Окружающий предметный мир и профессии людей.
Уроки-занятия по теме «Одежда». Настольно-печатные игры по теме «Одежда», дидактические упражнения, в которых учащиеся должны выбрать пиктограммы по теме «Одежда» и соотнести их с картинками, миниатюрными и реальными предметами одежды. Дифференциация предметов одежды и называние ее по группам: одежда для детей и взрослых, одежда для мужчин и женщин, одежда для теплого и холодного времени года. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)
Знакомство со средствами и способами определения размера одежды. Упражнения в определении размера одежды и белья (прикладывание к себе, к другим), произнесениеслов: подходит, не подходит. Называние размера при сравнении двух-трех предметов одежды. Определение своего размера и роста с помощью сантиметра. (Интеграция с уроками по предмету «Математические представления и конструирование».)
Формирование представлений учащихся о размере обуви, полноте и подъеме ноги. Называние их и краткие сообщения о способах выбора обуви для разных сезонов и о возможностях ее использования.
Экскурсия в школьную швейную мастерскую, наблюдения за работой учащихся, мастера производственного обучения, учителя швейного дела и т. п. Экскурсия в мастерские по ремонту одежды и обуви. Отработка алгоритма поведения в мастерских по ремонту одежды, обуви в сюжетно-ролевых играх. (Интеграция с уроками по предмету «СБО».)
Стимулирование рассказывания учащихся о себе: аккуратен ли я в одежде? Проигрывание диалогов в сюжетах «Ателье по пошиву одежды», «Магазин одежды», «Мастерская по ремонту одежды». (Интеграция с уроками по предметам «Математические представления и конструирование», «Альтернативное чтение», «Здоровье и ОБЖ», «СБО»).
Расширение представлений учащихся о местах отдыха. Уроки-экскурсии: посещение парка отдыха, музеев (краеведческий музей, музей кукол), аттракционов, театров и т. п. Деловые сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации посещения мест отдыха.
Знакомство с компьютером и правилами его эксплуатации (индивидуально, исходя из особенностей интеллектуального развития учащихся). Элементарные представления об «архитектуре» компьютера: «клавиатура», «мышь», «монитор». Вовлечение учащихся в совместные с учителем компьютерные игры (например, «Веселые картинки», «Планета чисел для малышей», «Пятачок и разные звери»), при этом воспитывая у них бережное отношение к технике.
Окружающий природный и животный мир. Расширение ситуаций (по сравнению с предыдущими классами), в которых уточняются действия учащихся по элементарному экспериментированию и труду на пришкольном участке, в парнике и т. п.
Уточнение представлений учащихся по теме «Цветы: полевые, садовые». Экскурсии в парк, в цветочный магазин, в оранжерею. Рассматривание настоящих цветов, называние их, используя словесное обозначение, показ картинок, пиктограмм, муляжей и иллюстраций. Занятия с использованием пиктограмм по рабочей тетради «Ребенок и мир растений». (Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Ребенок и мир растений (см. список рекомендуемой литературы).
Практические действия по уходу за комнатными цветами: полив, рыхление. Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций о цветах. Рисование цветов (по трафаретам и самостоятельно): «Цветы на поляне», «Цветы в горшке», «Цветы в вазе» и т. п. (Интеграция с уроками по предмету «Ручной труд».)
Занятия (совместно с учителем) с настольно-печатными играми по теме «Животные», «Растения», «Цветы».
Рассматривание реальных плодов разных растений и их изображений, соотнесение изображений с соответствующими растениями.
Знакомство (продолжение) учащихся с растениями родного края: их названиями, характерными признаками и т. п.
Расширение круга чтения о растениях. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».) Рассматривание пейзажей о природе, поделок из природного материала. (Интеграция с уроками по предмету «Ручной труд».)
Формирование представлений о жизни окружающего природного и социального мира в разное время суток. Беседы, рассматривание иллюстраций о природе и жизни растений, животных и людей в разное время суток. Рассматривание художественных картин, на которых изображена природа, люди, животные в разное время суток. Называние учителем и показ (называние) учащимися символов разных частей суток: солнце восходит, солнце днем, солнце заходит, луна, звезды, краски частей суток и т. п.
Продолжение экспериментирования с красками и простые опыты по получению цветосочетаний для обозначения цвета утра, дня, вечера, ночи.
Упражнения на определение цвета частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Определение цвета времен года: лето, осень, зима, весна.
Систематические экскурсии и прогулки с учащимися для наблюдения погодных явлений и выполнения посильных трудовых поручений в природе.
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.Упражнения с использованием иллюстративного материала на обобщение конкретных понятий с помощью родовых понятий, обобщение понятий через выделение признаков различия и сходства: «Назови, какие бывают» («Назови одним словом», «Разложи картинки», «Сравни предметы»).
Игровые тренинги с учащимися на темы: вызов скорой помощи, участкового врача.
Обучение учащихся составлению кратких описательных рассказов о возможном недомогании. Диалог с учащимся во время проигрывания ситуации по оказанию первой медицинской помощи. Обучение ведению диалога у постели больного. (Интеграция с уроками по предметам «СБО», «Здоровье и ОБЖ».)
Обучение учащихся составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок о труде людей разных профессий в природе с использованием речевых и неречевых средств общения (по пиктограммам, указательным жестам учителя на деталь изображения или предмета).
Совместное с учителем составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи из личного опыта труда в природе, изготовления поделок из природного и бросового материала, рисования и т. п. (Интеграция с уроками по предмету «Ручной труд».)
Окружающий предметный мир и профессии людей.Рассматривание учащимися, беседы (диалоги) с учащимися, демонстрация учителем принципов работы (с соблюдением техники безопасности) реальных бытовых объектов и их игровых аналогов, называние и показ учащимися предметом бытовой техники. Например: часы (механические, электронные, кварцевые; настенные, напольные, будильник); телевизор, аудио- и видеомагнитофон, DVD; стиральная машина; электрический чайник, электрический самовар, кофеварка; швейная машинка, утюг, гладильная доска; светильники; средства телекоммуникации: телефон (стационарный, сотовый), компьютер. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)
Знакомство учащихся с цветами флага России. Систематическое рассматривание этой символики, слушание гимна России. Введение в пассивный (активный) словарь учащихся слов: гимн, флаг, Россия, Москва — столица, а также названия города, в котором живут ученики.
Экскурсии с учащимися для уточнения ориентировки в микрорайоне школы с последующими беседами, рассматриванием элементарных планов-схем района, обсуждением ситуаций по фотографиям.
Окружающий природный и животный мир.Просмотр видеофильмов из серии «В мире животных» с последующей элементарной беседой по их содержанию.
Формирование у учащихся общих представлений о зимующих и перелетных птицах: об их многообразии в природном мире, о местах обитания. Экскурсии в зоологический музей, в краеведческий музей, в зоопарк с последующими беседами и просмотром иллюстраций, фотографий, сделанных во время экскурсий. Беседы, чтение литературных произведений о жизни животных в зоопарке. При этом следует обращать особое внимание на формирование представлений учащихся о необходимости правильного поведения в местах содержания животных и заботы о них. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)
Знакомство учащихся с элементарными краеведческими сведениями о животных и птицах родного края. Формирование у них представлений о потребностях конкретных животных в природных условиях (свет, воздух, благоприятная температура, пища, места обитания, приспособляемость к сезонным изменениям). Роль подкормки для жизни птиц в зимнее время, необходимость кормушек для птиц. (Интеграция с уроками по предмету «Ручной труд».)
Уточнение представлений учащихся о многообразии насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары). Рассказы учителя, просмотр видеофильмов о насекомых с целью формирования у учащихся представлений о том, как ведут себя насекомые зимой и летом, о среде их обитания.
Совместные с учащимися занятия с настольно-печатными играми на зоологические темы. Стимулирование желания играть в них самостоятельно (при организующей роли учителя).
Расширение представлений учащихся об особенностях человеческой семьи и семьи животного, полученных в предыдущих классах.
Формирование элементарных представлений учащихся о рыбах, обитающих в озерах, реках, морях и океанах. Стимулирование желания учащихся рассказывать учителю и сверстникам о повадках, особенностях окраски, строения рыб с использованием вербальных и невербальных средств общения.
Чтение рассказов, стихотворений, рассматривание иллюстраций, беседы. Дальнейшее совместное с учащимися экспериментирование с наиболее известными природными материалами (песком, солью, камешками, глиной) в специально оборудованной предметной среде (см. первое полугодие).
ДЕВЯТЫЙ КЛАСС
Альтернативное чтение
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.Создание учителем тематических пиктографических стендов по знакомой учащимся тематике и «чтение» на уроках информации учащимися (с помощью учителя), представленной на этих стендах.
Чтение учащимся литературных произведений, рассматривание с ними иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние цветов в разные части суток. Рассматривание рисунков, поделок цветов из природного и бросового материала, выполненных учащимися. (Интеграция с уроками по предмету «Ручной труд».) Рассматривание вместе с учениками картин, фотографий, представленных на бумажных и электронных носителях, видеофильмов о цветах. Рассматривание, моделирование и составление по плану-образцу рассказов по натюрмортам (В. Волосова «Деревенский натюрморт», П. Кузнецова «Цветы», И. Хруцкого «Натюрморт» и др. См.: Лебедева И. Н. Развитие связной речи: обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009).
«Чтение» цветных пятен: рассматривание различных батиков, определение цветка по цвету, подбор вместе с учителем картинок к реальным цветам и муляжам. Рассказывание с опорой на них, используя невербальные (пиктограммы «роза», «тюльпан», «ландыш», «цветы», «подрезать» и др.) и вербальные средства общения.
«Аудиальное чтение». Расширение круга чтения для учащихся, углубление содержания бесед с учащимися об огне, воде, земле, воздухе, их значении в жизни природы и человека на основе систематических наблюдений за природой и погодой. Совместное с учащимися «чтение» изображений на календаре погоды и природы.
Чтение литературных произведений учащимся, в которых говорится о необходимости осторожного поведении на воде и обращения с огнем. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)
Слушание аудиокниг в различном формате.
Привлечение учащихся к изображению действий по прочитанному учителем тексту в театрализованных играх, в рисовании.
Чтение букв и слов («глобальное чтение»). «Чтение» обозначений артикуляции гласных звуков соответствующими значками, «чтение» согласных звуков, произнесенных шепотом, и произнесение затем этих звуков с различной силой голоса и интонацией.
Дидактические упражнения, в которых учащийся выбирает карточки с буквами, словами, среди картинок и цифр.
«Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение).
Подбор карточек со словами к пиктограммам, под которыми подписаны названия. Называние («чтение») этих слов с опорой на изображение, а затем без нее (запоминание нескольких слов).
Чтение слов, подписанных под пиктограммами, и накладывание (подкладывание) знакомых букв к таким же буквам в словах.
Упражнения для развития фонематического восприятия: различение контрастных гласных и близких по артикуляции согласных звуков в открытых и закрытых слогах.
Запись с помощью учителя своего имени (фамилии) и других доступных для учащегося сведений о себе.
Последовательное соединение знакомых согласных букв с предлагаемыми учителем гласными в слог-слияние (открытый и закрытый слоги).
Выделение слогов из знакомых слов (предъявляются три- четыре карточки со словами). Подкладывание учащимися карточки-слога под соответствующий слог в слове.
Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соотнесение их с указательным жестом; предлогов в, на, под, у и соотнесение их с пиктограммами и указательным жестом.
Чтение предложений по комбинации из карточек со знакомыми словами и картинок по схеме: картинка и слово. (Если ученик усвоил такой способ чтения предложений, задания усложняются.) Составление слов из букв разрезной азбуки и чтение предложений.
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям (Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Ребенок и мир растений (см. список рекомендуемой литературы).
Расширение представлений учащихся о журналах и их «чтение» (см. седьмой и восьмой классы).
Совместный с учащимися выпуск стенгазет, журналов, например, «Наш класс», «Любимые занятия» и т. п.
Закрепление умения учащихся по словесной просьбе учителя показывать и называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки, изученные ранее.
Разыгрывание вместе с учащимися, используя персонажи различных театров (см. предыдущие классы), спектаклей по рассказам и стихотворениям. (Учитель при этом вместе с учащимися оречевляет действия персонажей.)
«Аудиальное чтение». Содержание раздела аналогично тому, что представлено в одноименном разделе в первом полугодии.
Чтение букв и слов («глобальное чтение»). (Для учащихся, индивидуальные особенности развития которых не позволяют расширить объем изучаемого материала, содержание раздела остается аналогичным тому, что предлагается в первом полугодии.)
Чтение предложений по комбинации из карточек со знакомыми словами и картинок по схеме: картинка и слово.
Чтение предложений из двух-трех слов, составленных из букв разрезной азбуки.
Чтение небольших текстов (из двух-трех коротких предложений — слова из трех-четырех букв).
Чтение собственных имен (фамилий).
ДЕВЯТЫЙ КЛАСС
Графика и письмо
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на формирование и закрепление усвоенных учащимися навыков выполнения двигательных программ, включающих последовательно организованные движения.
Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции.
Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.
Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.
«Рисуночное письмо». Выполнение учащимися с помощью учителя узоров в круге и в полоске, перенос симметричного узора с одной стороны на другую, выбор необходимых для аппликации элементов из предложенных, среди которых есть «лишние».
Упражнения в рисовании пятен и линий под музыку, передавая ее темп, настроение и т. п.
Рисование учащихся по трафаретам, по точкам-ориентирам и самостоятельно (с незначительной помощью учителя) простых натюрмортов с натуры. Рисование предваряется и сопровождается чтением литературных и слушанием музыкальных произведений.
Ознакомление учащихся с приемами рисования углем, сангиной.
Жестово-образные игры. Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры, выполняемые учащимися перед зеркалом по образцу, предлагаемому учителем,
и по его словесной инструкции. (Интеграция с логопедическими занятиями.)
Упражнения с использованием воображаемых движении (пантомимы и игры-пантомимы): «Альпинисты поднимаются в горы», «Ветер, ветер», «Космические гости», «Куклы», «Падающие листья», «Пламя», «Под дождиком», «Путешественники идут по пустыне», «Разные ветры», «Солнечные зайчики», «Солнце в разное время года», «Солнце и луна», «Человек ориентируется по солнцу, по звездам» и др.
«Письменные упражнения». «Письмо» букв по трафарету (размер трафарета 1-3 см). Задание предлагается, исходя из индивидуальных возможностей учащихся.
Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям (точкам).
Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги. (См., напр.: Липакова В. И., Логинова Е.А., Лопатина Л. В. Дидактическое пособие по диагностике состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2003).
Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно. Подписывание открыток (текст может быть написан учителем или учеником с помощью учителя).
Запись учителем и учащимися (исходя из их возможностей) числа и названия месяца, даты рождения. Ежедневные упражнения учащихся в выборе карточек с числами и названием месяца. Запись числа и названия месяца по точкам в тетради, на доске. Списывание их с образца.
Уточнение усвоения учащимися знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. (Интеграция с уроками по предмету «Математические представления и конструирование».)
Списывание (записывание) значимой для учащихся информации о режиме дня, о времени какого-либо события, телефонов специальных служб учителем вместе с учащимися.
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Упражнения для развития тонкой моторики рук.Дальнейшее совершенствование двигательной сферы учащихся. Обучение их выполнению двигательных программ, включающих последовательно или одновременно организованные движения (исходя из особенностей развития моторики).
Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.
Развитие кинетической основы артикуляторных движений.
Совершенствование движений мимической мускулатуры по подражанию учителю и по его словесной инструкции. (Интеграция с логопедическими занятиями.)
«Рисуночное письмо». Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое» и «тихое» звучание с использованием музыкальных инструментов. Обучение учащихся обозначению различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками.
Выполнение предметной аппликации из частей с использованием готового контура: наклеивание изображений сборно-разборных игрушек (разрезы плоских заготовок соответствуют форме и местам соединения частей этих игрушек); аппликации фигур человека и животных; вырезание объектов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (овощи, фрукты, посуда) и др.
Вместе с учащимися изготовление книжек-самоделок по бытовым ситуациям.
На основе предварительных экскурсий, наблюдений, знакомства с литературными и художественными произведениями совместное с учащимися рисование улицы, парка, пришкольного участка (по заранее нанесенным пространственным ориентирам — дорожкам). При этом обращается внимание учащихся на необходимость изображать на рисунке людей (взрослых и детей), транспортные средства и т. д. Беседы с учащимися по содержанию выполненных рисунков. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)
Жестово-образные игры. Формирование представлений об эмоциях в игровых этюдах «Дождик», «Имя шепчут волны», «Мусорное ведро», «Мы клоуны», «Мы художники», «Пальцы и ладонь», «Паровозик», «Пройди с закрытыми глазами», «Салют», «Солнышко и туча», «Ходят в море корабли», «Чье имя?», «Я грущу и улыбаюсь» и др.
Игры-пантомимы и этюды, выражающие эмоциональное состояние (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх, горе). Использование приема дорисовывания пиктограмм и называние их.
«Письменные упражнения». Содержание работы аналогично содержанию работы в первом полугодии и может быть расширено, исходя из индивидуальных образовательных возможностей учащихся.
ДЕВЯТЫЙ КЛАСС