Окружающий предметный мир и профессии людей.

Уроки-занятия по теме «Одежда». Настольно-печатные игры по теме «Одежда», дидактические упражнения, в которых учащиеся должны выбрать пиктограммы по теме «Одежда» и соотнести их с картинками, миниатюрными и реальными предметами одежды. Дифференциация предметов одежды и называние ее по группам: одежда для детей и взрослых, одежда для мужчин и женщин, одежда для теплого и хо­лодного времени года. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)

Знакомство со средствами и способами определения раз­мера одежды. Упражнения в определении размера одежды и белья (прикладывание к себе, к другим), произнесениеслов: подходит, не подходит. Называние размера при срав­нении двух-трех предметов одежды. Определение своего размера и роста с помощью сантиметра. (Интеграция с уро­ками по предмету «Математические представления и кон­струирование».)

Формирование представлений учащихся о размере обуви, полноте и подъеме ноги. Называние их и краткие сообще­ния о способах выбора обуви для разных сезонов и о воз­можностях ее использования.

Экскурсия в школьную швейную мастерскую, наблюдения за работой учащихся, мастера производственного обучения, учителя швейного дела и т. п. Экскурсия в мастерские по ремонту одежды и обуви. Отработка алгоритма поведения в мастерских по ремонту одежды, обуви в сюжетно-ролевых играх. (Интеграция с уроками по предмету «СБО».)

Стимулирование рассказывания учащихся о себе: акку­ратен ли я в одежде? Проигрывание диалогов в сюжетах «Ателье по пошиву одежды», «Магазин одежды», «Мастер­ская по ремонту одежды». (Интеграция с уроками по пред­метам «Математические представления и конструирование», «Альтернативное чтение», «Здоровье и ОБЖ», «СБО»).

Расширение представлений учащихся о местах отдыха. Уроки-экскурсии: посещение парка отдыха, музеев (крае­ведческий музей, музей кукол), аттракционов, театров и т. п. Деловые сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации посещения мест отдыха.

Знакомство с компьютером и правилами его эксплуата­ции (индивидуально, исходя из особенностей интеллекту­ального развития учащихся). Элементарные представления об «архитектуре» компьютера: «клавиатура», «мышь», «мо­нитор». Вовлечение учащихся в совместные с учителем компьютерные игры (например, «Веселые картинки», «Плане­та чисел для малышей», «Пятачок и разные звери»), при этом воспитывая у них бережное отношение к технике.

Окружающий природный и животный мир. Расширение ситуаций (по сравнению с предыдущими классами), в ко­торых уточняются действия учащихся по элементарному экспериментированию и труду на пришкольном участке, в парнике и т. п.

Уточнение представлений учащихся по теме «Цветы: по­левые, садовые». Экскурсии в парк, в цветочный магазин, в оранжерею. Рассматривание настоящих цветов, называние их, используя словесное обозначение, показ картинок, пик­тограмм, муляжей и иллюстраций. Занятия с использова­нием пиктограмм по рабочей тетради «Ребенок и мир рас­тений». (Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Ре­бенок и мир растений (см. список рекомендуемой литературы).

Практические действия по уходу за комнатными цветами: полив, рыхление. Рассматривание альбомов, фото­графий, иллюстраций о цветах. Рисование цветов (по тра­фаретам и самостоятельно): «Цветы на поляне», «Цветы в горшке», «Цветы в вазе» и т. п. (Интеграция с уроками по предмету «Ручной труд».)

Занятия (совместно с учителем) с настольно-печатными играми по теме «Животные», «Растения», «Цветы».

Рассматривание реальных плодов разных растений и их изображений, соотнесение изображений с соответствующи­ми растениями.

Знакомство (продолжение) учащихся с растениями родно­го края: их названиями, характерными признаками и т. п.

Расширение круга чтения о растениях. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».) Рассма­тривание пейзажей о природе, поделок из природного ма­териала. (Интеграция с уроками по предмету «Ручной труд».)

Формирование представлений о жизни окружающего при­родного и социального мира в разное время суток. Беседы, рассматривание иллюстраций о природе и жизни растений, животных и людей в разное время суток. Рассматривание художественных картин, на которых изображена природа, люди, животные в разное время суток. Называние учителем и показ (называние) учащимися символов разных частей суток: солнце восходит, солнце днем, солнце заходит, луна, звезды, краски частей суток и т. п.

Продолжение экспериментирования с красками и простые опыты по получению цветосочетаний для обозначения цве­та утра, дня, вечера, ночи.

Упражнения на определение цвета частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Определение цвета времен года: лето, осень, зима, весна.

Систематические экскурсии и прогулки с учащимися для наблюдения погодных явлений и выполнения посильных трудовых поручений в природе.

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.Упражнения с использованием иллюстративного ма­териала на обобщение конкретных понятий с помощью родовых понятий, обобщение понятий через выделение признаков различия и сходства: «Назови, какие бывают» («Назови одним словом», «Разложи картинки», «Сравни предметы»).

Игровые тренинги с учащимися на темы: вызов скорой помощи, участкового врача.

Обучение учащихся составлению кратких описательных рассказов о возможном недомогании. Диалог с учащимся во время проигрывания ситуации по оказанию первой ме­дицинской помощи. Обучение ведению диалога у постели больного. (Интеграция с уроками по предметам «СБО», «Здоровье и ОБЖ».)

Обучение учащихся составлению повествовательных рас­сказов по серии сюжетных картинок о труде людей разных профессий в природе с использованием речевых и неречевых средств общения (по пиктограммам, указательным жестам учителя на деталь изображения или предмета).

Совместное с учителем составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи из личного опыта труда в природе, изготовления поделок из природного и бросового материала, рисования и т. п. (Интеграция с уро­ками по предмету «Ручной труд».)

Окружающий предметный мир и профессии людей.Рас­сматривание учащимися, беседы (диалоги) с учащимися, демонстрация учителем принципов работы (с соблюдением техники безопасности) реальных бытовых объектов и их игровых аналогов, называние и показ учащимися предметом бытовой техники. Например: часы (механические, элек­тронные, кварцевые; настенные, напольные, будильник); телевизор, аудио- и видеомагнитофон, DVD; стиральная машина; электрический чайник, электрический самовар, кофеварка; швейная машинка, утюг, гладильная доска; светильники; средства телекоммуникации: телефон (ста­ционарный, сотовый), компьютер. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)

Знакомство учащихся с цветами флага России. Систематическое рассматривание этой символики, слушание гимна России. Введение в пассивный (активный) словарь учащих­ся слов: гимн, флаг, Россия, Москва — столица, а также названия города, в котором живут ученики.

Экскурсии с учащимися для уточнения ориентировки в микрорайоне школы с последующими беседами, рассматри­ванием элементарных планов-схем района, обсуждением ситуаций по фотографиям.

Окружающий природный и животный мир.Просмотр видеофильмов из серии «В мире животных» с последующей элементарной беседой по их содержанию.

Формирование у учащихся общих представлений о зи­мующих и перелетных птицах: об их многообразии в при­родном мире, о местах обитания. Экскурсии в зоологический музей, в краеведческий музей, в зоопарк с последующими беседами и просмотром иллюстраций, фотографий, сделан­ных во время экскурсий. Беседы, чтение литературных про­изведений о жизни животных в зоопарке. При этом следу­ет обращать особое внимание на формирование представле­ний учащихся о необходимости правильного поведения в местах содержания животных и заботы о них. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)

Знакомство учащихся с элементарными краеведческими сведениями о животных и птицах родного края. Формиро­вание у них представлений о потребностях конкретных жи­вотных в природных условиях (свет, воздух, благоприятная температура, пища, места обитания, приспособляемость к сезонным изменениям). Роль подкормки для жизни птиц в зимнее время, необходимость кормушек для птиц. (Инте­грация с уроками по предмету «Ручной труд».)

Уточнение представлений учащихся о многообразии на­секомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары). Рассказы учителя, просмотр видеофильмов о на­секомых с целью формирования у учащихся представлений о том, как ведут себя насекомые зимой и летом, о среде их обитания.

Совместные с учащимися занятия с настольно-печатными играми на зоологические темы. Стимулирование желания играть в них самостоятельно (при организующей роли учи­теля).

Расширение представлений учащихся об особенностях человеческой семьи и семьи животного, полученных в преды­дущих классах.

Формирование элементарных представлений учащихся о рыбах, обитающих в озерах, реках, морях и океанах. Стимулирование желания учащихся рассказывать учителю и сверстникам о повадках, особенностях окраски, строения рыб с использованием вербальных и невербальных средств общения.

Чтение рассказов, стихотворений, рассматривание ил­люстраций, беседы. Дальнейшее совместное с учащимися экспериментирование с наиболее известными природными материалами (песком, солью, камешками, глиной) в специ­ально оборудованной предметной среде (см. первое полу­годие).

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

Альтернативное чтение

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пик­тограммах.Создание учителем тематических пиктографи­ческих стендов по знакомой учащимся тематике и «чтение» на уроках информации учащимися (с помощью учителя), представленной на этих стендах.

Чтение учащимся литературных произведений, рассма­тривание с ними иллюстраций и картин, выполнение этю­дов, отражающих состояние цветов в разные части суток. Рассматривание рисунков, поделок цветов из природного и бросового материала, выполненных учащимися. (Интеграция с уроками по предмету «Ручной труд».) Рассматривание вместе с учениками картин, фотографий, представленных на бумажных и электронных носителях, видеофильмов о цветах. Рассматривание, моделирование и составление по плану-образцу рассказов по натюрмортам (В. Волосова «Де­ревенский натюрморт», П. Кузнецова «Цветы», И. Хруцкого «Натюрморт» и др. См.: Лебедева И. Н. Развитие связной речи: обучение рассказы­ванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009).

«Чтение» цветных пятен: рассматривание различных ба­тиков, определение цветка по цвету, подбор вместе с учи­телем картинок к реальным цветам и муляжам. Рассказы­вание с опорой на них, используя невербальные (пиктограммы «роза», «тюльпан», «ландыш», «цветы», «подрезать» и др.) и вербальные средства общения.

«Аудиальное чтение». Расширение круга чтения для уча­щихся, углубление содержания бесед с учащимися об огне, воде, земле, воздухе, их значении в жизни природы и че­ловека на основе систематических наблюдений за природой и погодой. Совместное с учащимися «чтение» изображений на календаре погоды и природы.

Чтение литературных произведений учащимся, в которых говорится о необходимости осторожного поведении на воде и обращения с огнем. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)

Слушание аудиокниг в различном формате.

Привлечение учащихся к изображению действий по про­читанному учителем тексту в театрализованных играх, в рисовании.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). «Чтение» обозначений артикуляции гласных звуков соответствующи­ми значками, «чтение» согласных звуков, произнесенных шепотом, и произнесение затем этих звуков с различной силой голоса и интонацией.

Дидактические упражнения, в которых учащийся вы­бирает карточки с буквами, словами, среди картинок и цифр.

«Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответ­ствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение).

Подбор карточек со словами к пиктограммам, под кото­рыми подписаны названия. Называние («чтение») этих слов с опорой на изображение, а затем без нее (запоминание не­скольких слов).

Чтение слов, подписанных под пиктограммами, и на­кладывание (подкладывание) знакомых букв к таким же буквам в словах.

Упражнения для развития фонематического восприятия: различение контрастных гласных и близких по артикуля­ции согласных звуков в открытых и закрытых слогах.

Запись с помощью учителя своего имени (фамилии) и других доступных для учащегося сведений о себе.

Последовательное соединение знакомых согласных букв с предлагаемыми учителем гласными в слог-слияние (от­крытый и закрытый слоги).

Выделение слогов из знакомых слов (предъявляются три- четыре карточки со словами). Подкладывание учащимися карточки-слога под соответствующий слог в слове.

Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соотнесение их с указательным жестом; предлогов в, на, под, у и соотнесение их с пиктограммами и указательным жестом.

Чтение предложений по комбинации из карточек со зна­комыми словами и картинок по схеме: картинка и слово. (Если ученик усвоил такой способ чтения предложений, задания усложняются.) Составление слов из букв разрезной азбуки и чтение предложений.

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пик­тограммах. Работа с пиктограммами по рабочим тетра­дям (Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Ре­бенок и мир растений (см. список рекомендуемой литературы).

Расширение представлений учащихся о журналах и их «чтение» (см. седьмой и восьмой классы).

Совместный с учащимися выпуск стенгазет, журналов, например, «Наш класс», «Любимые занятия» и т. п.

Закрепление умения учащихся по словесной просьбе учи­теля показывать и называть информационные, предупре­ждающие и запрещающие знаки, изученные ранее.

Разыгрывание вместе с учащимися, используя персонажи различных театров (см. предыдущие классы), спектаклей по рассказам и стихотворениям. (Учитель при этом вместе с учащимися оречевляет действия персонажей.)

«Аудиальное чтение». Содержание раздела аналогично тому, что представлено в одноименном разделе в первом полугодии.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). (Для учащих­ся, индивидуальные особенности развития которых не по­зволяют расширить объем изучаемого материала, содержа­ние раздела остается аналогичным тому, что предлагается в первом полугодии.)

Чтение предложений по комбинации из карточек со зна­комыми словами и картинок по схеме: картинка и слово.

Чтение предложений из двух-трех слов, составленных из букв разрезной азбуки.

Чтение небольших текстов (из двух-трех коротких пред­ложений — слова из трех-четырех букв).

Чтение собственных имен (фамилий).

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

Графика и письмо

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упраж­нения на формирование и закрепление усвоенных учащи­мися навыков выполнения двигательных программ, вклю­чающих последовательно организованные движения.

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, дан­ному учителем, и по его словесной инструкции.

Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последова­тельно организованных движений и конструктивного праксиса.

Упражнения на развитие произвольной регуляции мото­рики рук с помощью статических и динамических упраж­нений для кистей и пальцев рук.

«Рисуночное письмо». Выполнение учащимися с помо­щью учителя узоров в круге и в полоске, перенос симме­тричного узора с одной стороны на другую, выбор необхо­димых для аппликации элементов из предложенных, среди которых есть «лишние».

Упражнения в рисовании пятен и линий под музыку, передавая ее темп, настроение и т. п.

Рисование учащихся по трафаретам, по точкам-ориенти­рам и самостоятельно (с незначительной помощью учителя) простых натюрмортов с натуры. Рисование предваряется и сопровождается чтением литературных и слушанием музы­кальных произведений.

Ознакомление учащихся с приемами рисования углем, сангиной.

Жестово-образные игры. Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры, выполняемые учащи­мися перед зеркалом по образцу, предлагаемому учителем,

и по его словесной инструкции. (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Упражнения с использованием воображаемых движении (пантомимы и игры-пантомимы): «Альпинисты поднимают­ся в горы», «Ветер, ветер», «Космические гости», «Куклы», «Падающие листья», «Пламя», «Под дождиком», «Путеше­ственники идут по пустыне», «Разные ветры», «Солнечные зайчики», «Солнце в разное время года», «Солнце и луна», «Человек ориентируется по солнцу, по звездам» и др.

«Письменные упражнения». «Письмо» букв по трафаре­ту (размер трафарета 1-3 см). Задание предлагается, исходя из индивидуальных возможностей учащихся.

Упражнения в написании букв и слов по контурным ли­ниям (точкам).

Упражнения на зрительно-пространственную ориентиров­ку на листе бумаги. (См., напр.: Липакова В. И., Логинова Е.А., Лопатина Л. В. Ди­дактическое пособие по диагностике состояния зрительно-простран­ственных функций у детей дошкольного и младшего школьного воз­раста. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2003).

Запись своего имени (фамилии) по контурным ориенти­рам и самостоятельно. Подписывание открыток (текст может быть написан учителем или учеником с помощью учи­теля).

Запись учителем и учащимися (исходя из их возмож­ностей) числа и названия месяца, даты рождения. Еже­дневные упражнения учащихся в выборе карточек с числа­ми и названием месяца. Запись числа и названия месяца по точкам в тетради, на доске. Списывание их с образца.

Уточнение усвоения учащимися знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. (Интеграция с уроками по пред­мету «Математические представления и конструирование».)

Списывание (записывание) значимой для учащихся ин­формации о режиме дня, о времени какого-либо события, телефонов специальных служб учителем вместе с учащи­мися.

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Упражнения для развития тонкой моторики рук.Даль­нейшее совершенствование двигательной сферы учащихся. Обучение их выполнению двигательных программ, включающих последовательно или одновременно организованные движения (исходя из особенностей развития моторики).

Совершенствование кинестетической основы артикуля­торных движений и формирование нормативных артикуля­торных укладов звуков.

Развитие кинетической основы артикуляторных движе­ний.

Совершенствование движений мимической мускулатуры по подражанию учителю и по его словесной инструкции. (Интеграция с логопедическими занятиями.)

«Рисуночное письмо». Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое» и «тихое» звучание с использова­нием музыкальных инструментов. Обучение учащихся обо­значению различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками.

Выполнение предметной аппликации из частей с исполь­зованием готового контура: наклеивание изображений сборно-разборных игрушек (разрезы плоских заготовок соот­ветствуют форме и местам соединения частей этих игрушек); аппликации фигур человека и животных; вырезание объ­ектов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (овощи, фрукты, посуда) и др.

Вместе с учащимися изготовление книжек-самоделок по бытовым ситуациям.

На основе предварительных экскурсий, наблюдений, зна­комства с литературными и художественными произведе­ниями совместное с учащимися рисование улицы, парка, пришкольного участка (по заранее нанесенным простран­ственным ориентирам — дорожкам). При этом обращается внимание учащихся на необходимость изображать на ри­сунке людей (взрослых и детей), транспортные средства и т. д. Беседы с учащимися по содержанию выполненных рисунков. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Жестово-образные игры. Формирование представлений об эмоциях в игровых этюдах «Дождик», «Имя шепчут волны», «Мусорное ведро», «Мы клоуны», «Мы художни­ки», «Пальцы и ладонь», «Паровозик», «Пройди с закры­тыми глазами», «Салют», «Солнышко и туча», «Ходят в море корабли», «Чье имя?», «Я грущу и улыбаюсь» и др.

Игры-пантомимы и этюды, выражающие эмоциональное состояние (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх, горе). Использование приема дорисовывания пикто­грамм и называние их.

«Письменные упражнения». Содержание работы анало­гично содержанию работы в первом полугодии и может быть расширено, исходя из индивидуальных образовательных возможностей учащихся.

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

Наши рекомендации