Программа 88. Что общего и в чем отличие (вне поля зрения)
1.Сходство.
Сядьте на стул напротив ребенка. Добейтесь внимания и спросите: «Что общего между … и … ?» Например: «Что общего между яблоком и бананом?» Помогайте ребенку описать, в чем схожесть между предметами: «Они оба – фрукты». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
2.Различие.
Сядьте на стул напротив ребенка. Добейтесь внимания и спросите: «В чем различие между … и … ?» Например: «В чем различие между яблоком и бананом?» Помогайте ребенку описать, в чем различие между предметами: «Одно – красное, другой – желтый». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
3.По очереди.
Чередуйте вопросы № 1 и № 2. Помогайте ребенку описывать, в чем различие и чем сходство между предметам. Закрепляйте правильные ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Инструкция (1) «Что общего у … и …?» (2) «Чем отличаются … и … ?» (3) Вразброс (1) и (2) | Ответ (1)Описывает схожесть между предметами (2) Описывает различие между предметами (3) Вразброс (1) и (2) | дата введения | дата усвоения |
1. Общие черты | |||
2. Различные черты | |||
3. По очереди общие и различные |
Если есть трудности, сначала покажите ребенку предметы, а потом продолжайте упражнение, убрав их из виду.
Программа 89. Отвечает на вопрос «Какой/кто (и т.п.) из … »
Сядьте на стул напротив ребенка. Добейтесь внимания и задайте вопрос: «Кто из …?» Например: «Кто из них большой: слон или мышь?» Помогайте ребенку ответить на вопрос. Например: «Это слон» и закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Примерные вопросы «Кто/какой …?» | Ответ: Описывает «Кто...» | дата введения | дата усвоения |
1. Кто из них маленький: слон или мышь? | |||
2. Кто умеет плавать: птица или рыба? | |||
3. Какую игрушку можно бросать: мозаику или мяч? | |||
4. Что имеет сладкий вкус: конфеты или лимон? | |||
5. Какое животное рычит: тигр или кошка? | |||
6. Когда идет снег: зимой или летом? | |||
7. Что ты носишь на голове: кроссовок или кепку? | |||
8. На чем ты скачешь как на лошадке: на стуле или на машине? | |||
9. Какое животное мягкое и пушистое: змея или кошка? | |||
10.Кто летает в небе: птица или собака? |
Начинайте с предметов в поле зрения ребенка.
Глава 5. Чему учить?
Программа 90. Задает специальные вопросы, когда недостаточно информации
Сядьте на стул лицом к ребенку. Добейтесь внимания и скажите ребенку неопределенную информацию. Например: «Я ходила куда-то вчера». Помогите ребенку задать вам вопрос относительно вашей информации: «Куда ты ходила?» Похвалите вопрос и ответьте: «Я ходила в кино». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Примеры с недостаточной информацией | Реакция: Задает вопросы относительно вашей информации | дата введения | дата усвоения |
1. «У меня новая игрушка». | «Какая?» | ||
2. «Я что-то купила в магазине» | «Что ты купила?» | ||
3. «Мой друг сделал что-то смешное» | «Что он сделал?» | ||
4. «Я что-то ела на обед» | «Что ты ела?» | ||
5. «Мой папа ездил в путешествие» | «Куда он ездил?» | ||
6. «Я куда-то собираюсь завтра» | «Куда ты собираешься?» | ||
7. «Я кого-то видела сегодня» | «Кого ты видела?» | ||
8. «Кто-то купил мне это» | «Кто это тебе купил?» | ||
9. «Мне надо идти к врачу» | «Почему?» | ||
10. «Я не могу пойти сегодня в парк» | «Почему ты не можешь?» | ||
11. «Я поеду в Диснейленд» | «Когда ты поедешь?» |
Начинайте с вопросов, связанных с игрой. («Я что-то строю». «Я что-то рисую». «У меня что-то есть»). Ваши утверждения должны провоцировать вопрос ребенка. Например, перед прогулкой скажите: «Мы куда-то пойдем». Пауза. Затем подскажите вопрос: «Куда мы пойдем?»
Программа 91. Отвечает на вопросы «Почему/зачем…» и «Если …»
1. Почему…
Сядьте на стул лицом к ребенку. Добейтесь внимания и задайте вопрос ребенку начинающийся с «Почему…». Например: «Почему ты ешь?» Помогите ребенку ответить на вопрос: «Потому что я голоден». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
2. Если…
Сядьте на стул лицом к ребенку. Добейтесь внимания и задайте вопрос ребенку содержащий «Если…». Например: «Что ты делаешь, если ты голоден?» Помогите ребенку ответить на вопрос: «Я ем что-нибудь». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Инструкция (1) «Почему ты …?» (2) «Что ты делаешь, если (ты) …?» | Ответ (1) «Потому что я …» (2) «Я …» | дата введения | дата усвоения |
1. Есть/голоден | |||
2. Пить/жажда | |||
3. Спать/устал | |||
4. Плакать/огорчен | |||
5. Идти к врачу/болен | |||
6. Принимать ванну/грязный | |||
7. Надевать пальто/холодно | |||
8. Смеяться/что-то смешное | |||
9. Брать зонт/дождь | |||
10. Улыбка/счастье |
Используйте случайные возможности, чтобы задать вопрос, например, когда ребенок попросит пить, спросите: «Почему ты просишь пить?» Помогите ответить: «Потому что я хочу пить» (дайте ребенку попить). Учите отвечать по картинкам: «Почему мальчик плачет? – Потому что он упал с велосипеда».