Билет 17. Формы организации коррекционо – педагогической помощи

консультативно-рекомендательная;

лекционно-просветительская;

практические занятия для родителей;

организация “круглых столов”, родительских конференций, детских утренников и праздников;

индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;

подгрупповые занятия.

Формы организации занятий с детьми с множественными нарушениями развития и их близкими взрослыми могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь оттого, насколько правильно будут построены отношения между специалистами и родителями.

Билет № 19. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса

Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.

Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.

Выделяют следующие функции средств обучения.

компенсаторную;

адаптивную;

информативную;

интегративную:

инструментальную.

В специальном образовании используются такие средства, как тактильная и жестовая речь.

Тактильная речь (по определению Т.И. Галишниковой) представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака — складываются в целостные речевые единицы. При передаче сообщения глухонемому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения) "считывает" передаваемую информацию.

Жестовая речь имеет две разновидности:

разговорная - употребляется как средство неофициального межличностного общения;

3. Музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство — эффективные средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в специальном образовании.

Направления в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе (по Т.И. Галишниковой):

психофизиологическое — коррекция психосоматических нарушений;

психотерапевтическое — воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферы;

регулятивная, коммуникативная функции;

социально-педагогическое — развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии.

4. Функцию средства обучения выполняет собственная художественная деятельность детей: художественно-речевая; театрализованно-игровая и др. Это помогает: развитию речи, общения; познанию прекрасного; раскрытию творческого потенциала личности.

6. В специальном обучении особую роль играют средства наглядности:

реальные объекты (предметы, явления, процессы);

их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;

модели изучаемых объектов и явлений.

Дидактический материал, который активно используется в процессе, делится:

на предметный;

изобразительный;

словесный.

7. Технические средства обучения (ТСО) — необходимый, обязательный компонент коррекционно-образовательного процесса

20. Современная система специальных образовательных услуг

1.Медико-социально-педагогический патронаж. Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности. Медико-социально-педагогический патронаж предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии. Он представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов. Осуществляется медико-социальными учреждениями и службами.

2. Предупреждение инвалидности может предусматривать также раннюю стимуляцию развития ребенка с целью профилактики возникновения вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций. Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной коррекционной педагогики как в России, так и во всем мире.

3. Программы ранней помощи. Известные в мировой практике программы ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до З лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет, В России также имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М.Матюковой, Е.А. Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В .Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).

4. Система государственного специального образования включает в себя дошкольные образовательные учреждения специального назначения: ясли-сады; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах. Комплектование учреждений происходит по принципу ведущего отклонения в развитии. Созданы дошкольные учреждения (группы) для детей:с нарушением слуха (глухих, слабослышащих) и т.д.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания.

5. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение — образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития.

специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей); -/- II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей); -/-III вида (школа-интернат для незрячих детей); -/-IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

-/-V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи); -/-VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-/-VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении — задержкой психического развития); -/-VIIIвида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью). Деятельность таких учреждений регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,: воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I — VIII видов».

Наши рекомендации