Программа экологической направленности «Зеленый дом» А.А. Плешакова.

Система учебных курсов экологической направленности «Зеленый дом» А.А. Плешакова входит в образовательный комплект «Школа России». Она построена на принципах классической (традиционной) методики преподавания.

Приоритетной задачей программы является формирование у учащихся единого ценностно-окрашеного образа мира как дома своего собственного и общего для всех людей и всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира. По мнению А.А. Плешакова, формулой нового отношения к окружающему является уважение к миру. Причем уважение должно формироваться на основе признания ценности всего сущего.

К основным задам программы также относятся:

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологического и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде,

– формирование природоведческих понятий (живая и неживая природа, животные),

– воспитание гуманной, творческой, социально активной личности.

Программа разбита на 2 отдела: 1– 2 класс – «Мир вокруг нас», 3 – 4 класс – «Мир вокруг нас», «Природоведение».

1 – 2 класс – «Мир вокруг нас». Отбор содержания осуществлен на основе следующих идей:

– идеи многообразия мира (природная и социальная среда),

– идеи целостности мира,

– идеи уважения к миру.

В 1 классе целостный образ окружающего формируется из мозаики составляющих его компонентов в процессе поиска ответа на вопросы: Кто? Как? Когда? Почему? Зачем?

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий:

– знакомство с природой,

– ознакомление с жизнью общества (на примере жизни города и села),

– вопросы здоровья и БЖД ребенка,

– обучение умению общаться с другими людьми,

– формирование у детей первоначальных географических представлений.

В 3 классе учитель может работать по одному из 2 курсов: «Природоведение» или «Мир вокруг нас».

В 3-ем классе идеи многообразия природы раскрываются в процессе изучения природных компонентов: воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений, животных, человека. Интегрированный курс «Мир вокруг нас» для 3-го класса усложнен за счет более глубокого рассмотрения естественно-научного материала и включения вопросов обществознания, экономики и ОБЖ.

В 4 классе действует курс «Природоведение». Программы построены таким образом, что природные компоненты, с которыми познакомились дети в предыдущих классах, накладываются «на географическую матрицу» при изучении нашей планеты, природных зон России и природы родного края. В 4-ом классе дети знакомятся с системой понятий, которые лежат в основе построения естественно-научных курсов в средних и старших классах.

Программы 3 и 4 классов дополнены факультативными курсами:

3 класс – Экология для младших школьников

4 класс – Планета загадок.

К основным формам организации учебного процесса относятся: беседы, дидактические игры, раскрашивание, рисование, просмотр видео, экскурсии, прогулки, полевые практикумы, домашние работы, практические работы, наблюдения.

Направление

Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой и Г.С. Калиновой. Программа входит в комплект «Начальная школа 21 века».

Принципы построения программы:

– принцип «позитивного педоцентризма»,

– принцип экологизации предмета,

­ – краеведческий принцип.

В основе построения программы лежит принцип отбора знаний наиболее важных для детей этого возраста (принцип «позитивного педоцентризма»).

Особенностью программы является включение сведений:

– способствующих познанию ребенком самого себя,

– расширяющих представление о психической природе человека.

Авторы считают, что именно этот принцип предоставляет каждому ребенку возможность удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои таланты и склонности.

Программы курса «Окружающий мир» построены также с учетом принципа экологизации предмета. Принцип экологизации реализуется через формирование у младших школьников умения предвидеть последствия своего воздействия на природу и социальную среду. Изучение программных тем проходит в соответствии с особенностями природных и социальных явлений, окружающих ребенка.

Ведущую роль в построении курса играет краеведческий принцип. Данный принцип обязывает учителя при ознакомлении с окружающим миром использовать чувственный опыт детей, накопленный во время прогулок и экскурсий в природное и социальное окружение. При организации обучения детей усиливается роль занятий, проходящих в парке, на пришкольном участке, в учреждениях культуры, музее и т.д. (вне класса). Обязательной структурной единицей таких уроков является игра (предпочтительно, ролевая).

В программах «Окружающий мир» представлены следующие содержательные линии:

· человек как биологическое существо,

· человек и другие люди,

· человек и общество,

· история родной страны.

Такое построение курсов, по мнению авторов программы, подготавливает младших школьников к изучению базовых предметов в основной школе.

Программа «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой и В.Д. Шилина. Программа входит в современную систему учебных курсов «Гармония».

Основной принцип построения программы – принцип последовательности (последующее знание базируется на ранее полученных знаниях, дополняя и углубляя их).

Основная цель обучения: способствовать интеграции, гуманизации и экологизации знаний, воспитание гармонично развитой личности.

Задачи курса:

– продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье,

– последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира, ознакомление со взаимосвязями жизнедеятельности человека и общества,

– вооружение знаниями о явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания,

– воспитание бережного отношения ко всему живому на земле, любви к природе, сознательного отношения к своему здоровью.

Таким образом, курс реализует задачи последовательного формирования у учащихся целостной естественно-научной картины мира и воспитания бережного отношения ко всему живому на Земле. Данный курс направлен на обновление содержания и методов преподавания естествознания в трех направлениях:

– интеграции,

– гуманизации,

– экологизации.

Изучение окружающего мира формирует мировоззрение ребенка по трем стержневым линиям:

· окружающий мир многогранен, интересен и постоянно изменяется, поэтому его необходимо познавать,

· богатый опыт предков может пригодиться в жизни – значит его надо уважать и изучать,

· природа ранима, поэтому надо беречь ее красоту и гармонию.

Панорама окружающего мира и его отдельные закономерности раскрываются перед учениками последовательно:

В 1-2 классах через красоту и многообразие объектов природы и рукотворного мира.

В 3-ем классе через:

– рассмотрение закономерностей сезонных изменений и фундаментальных взаимосвязей и взаимопревращений (круговоротов) в неживой природе, а также жизненных циклов цветковых растений и некоторых групп животных,

– начальное знакомство учащихся с устройством организма человека и условиями обеспечения его здоровья.

В 4-ом классе через осознание места своего родного края на планете, его общности со всем миром.

С методами познания окружающего мира дети знакомятся на практических работах (ориентирование на местности, уход за растениями и животными, моделирование объектов и процессов).

Большое значение в программе отводится фенологическим наблюдениям и непосредственным исследованиям учащимися во время экскурсий объектов и явлений природы.

Основные формы организации процесса обучения: уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города (поселка), в кабинете географии, биологии, физики, уроки исследования, фантазии, путешествия, заседания, конференции.

Программа построена таким образом, что последующие знания базируются на ранее полученных знаниях. Причем знания постепенно дополняются и углубляются.

По мнению авторов программы знания и умения должны являться не самоцелью, а средством развития интеллектуальных и творческих способностей.

Наши рекомендации