Экологической и трудовой направленности в начальной школе
Как и учебный процесс, процесс воспитания облекается в определенные формы. В начальной школе он органически связан с учебным процессом на уроках. Но существуют и особые формы внеурочной и внеклассной воспитательной работы – воспитательные дела. Воспитательное дело (ВД) – это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. ВД – это организация яркого, наполненного трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни сотрудничества. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками. Главные отличительные особенности ВД – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.
В основе воспитательных дел два подхода – деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентированной и свободного общения, а второй – органичного «сращивания» всех видов деятельности. ВД одновременно подвергается влияниям – нравственным, эстетическим, трудовым, интеллектуальным.
Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т.д.). Осмысление задач ВД – необходимое условие его эффективности. Они должны быть умело интерпретированы и доведены до учеников. Не навязывайте им свою точку зрения, убедите детей принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое. Пассивность – первый враг воспитательных дел. Присматривайтесь к поведению школьников, они сами подскажут, что нужно изменить. Воспитательные дела не терпят шаблона, гибкость и широта маневра – их отличительные признаки. Стремитесь максимально использовать непохожесть классов, отдельных ребят. Проектируя дело, помните, что удачный опыт, полученный в одном классе, далеко не всегда прививается в другом. Шаблонный подход, трафаретность, формализм погубят дело, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием.
Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яркие дела воспитанники помнят долго, а поэтому любое повторение нежелательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Воспитательные дела проектируются как мощный катализатор эмоций. Известно, что взволнованный ребенок более восприимчив. Найти в каждом ВД близкое, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно помогло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции, в правильном понимании окружающей действительности, – в этом один из важнейших путей повышения культуры воспитательной работы (Ю.А. Конаржевский).
Планируя ВД, педагог будет опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности. Сложность дел, недоступный пониманию ребят замысел педагога, смутное представление о том, что, зачем и почему нужно делать, превращают ВД в формальное мероприятие.
По главным целям и назначению выделяются воспитательные дела: этические, социально ориентированные, эстетические, познавательные, спортивно-физкультурные, экологические, трудовые и др. Выделение это условно, ибо цель любого воспитательного дела – комплексная.
Этические воспитательные дела. Основу этических ВД составляют вопросы формирования таких нравственных качеств личности, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном воспитании все намного сложнее. Вдумчивые педагоги не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, а от индивидуальности каждого воспитанника, особенностей конкретной ситуации. Конечная и главная цель этических воспитательных дел – формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют его поступки.
Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали – возможность свободного выбора. Именно способность к свободному нравственному выбору составляет функцию этических воспитательных дел.
Система поступков ведет к формированию нравственной привычки – устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Привычки, как мы уже знаем, могут быть простыми (в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создается потребность и готовность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение.
Передовая практика последних лет накопила ценный опыт, который должен быть учтен при организации и осуществлении этических воспитательных дел:
1. Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не «борьба», а длительная кропотливая работа, складывающаяся из повседневных будничных дел.
2. Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому важно организовать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Дайте воспитанникам пережить и почувствовать на себе последствия нарушений этических норм. Тогда древняя истина – поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, — приобретет понятный и конкретный смысл.
3. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями к моральному идеалу, – вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.
4. Проектируя этические воспитательные дела, создающие нравственные привычки, не забудем совет К.Д. Ушинского: нельзя вырабатывать сразу несколько привычек.
5. Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умения обращаться, деликатности.
6. Для воспитания коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т.п.
7. Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки: слишком громко говорить, не слушать или перебивать других, грызть ногти, размахивать руками и т.п. На конкретных примерах учитель должен показать детям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за таких безобидных на первый взгляд привычек.
Эстетические и физкультурные воспитательные дела. Эстетические (художественные) дела – общее название дел, доминирующая цель которых – формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению.
Важнейший компонент эстетического воспитания – эмоциональность. Характер ВД зависит от того, что выступает средством эстетического воспитания – природа, труд, человеческие отношения, искусство и т.д. Чрезвычайно большие возможности открывает природа. К.Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, – традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на пришкольном участке воспитателю рекомендуем обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.
Учебный труд – основной вид труда школьников. Важно развивать в них способность видеть прекрасное в этом труде, вызывать радость участия в нем, создавать эстетическую обстановку ежедневной трудовой деятельности.
Постоянный источник эстетических воспитательных дел – мир искусства. Художественный образ, принятый в искусстве, в конкретной форме отражает типические явления окружающей действительности. Он эмоционален и активен, в нем выражено отношение художника к изображаемому им явлению. Искусство своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей и играет огромную роль в жизни общества. Воспитание средствами искусства всегда привлекательно и действенно. Известно эстетическое воздействие художественной литературы. Задача педагога помочь воспитаннику понять, в чем сила художественного воздействия литературы. Тактичный совет, умелая рекомендация воспитателя помогают осмыслить книгу, изменяют отношение к выбору литературы. Напротив, прямое принуждение или запрещение приводят к нежелательным результатам.
Музыка сопровождает человека с ранних лет. На произведениях композиторов-классиков воспитаны многие поколения эстетически развитых людей, и нельзя допустить, чтобы вечная музыка – сочинения композиторов-классиков, например, – оказалась непосильной для наших детей. Необходимо срочно возрождать забытые музыкальные традиции, возвращаться к народной музыке, хоровому пению.
Поддержание чистоты и порядка, высокой гигиенической культуры и в учебных помещениях, и на прилегающей территории тоже имеют эстетическую направленность. Нарядный внешний и внутренний вид школы сам по себе заставляет школьников вести себя культурно, не допускать неряшливости.
Доминирующая цель ВД физкультурной направленности – укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию школьников, формирование гигиенических умений и навыков.
Очень важна гимнастика перед занятиями (утренняя физзарядка), которой начинается трудовой день в школе. Утренние физические упражнения на открытом воздухе повышают работоспособность, содействуют общему закаливанию организма. Полноценность утренних физкультурных упражнений зависит от их систематичности и организации. Основное содержание утренней гимнастики составляют общеразвивающие упражнения. Они дополняются ходьбой, легким бегом, прыжками на месте, танцевальными упражнениями, специально подобранными играми для всего класса.
К постоянным воспитательным делам относятся и физкультминутки (физкультпаузы), во время которых выполняется несколько упражнений, предупреждающих или уменьшающих переутомление. Смена деятельности помогает поддерживать высокую работоспособность. При хорошо организованном и методически правильном проведении физкультпаузы положительно сказываются на учебно-воспитательном процессе.
Ежедневное пребывание школьников на свежем воздухе в перерывах между занятиями обеспечивают «подвижные перемены». Для учеников 1-4-х классов рекомендуется проводить подвижные игры с бегом и прыжками. Упражнения и игры прекращаются за 5 мин. до звонка на урок, чтобы ребята своевременно вернулись в класс.
Экологические и трудовые воспитательные дела. Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просвещению – формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.
Основной смысл такой работы – конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами ее становятся все источники жизнедеятельности человека – земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел, таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, селекционеров редких растений.
Тема 4.4Общие методы воспитания
Содержание темы:
Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания (по Г.И. Щукиной). Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования деятельности и поведения. Общие условия и правила выбора методов воспитания.
Краткие теоретические сведения по теме: