Система дидактических принципов
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатами, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения.
Изучение закономерностей обучения – это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем.
Наиболее общая устойчивая тенденция обучения как педагогического процесса состоит в развитии личности путем присвоения ею социального опыта, общечеловеческой культуры и духовных ценностей. Это основная закономерность процесса обучения, проявляющаяся как необходимое условие социализации, преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и воспроизводства новых поколений. Названная закономерность обусловливает частные или специфические закономерности обучения. Прежде всего она определяет зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества. Однако характер обучения зависит не только от требований экономики и производства, но и от социокультурной ситуации. Названные факторы в своей совокупности определяют образовательную политику.
Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). К числу значимых условий обучения относятся профессионализм учителя (преподавателей), его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств.
Объективной является зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. Сущность этой закономерности состоит в том, что результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается обучаемый.
Не менее важной является закономерностьсоответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.
Для непосредственной организации обучения большое значение имеет знание учителем (преподавателем) внутренних закономерных связей между его функциональными компонентами. Так, содержание конкретного учебного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы и средства обучения обусловлены задачами и содержанием конкретной учебной ситуации. Формы организации процесса обучения определяются предметным содержанием и т.д.
Названные закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.
Основные компоненты теории обучения – это открытые наукой законы и закономерности. В них отражается общие, объективные, устойчивые и повторяющиеся связи (зависимости) между явлениями, процессами, их результатами. Самые важные, главные закономерности и законы, которые составляют основу дидактического процесса, называются принципами обучения, или дидактическими принципами. Они отражают совместное действие многих закономерностей учебного процесса, регулируют деятельность учителей и учеников, сохраняют свое значение при изучении всех учебных предметов и на всех этапах обучения. Таким образом, принципы обучения – это базисные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов. Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя целостную концепцию дидактического процесса. Фундамент современной системы образования заложен Я.А. Коменским, который считал основным принцип природосообразности, а остальные принципы выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с данной идеей. К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность.
Принципы выполняют нормативную функцию. Это означает, что они не просто советуют или подсказывают учителю, как ему действовать в той или иной ситуации. Как общие законы, значение которых игнорировать нельзя, они требуют полного выполнения всего предусмотренного ими комплекса педагогических действий. Учитель, который нарушает проверенные веками требования принципов, никогда не достигнет высокого качества обучения и воспитания. Знание, полнота воплощения принципов в учебно-воспитательном процессе составляет основу педагогического мастерства и прежде всего учитывается при определении педагогической квалификации.
В современной гуманистической дидактике принципы обучения объединены в систему вокруг главного принципа природособразности, который подразумевает организацию обучения в соответствии с природой ребенка (его возрастными и индивидуальными особенностями). Современную систему составляют дидактические принципы: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; доступности; научности; связи теории с практикой; эмоциональности.
Принцип сознательности и активности. Сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной мысли. Собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучения и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.
Принцип наглядности. Органы чувств человека обладают разной восприимчивостью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Пропускная способность оптического канала связи от рецепторов к нервной системе наибольшая. Информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует перекодирования, она запечатлевается в памяти ученика легко, быстро и прочно.
Принцип систематичности и последовательности. Главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение. Система научных знаний создается в той последовательности, которая обусловлена внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учеников. Процесс обучения, состоящий их отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов. Если систематически не упражнять навыков, то они утрачиваются.
Принцип прочности. Прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения школьников к данному материалу, обучению, учителю. Прочность усвоения знаний обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения. Память учеников имеет избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной материал, тем прочнее этот материал закрепляется и сохраняется.
Принцип доступности. Доступным для ребенка является лишь то, что соответствует его уровню мышления, объему накопленных знаний, умений, способов мышления. В обучении необходимо продвигаться от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Принцип научности. Учащимся для усвоения должны предлагаться только установленные наукой знания. Научность обеспечивается содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования, которое зафиксировано в образовательных стандартах, учебных планах и программах, реализуется в межпредметных связях.
Принцип связи теории с практикой. Критерием истины, источником познавательной деятельности является практика. Правильно организованное обучение и воспитание вытекают из самой жизни, практики, они неразрывно связаны с ней, готовят подрастающее поколение к продуктивной деятельности. Эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность.
Принцип эмоциональности. Положительные эмоции рождают такое состояние души ребенка, когда мысль становится особенно яркой, учение проходит быстро, легко и приятно. Без положительного отношения обучение теряет едва ли не половину своей силы. Вот почему учению предшествует положительный настрой как ожидание радостного приятного события.