МКДОУ детский сад № 4 п.г.т. Нагорск. В ходе исследования были реализованы поставленные задачи:
• Рассмотрены теоретические основы развития активной речи детей третьего года жизни;
• Проведена опытно-экспериментальная работа по развитию активной речи детей третьего года жизни.
Таким образом, поставленные цели в работе выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена результатами экспериментальной работы. В дальнейшем, продолжая работу по развитию речи, хотелось бы больше уделить внимание связной речи, так как эта проблема известна многим педагогам. Как показывает опыт, дети (становясь старше) при составлении рассказов по картине или серии сюжетных картинок затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах. Почти всегда им требуется помощь. В перспективе мы ставим перед собой следующие задачу: обучать детей новым речевым формам (монолог, совершенствовать диалогическую речь, использовать прямую речь в инсценировке сказок). В результате ребёнку будет легче излагать свои мысли в повседневной жизни и при обучении в школе. Он будет заниматься в интересной форме под руководством взрослого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой, Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артёмова М.: Просвещение 1989. – 286с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр « Академия», 1998.- 400 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- 3 - е изд., стереотип. – М.: Издательский центр « Академия», 2000.- 400 с.
4. Алексеева, М.М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 560 с.
5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко.- 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. – 225 с.
7. Веракса, Н.Е. Основная образовательная программа дошкольного образования. / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2015 – 368 с.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Педагогика, 1961. - 472 с.
9. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада для воспитателя детского сада / В.В. Гербова. - 2-е. изд., испр и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
10. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М.: Мозайка – синтез, 2014 – 128 с.
11. Закурдаева, Н.Н. Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https:// pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=34750.
12. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Том 1. Психическое развитие ребенка. / А.В. Запорожец, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - Москва: Издательство «Педагогика», 1986 – 296 с.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 416 с.
14. Куролёва, Н.А. Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру (из опыта работы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://loktkom.ucoz.ru/Rabota_RMO/kuraleva_n.a-opyt_pedagogiche - skoj_dejatelnosti_po. pdf.
15. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2016. – 128 с.
16. Малева, А.С. Развитие речи детей в первой младшей группе (из опыта работы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.maam.ru/detskijsad/otchet-razvitie-rechi-detei-v-1-mladshei-grupe.html.
17. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада / Т. А. Марковой, Д.В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов – 4-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 456 с.
19. Неверова, Ю.В. Развивающие занятия для детей от 1 до 3 лет: конспекты занятий, раздаточный материал / Ю.В. Неверова, Е.В. Иванова. – М.: Гуманитарный изд. центр «Владос», 2014.– 189 с.
20. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя дет. сада / С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; под общ. ред. С.Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Просвещение», 1985 – 144 с.
21. Парамонова, Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3лет / Л.А. Парамонова. – 3 – е изд., испр. – М.: Олма Медия Групп, 2015. – 512 с.
22.Печерога, А.В. Развивающие игры для дошкольников: учим, развиваем, воспитываем / А.В. Печерога. – М.: ВАКО, 2008. – 192 с.
23. Печора, К.Л Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. / К.Л. Печора., Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2004. – 172 с.
24. Радина, Е.И. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: учебное пособие для воспитателей детских садов – 2-е изд. / Е.И. Радина, М.И. Попова – М.: «Просвещение», 1972. – 191 с.
25. Синаря, Ю.А. Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений (из опыта работы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/download - 2481- html
26. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду : пособие для воспитателя дет. сада. / А.И. Сорокина – М.: Просвещение, 1982.- 96 с.
27. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детских садов / Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976. – 187с.
28. Сохин, Ф. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников / Ф. Сохин // Вопросы психологии. – 1995. - № 3. – 89 с.
29. Старикова, Э.Ф. Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www/ maam.ru/.../vystuplenie-iz-opyta-raboty-na-temu-razvitie-aktivnoi-rechi-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-razlichnyh-vidah - dejat-ti /html//
30. Теплюк, С.Н. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / С.Н. Теплюк. – М.: Мозайка – синтез, 2016 – 256 с.
31. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста: пособие для воспитателей дет. сада / Е.И. Тихеева, Ф. А. Сохин, - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
32. Урунтаева, Г.А.Дошкольная психология: учебное пособие для студ. сред. пед. учебных заведений / Г. А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
33. Ушакова, О. Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве / О. Ушакова, Е. Струнина // Дошкольное воспитание.- 2013 . - № 12 . - С. 98.
34. Ушинский, К. Д. Родное слово / К.Д. Ушинский // Собр. соч. – М., 1948. – 647 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ГЛОССАРИЙ
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширении углублении, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие познавательных способностей
Игра – основная деятельность детей, в процессе которой ребёнок живёт.
Игры с предметами– игры, которые основаны на непосредственном восприятии детей, стремление ребенка действовать и знакомиться с ними.
Метод- способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.
Настольно - печатные игры – это игры для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы.
Прием – это частное проявление того или другого метода.
Речь- совокупность произносимых или воспринимаемых звуков.
Активная речь -это процесс передачи информации. Сама активность заключается в необходимости произношении слов, предложений.
Пассивная речь – это процесс восприятия информации, заложенной в чьей-либо активной речи. Это могут быть выслушивание, понимание.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Словарь- собрание слов, устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.
Звукоподражание - приблизительное воспроизведение природного звучания, а также слово, возникающее путём такого подражания (кукушка)
Сензитивный период развития - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Приложение 2