Назначение и структура деятельности учителя в процессе обучения
В процессе обучения органически сливаются преподавание и учение, т.е. деятельность учителя и учеников. Назначение деятельности учителя состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. Учитель – менеджер (от англ. мanager – управляющий) учебного процесса.
Цикл любой управленческой деятельности включает в себя такие элемента, как: планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности, анализ ее результатов. Все эти элементы присущи и деятельности учителя.
Планирование своей деятельности учитель осуществляет, составляя календарно-тематические (КТП) и поурочные планы. КТП составляется на основе учебной программы по соответствующему предмету с учетом особенностей конкретного образовательного учреждения и класса. При разработке поурочных планов могут помочь специальные пособия по методике преподавания соответствующего предмета и научно-методические журналы, например: «Начальная школа», «Иностранный язык в школе», «Физкультура в школе» и т.п. Современная дидактика не рекомендует использовать стандартную для всех учителей форму плана урока. Текст плана зависит от педагогического опыта учителя. Молодым, начинающим учителям придется на первом этапе своей работы планировать уроки несколько подробнее:
- указывать в них цель урока, объединяющую в себе задачи учебного, воспитательного и развивающего характера;
- кратко фиксировать основные вопросы, которые будут использованы при опросе;
- излагать план изучения нового материала;
- указывать номера упражнений для закрепления и применения знаний;
- указывать содержание заданий для домашней работы;
- указывать перечень оборудования, методическое обеспечение урока.
Организация учебной работы учителяпо выполнению намеченного плана подразделяется на подготовительный и исполнительный этапы. На подготовительном этапе решаются следующие задачи:
§ подготовка необходимых технических средств обучения (ТСО), наглядных пособий, дидактических раздаточных материалов;
§ предварительное проведение опытов, демонстраций, просмотр диафильмов, чтобы выбрать наиболее важные моменты и предупредить возможные затруднения;
§ предварительное выполнение упражнений для закрепления, повторения и домашней работы, чтобы учесть возможные затраты времени на уроке и дома;
§ подбор учебно-методической литературы, которая будет использоваться на уроке, снабжение ее закладками-указателями, чтобы на уроке быстро находить нужные места.
Исполнительный этап предполагает следующие действия учителя:
§ организация своего поведения и деятельности на уроке;
§ организация деятельности учащихся по усвоению учебного материала: постановка учебных задач, создание благоприятных условий принятия этих задач, инструктаж о способах предстоящей деятельности, своевременное оказание помощи учащимся при выполнении учебных заданий.
Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учащихсяв процессе обучения. Этот компонент не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Стимулирование выполняет задачу привлечь внимание учеников к теме, пробудить у них любознательность, познавательный интерес. Оно также призвано развивать у учащихся чувство долга и ответственности, активизирующие учение. Для этого используются такие методы и приемы, как познавательные игры, занимательные ситуации, прием удивления, яркость и эмоциональность речи учителя, создание ситуаций нравственных переживаний, анализ жизненных ситуаций, создание успеха в учении, разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление учебных требований, поощрение и порицание.
Преподавание предполагает осуществление текущего контроля за ходом усвоения учебного материала, который включает: наблюдение за деятельностью учеников; ответы на контрольные вопросы; выполнение упражнений; просмотр и проверку тетрадей и письменных работ учащихся.
Текущий контроль позволяет выявить типичные недостатки и затруднения в деятельности учащихся, своевременно обратить на них внимание всего класса и предупредить накопление пробелов и ошибочных действий. Он требует соблюдения такта, проявления внимания по отношению к ученику.
Завершается цикл преподавания анализом достигнутых результатов, реально достижимых для этого этапа. В конце отдельного урока можно составить лишь самое общее представление об усвоении учениками учебного материала. Главное внимание здесь должно быть сосредоточено на оказании помощи школьникам. На следующем уроке уже можно значительно усилить характер контроля и анализа, но по-прежнему в той мере, которая соответствует уровню подготовки учеников на данном этапе изучения темы. На этом этапе важно не только определить степень знания фактов и определений, но и уровень их осознанности, умение применять их для решения практических задач. Когда выполнено достаточное количество упражнений и практических заданий и учитель убедился в том, что большинство учеников в классе усвоили тему, можно проводить общий контроль и анализ. Это необходимо для оценки знаний, умений и навыков учащихся по изученному материалу, определения возможного круга причин недостатков в обучении и мер по их устранению.