ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО Процесса в школе
Раздел 8
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО Процесса в школе
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ
Поскольку логопедические пункты работают, как правило, при общеобразовательных школах, начало и окончание учебного года, время и продолжительность каникул соответствуют установленным в школах нормам. Продолжительность очередного отпуска для учителей-логопедов также соответствует продолжительности очередного отпуска учителей общеобразовательных школ.
К логопедическому пункту прикрепляются 25 начальных классов, в число которых входят все начальные классы школы, при которой расположен логопедический пункт, и школы (или школ), расположенной поблизости.
Учебная нагрузка учителей-логопедов составляет 20 часов в неделю (Приказ Министерства просвещения СССР № 94 от 16 мая 1985 г. и Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, пункт 87, подпункт Б.) После выхода из очередного отпуска до 1 сентября учитель-логопед проверяет состояние оборудования логопедического кабинета: технических средств обучения, освещения и т.п., осматривает наглядные и учебные пособия и приводит их в рабочее состояние, готовит необходимую документацию и наглядно-речевой материал для обследования учащихся. При необходимости учитель-логопед пополняет свой арсенал наглядно-учебных пособий; знакомится с личными делами учащихся, вновь зачисленных в школы, прикрепленных к логопедическому пункту.
Работа учителя-логопеда в июне
Июнь — самое удобное время для повышения профессионального уровня учителей-логопедов. Поэтому районным (городским) методическим кабинетам и Институтам усовершенствования учителей целесообразно организовывать в июне месячные курсы-семинары для обмена передовым опытом работы. Подобные семинары могут быть организованы и старшими логопедами в своих районах. Учителя-логопеды могут посещать семинары, организованные и в других районах.
В случае, если в районе школы нет логопедических дошкольных учреждений (или логопедических групп в массовых детских садах) и логопеда в районной детской поликлинике, учитель-логопед может в июне организовать занятия с теми детьми, которые будут поступать в школы, но имеют нарушения звукопроизношения и прикреплены к данному логопедическому пункту. Эти занятия проводятся либо в помещении детского сада во время, согласованное с заведующей или воспитателями групп, либо в помещении логопедического пункта.
Подобные занятия по коррекции звукопроизношения учитель-логопед может проводить с детьми, уже зачисленными в первые классы школ, прикрепленных к логопедическому пункту, у которых при зачислении отмечены нарушения звукопроизношения.
Кроме того, с апреля начинается прием учеников в первый класс. Школьный логопед обязательно должен принимать участие в комплектовании первых классов, выявляя уже при поступлении детей с нарушением речевого развития и направляя их при необходимости на консультацию к врачу-специалисту (невропатологу, психоневрологу, отоларингологу).
Документация и ее ведение
Для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте, предлагаются следующие виды документации:
1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт.
2. Журнал обследования устной и письменной речи.
3. Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся.
4. Индивидуальные карточки учащихся.
5. Общий план методической работы на учебный год.
6. Перспективные планы работы на каждую группу учащихся на учебный год.
7. Ежедневные планы работы на каждую группу учащихся.
8. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.
9. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).
10. Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.
Паспорт логопедического кабинета, картотека обору дования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.
12. Копии отчетов о проделанной за учебный год работе.
Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися представляет собой обычный классный журнал установленного образца, подписанный следующим образом:
ЖУРНАЛ
Образец заполнения
ОТЧЕТ
о работе логопеда (ф.и.о), проделанной в 200_____ /__ уч. году
Сроки хранения документации
Хранению на логопедическом пункте подлежат: Журнал учета посещаемости логопедических занятий, Журнал обследования устной и письменной речи учащихся, Общая речевая карта обследования устной и письменной речи, тетради для проверочных работ, отчет о проделанной за учебный год работе и паспорт или картотека логопедического кабинета.
Журнал учета посещаемости логопедических занятий с вложенными в него Общей речевой картой обследования устной и письменной речи учащихся и отчетом о проделанной за учебный год работе хранится на логопедическом пункте до полного выпуска с логопункта всех учеников, занесенных в этот журнал, т.е. не менее 2 лет. Столько же хранятся тетради для проверочных работ.
Журнал обследования устной и письменной речи учащихся хранится на логопедическом пункте до окончания школы всеми занесенными в него учениками, т. е. не менее 8 лет. Такой длительный срок хранения обусловлен тем, что Журнал обследования устной и письменной речи учащихся является документом, в котором зафиксированы все ученики прикрепленных к данному логопедическому пункту школ, имеющие речевые нарушения, и сделаны отметки о принятых к этим детям мерах. В практике логопедической работы нередки случаи, когда возникает необходимость установить, был ли вовремя выявлен тот или иной ребенок, имеющий речевые нарушения, какая помощь была оказана этому ребенку. Поэтому сведения об учениках, имеющих речевые нарушения, должны находиться у учителя-логопеда в течение всего времени, пока эти дети учатся в школах, прикрепленных к данному логопедическому пункту.
Паспорт логопедического кабинета или картотека находится на логопедическом пункте постоянно.
Речевая карта
1. Фамилия, имя, возраст____________
2. Школа, класс____________________
3. Домашний адрес _________________
4. Дата зачисления на логопедический пункт
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования)
6. Жалобы учителя или родителей _____________
7. Заключение психоневролога________________
8. Данные оходе развития речи
9. Состояние слуха _______
10. Состояние артикуляционного аппарата
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных высказываний):
а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры: словарь в пределах обихода, шире и пр.; правильно ли используются слова по значению; имеются ли замены слов, какие части речи употребляет);
б) грамматический строй (указать возможности грамматического оформления речи: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов), привести примеры;
в) произношение иразличение звуков: 1) произношение звуков: отсутствие, искажение, замена, смешение отдельных звуков; 2) дифференциация звуков на слух; 3) произношение слов сразличным слоговым составом (привести примеры);
г) темп и внятность речи.
12. Письмо: образцы диктантов первичного обследования, а у учащихся, посещавших логопедический пункт, и при выпуске, сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слов необходимо проверить.
13. Чтение
а) успеваемость по чтению к моменту зачисления на логопедический пункт;
б) характеристика овладения техникой чтения;
в) ошибки при чтении;
г) понимание прочитанного.
14. Проявления заикания.
Краткая характеристика ребенка по данным психолого-педагогических наблюдений (устойчивость внимания, ра ботоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту).
16. Заключение логопеда.
17.Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта и визируются учителем или родителями).
Для учителя, ведущего часы индивидуальной работы, обязательным является составление четвертного плана индивидуальной работы с классом. Основным документом при планировании содержания логопедической работы в подготовительных, 1—3-х классах является программа по произношению (раздел «Индивидуальные занятия»).
Учитывая программые требования соответствующего класса и компенсаторные возможности речевого развития детей, логопед составляет четвертной план. При этом учитель ставит перед собой задачу в возможно короткие сроки подготовить всех учащихся к выполнению требований программы по произношению и обучению грамоте. Начиная с 4-го класса и в последующих классах четвертной план работы составляется дефектологом исходя из состояния речевого развития учащихся данного класса по результатам обследования в начале года.
В четвертном плане индивидуальной работы учитель определяет состав учащихся, с которыми будет работать в течение четверти, дает краткую характеристику речевых нарушений каждого из них, определяет, над какими дефектами речи предполагается работать, примерную продолжительность и организационные формы занятий (индивидуальная или групповая). По мере проведения занятий в четвертном плане отмечаются результаты по выполнению плана.
Четвертной план схематически выглядит следующим образом:
1. Фамилии зачисленных учащихся.
2. Краткая характеристика их речевых нарушений.
3. Над какими дефектами предполагается работать.
4. Примерные сроки работы.
5. Организационная форма занятий.
6. Результаты.
7. Примечание.
Работа с одним учеником проводится, как правило, при постановке звуков (продолжительность занятия — 10—15 мин).
При наличии детей, имеющих сходные речевые нарушения, учитель-логопед может организовывать групповые занятия, но не более чем с 2—3 детьми одновременно (продолжительность занятия — 20—25 мин).
Принципом комплектования групп является выявление у учащихся в процессе тщательного обследования основного первичного дефекта, который в большей степени тормозит нормализацию речи. Выделение ведущего дефекта у учащихся в значительной мере условно, так как чаще страдают все компоненты речевой системы, но это помогает учителю-логопеду определить индивидуальные проявления речевых нарушений и на этой основе реализовать намеченные коррекционные задачи.
Состав групп может меняться в течение года. Однако в каждой группе стоят определенные задачи, направленные на устранение однородных специфических трудностей в устной и письменной речи учащихся.
Можно организовать подгруппы детей, имеющих:
а) сходные нарушения звукопроизношения;
б) стойкие проявления дисграфии и дислексии;
в) выраженные трудности в формировании грамматического строя речи;
г) нарушения в строении артикуляционного аппарата (с диагнозами «ринолалия», «дизартрия»).
Кроме четвертного плана на класс целесообразно иметь индивидуальный план работы на каждого ученика или на группу учащихся со сходными нарушениями, в котором учи-тель отмечает этапы по коррекции работы того или иного ре-чевого нарушения, а также примерные сроки, за которые будут пройдены эти этапы. Так, например, при нарушении звукопроизношения полезно наметить следующие этапы работы:
а) постановка звуков;
б) введение их в речь;
в) развитие навыка анализа и синтеза звукового состава слов, содержащих поставленный и автоматизируемый звук;
г) дифференциация вновь поставленного звука с акустически близкими к нему ранее отработанными фонемами.
При нарушении фонетико-фонематической и лексико-грам-матической стороны речи важно предусматреть работу над дифференциацией смешиваемых звуков (букв) в речи и на письме; уточнение значений слов и обогащение словарного запаса за счет овладения навыками словообразования (подбора однокоренных слов); совершенствование грамматического оформления речи (согласование в роде, числе, падеже); развитие связной речи: установление логической последовательности высказывания, отбор языковых средств для его построения.
Время каждого занятия (45 мин) используется:
— на работу с двумя группами детей по 20—25 мин, или
— на работу с одной группой (20—25 мин) и двумя учащимися индивидуально (по 10—15 мин с каждым), или
— на работу с 3—4 учениками индивидуально (по 10— 15 мин с каждым).
В план работы на четверть рекомендуется включать как раздел расписание занятий с указанием конкретных учащихся, с которыми учитель занимается (ученик посещает занятия не реже трех раз в неделю независимо от групповой или индивидуальной формы занятий). Все занятия проводятся строго по расписанию в соответствии с учебным планом данного класса.
Расписание индивидуальных занятий составляется заместителем директора по учебной работе, вносится в общее расписание. Как правило, индивидуальные логопедические занятия проводятся после классных занятий. Сдвоенные часы не допускаются.
Учитель, ведущий индивидуальные занятия, составляет ежедневные планы, в которых он предусматривает виды работ, учебный и дидактический материал, который будет использован на занятии.
Речевой материал должен четко отвечать поставленной цели, не превышать программные требования и быть знакомым по смыслу (т.е. не требовать специального времени и методов на объяснение значения слов). Речь учителя на занятии минимальна. В занятия целесообразно включать и упражнения, корригирующие различные психические процессы, — внимание, память, а также деятельность.
Домашние задания в -школе для детей с тяжелыми нарушениями речи не рекомендуются. Индивидуальные занятия должны быть по форме проведения близки к естественной ситуации общения.
В классном журнале отводятся специальные страницы для фиксации и учета индивидуальных логопедических занятий. На первой странице журнала дается список учащихся класса и отмечаются даты проведения занятий. На второй странице журнала в графе «Что пройдено на уроке» ставится дата проведения и отмечается тема занятий.
Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий дают основные направления, которые целесообразно реализовать в повседневной практической деятельности с учетом конкретных условий работы, специфики школы и особенностей ее контингента.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ И ИХ АНАЛИЗУ
Одной из организационных форм, в которой осуществляется обучение произношению, являются индивидуальные занятия. Они предусмотрены учебным планом. В задачу индивидуальных занятий входит прежде всего работа над такими сторонами произношения, которые плохо усваиваются детьми без специального обучения.
Задачу и содержание индивидуальных занятий составляет работа над голосом, над звуками речи и их сочетаниями, над словом. На индивидуальных занятиях логопед добивается первичного умения воспроизвести тот или иной фонетический эле-шкркпляет полученное умение, а также проводит ряд упражнений, предупреждающих распад тех произносительных навыков, которые под влиянием неблагоприятных условий могут быть утрачены.
Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку в отдельности. Это касается и использования слухового восприятия, и приемов преодоления моторных затруднений, и темпа продвижения ребенка.
8.3.1. Требования к содержанию плана
1. Необходимо четко представлять базу, на которой может быть сформирован новый произносительный навык. Так, например, при постановке звука ж необходимо проанализировать, на какие произносительные навыки можно опереться (на артикуляцию звуков р, ш, с или з), что позволит прогнозировать сроки коррекции дефектных фонем.
2. В первую очередь исправляются наиболее грубые, неблагоприятно сказывающиеся на разборчивости речи дефекты. К ним относятся сонантность, которая может охватывать всю группу свистящих (с, з. if), шипящих (ш, ж, ч, щ), а также звуки жиг; закрытая гнусавость, охватывающая группу носовых звуков (ж, и); открытая гнусавость, распространяющаяся на гласные звуки и на такие согласные, как в, л; универсальное озвончение (когда глухие согласные воспроизводятся с голосом).
Из дефектов голоса к числу грубых относятся фальцет, повышение голоса на некоторых звуках (чаще — на у, и, м, к). Из дефектов слова наиболее грубыми следует считать по-звуковое воспроизведение, нарушения звукового состава (пропуски звуков, перестановки, грубые искажения). Все это необходимо учитывать при составлении плана индивидуальной работы.
3. При планировании и проведении занятий важную роль играет правильно подобранное сочетание корректируемых фонем.
Неудачной следует считать одновременную работу над звуками с, ш, х, или ш, р, х, или шил,поскольку их артикуляция предполагает различное положение языка (при ш — язык боковыми краями прижат к верхним коренным зубам, посередине языка желобок, по которому проходит выдыхаемый воздух, а при л — язык имеет форму жала, воздух проходит по бокам). Нередко неумелое сочетание отрицательно сказывается на усвоении одного из указанных звуков, тормозит сроки коррекционной работы, увеличивает энергетические затраты как ребенка, так и взрослых — педагогов, родителей.
Таким образом, намечая план работы по обучению произношению на индивидуальных занятиях, логопед учитывает не только требования программы, состояние произношения каждого ребенка его произносительные и компенсаторные возможности, но и те фонетические элементы, которые входят в содержание занятия.
Требования к индивидуальным занятиям
Тема занятия определяется исходя из плана. На одно занятие, как правило, выбирается не одна, а две темы. Например: 1 — устранение закрытой гнусавости; 2 — звук ш; или 1 — звук с; 2 — работа над словом (устранение позвукового воспроизведения); или 1 — дифференциация звуков фи в; 2— постановка звука и.
Например, для занятия избраны темы: 1. Звук ши 2. Звук м. Ребенок не умеет произносить ш, на его месте в словах он произносит лабиализованное с или воспроизводит его сонантно (слово шесть звучит соответственно как «сэст» или как «йэст»). На месте звука р произносит е, следовательно, получить звук ш от р не представляется возможным. Поэтому работу над звуком ш нужно начинать с самого начала. Пробы получить нужную артикуляцию на основе слухового или слухо-зрительного подражания к успеху не привели. Поэтому необходимо вначале научить ребенка удерживать язык в нужном положении между губами, затем выработать навык дутья у верхней губы, за зубами при открытом рте. В результате формируется правильная артикуляция. Затем следует серия упражнений, направленных на закрепление адекватной артикуляции в слогах, словах, фразах, самостоятельной роли.
Звукм ребенок воспроизводит правильно в изолированном положении,в обратных слогах, перед гласными а, о. Но в некоторых позициях — перед гласными у, и, в сочетании с согласными – наместе мпоявляется мп(неполная закрытая гнусавость). Необходимо распространить правильный навык воспроизведения носового звука м на все слова и фразы. В зависимости от этого различными становятся на каждом занятии и цели работы по темам.
На первом занятии план может выглядеть так:
1. Звук ш. Выработка дутья у верхней губы.
2. Звук м. Дифференциация звуков мпп перед гласным у на материале слогов и слов.
На втором занятии:
1. Звук т. Дутье у верхней губы.
2. Звук м. Дифференциация звуков м кп перед гласными а, о. у на материале слогов и слов.
На последующем занятии:
1. Звук ш. Закрепление артикуляции ш (с открытым ртом) на материале слогов и слов.
2. Звук м.Закрепление правильной артикуляции во всех позициях на материале разговорной речи и т.п.
По мере усвоения материала меняется и содержание занятия. В рассмотренном выше примере устранение закрытой гнусавости может быть достигнуто раньше, чем будет закончена работа по закреплению правильного произношения слов и фраз со звуком ш. Тогда в содержании занятия останется тема «Звук ш», а вместо темы «Звук м» будет включена из плана следующая, например «Звук б». И снова эти две темы окажутся на разных ступенях продвинутости ребенка — одна из них находится в стадии закрепления, другая — в начале работы, что позволяет чередовать в ходе одного занятия легкий и более трудный материал.
Требования к подбору речевого материала
1. Материал должен быть знаком детям и по содержанию, и по грамматическому оформлению с целью экономии времени.
2. Он должен соответствовать фонетической теме. Например, если темой занятия является звук с (в его позиции между гласными), то для занятия могут быть предложены числительные восемь, десять, восемнадцать, словосочетания типа: будем писать, будем рисовать и т. п.; если ребенку предлагается отвечать на вопросы, то в его предполагаемом ответе должны быть слова с тем звуком, работа над которым составляет содержание данного занятия. Так, если темой занятия является звонкий б, неправильно в четверг, например, предложить ребенку вопрос «Какой сегодня день?», потому что слово четверг не содержит ни звука б, ни оппозиционного ему п. В этих условиях было бы правильно спросить «Какой день недели будет завтра? А какой послезавтра?» («пятница», «суббота»).
2. Предпочтение отдается материалу разговорной речи. К речевому материалу относятся не только осмысленные комплексы, но и слоги. Они подбираются по фонетическому принципу в соответствии с целями, поставленными на каждое занятие.
Поскольку одну из задач индивидуальных занятий составляет формирование первичного умения воспроизводить тот или иной фонетический элемент, материалом их служат и артикуляционные упражнения. Их цель — подготовить речевые органы ребенка к произношению тех или иных звуков. Примерами таких упражнений являются дутье с просунутым между губами или между зубами языком, дутье у верхней губы (чтобы получить необходимую для свистящих и шипящих согласных позицию языка), произнесение фрикативного р (при постановке вибранта р) и т. п.
Таким образом, на индивидуальных занятиях по праву находит место как речевой, так и неречевой материал. Однако все занятие не может быть построено только на артикуляционных бессмысленных упражнениях. Возвращаясь к сказанному выше, следует напомнить, что на одном занятии обычно представлены две, а иногда и три темы. Уровень подготовленности к ним детей, как мы уже отмечали, различен. Поэтому если при работе над одной темой еще необходимы артикуляционные упражнения, то по другой теме работа ведется уже над осмысленным речевым материалом.
Приведем в качестве примера следующее занятие.
Тема 1. Звук ш.
Цель: постановка ш от р, но предварительно получить от р глухое фрикативное р.
Тема 2. Звук к (устранение закрытой гнусавости).
Цель — закрепление правильного произношения слов с конечным н. Занятие начинается с работы над звуком та: а) р — протяжное произнесение р; б) р — протяжное произнесение глухого р; в) убрать вибрацию (по подражанию, если не получится по подражанию — придержать язык шпателем), получится ш с открытым ртом.
После того как ребенку удастся последний этап, логопед, зная, что это упражнение длительно выполнять нельзя, так как оно утомляет, переходит к упражнениям по закреплению правильного произношения слогов типа аи-, он-, ии~, слоз и словосочетаний типа: один стакан, один лимон, один апельсин и т. п. А в конце занятия снова возвращается к звуку ш, проделывая те же упражнения, что и вначале.
Таким образом, в занятии сочетаются и артикуляционные упражнения, и работа над речевым материалом.
Организация работы
Формирование произносительных навыков у детей осуществляется, как известно, двумя путями.
Первый путь — информативный (т. е. без специального обучения). Дети воспринимают речь слухо-зрительно, а определенную часть материала — и на основе слухового восприятия. Подражая правильной речи учителя, воспитателя, дети могут приобрести навыки слитного воспроизведения слов, орфоэпического произношения. Формирование произносительных навыков происходит и на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия.
Второй и главный дуть — специальное обучение произношению. Оно осуществляется на индивидуальных и фронтальных занятиях. Содержание этих занятий отражено в программе по обучению произношению.
Опыт показывает, что на практике отмечаются недопустимые нарушения в организации и проведении работы по формированию произносительных навыков. К ним относятся:
- неправильное использование времени, предусмотренного на обучение произношению, — необоснованная замена занятий по технике речи уроками по другим учебным предметам; проведение в часы индивидуальных занятий экскурсий и других классных или школьных мероприятий; отмена индивидуальных занятий в случае болезни педагога без компенсации пропущенных учебных часов;
— неправильный подбор кадров — нередко проведение индивидуальных занятий поручается людям, не имеющим дефектологического образования и педагогического стажа;
— отсутствие расписания индивидуальных занятий с указанием фамилий детей и времени.
Индивидуальные занятия должны быть внесены в сетку общего расписания.
К коллективным формам организации учебного процесса по обучению произношению помимо уроков и индивидуальных занятий относятся фонетические зарядки. Они проводятся ежедневно по 3—4 мин.
Исходя из сказанного, при анализе работы логопеда по обучению произношению следует обратить внимание на следующие вопросы:
— как выполняется учебный план (уроки и индивидуальные занятия);
— проводятся ли фонетические зарядки;
— существует ли расписание индивидуальных занятий и как оно соблюдается;
—обеспечено ли проведение индивидуальных занятий в случае болезни педагога, как фиксируются занятия в фонетическом дневнике теми, кто заменяет основного педагога;
— как распределены часы на индивидуальные занятия между педагогами;
— как обеспечиваются подготовка и повышение квалификации учителей, ведущих индивидуальные занятия.
Оборудование
Отбор необходимого оборудования зависит от темы и цели проводимого занятия.
При обучении произношению широко используются специальные технические средства и учебные пособия.
К техническим средствам относятся приборы, преобразующие звучащую речь в оптические сигналы (приборы типа И-2, ВИР, виброскопы); приборы, преобразующие звуковые сигналы в механические (вибраторы), и др.
Умелое использование указанных технических средств обеспечивает более полное восприятие фонетических элементов чужой и собственной речи, что позволяет оценивать качество собственной речи и вносить необходимые поправки. Вибраторы используются как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Приборы, преобразующие звучащую речь в оптические сигналы, используются главным образом на индивидуальных занятиях. Конечно, это не исключает возможности их применения на уроках техники речи в связи с изучением определенной темы (например, «Звук с», «Гласные м. ы» и т. п.).
К учебным пособиям относятся: учебники по обучению произношению; таблицы; иллюстрации (демонстрационный материал, раздаточный материал); игрушки (звучащие игрушки, наборы кукольной мебели и посуды, куклы с набором одежды для них, игрушки-животные, мячи, флажки, набор для игры в песок — ведро, лопата, совок и т. п.); игры (лото, домино в картинках, «Вверх-вниз», «Цирк» и т. п.); специальное оборудование (зеркало, логопедические зонды, шпатель, спирт как дезинфицирующий материал, вата).
Наглядно-дидактические таблицы, иллюстративный материал, игры обычно педагоги с помощью родителей изготовляют своими руками. Учебники, таблицы, игрушки, игры, иллюстративный материал в равной мере пригодны как для фронтальных, так и для индивидуальных занятий.
Зеркала, зонды, шпатель — принадлежность главным образом индивидуальных занятий. Если нужная артикуляция не получается на основе слухо-зрительного подражания, то учитель прибегает к выработке промежуточной артикуляции (например, фрикативного р), показывая положение речевых органов перед зеркалом, или же к другим приемам, используя механическую помощь зонда, шпателя.
Анализируя учебный процесс по формированию произносительных навыков у детей, необходимо обратить внимание на следующее:
— является ли речь логопеда действительно образцом для учащихся (соблюдаются ли нормальный темп, слитность речи, выражено ли словесное ударение);
— обеспечены ли занятия учебными пособиями, насколько они отвечают задаче, цели и содержанию занятий, отвечают ли техническим и эстетическим требованиям (текст таблиц должен быть выполнен четким шрифтом, черными чернилами, тушью, фломастером; фотографии и иллюстрации удобообозримыми; серии или наборы картинок должны быть одного размера и т. п.).
Примечание: методические разработки, пособия, наглядный материал, учебники и т.д., приобретенные на личные средства учителя-логопеда, являются его собственностью.
Фонетический режим
От качества фонетического оформления устной речи в значительной мере зависит интенсификация учебного процесса и, главное, возможность выполнения устной речью ее коммуникативной функции.
Качество обучения произношению обусловливается речевым режимом. Органичной частью последнего является фонетический режим, под которым понимается система мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных детьми правильных произносительных навыков.
Контроль за произношением детей необходим систематически со стороны сотрудников и родителей.
Цель фронтальных, индивидуальных занятий по обучению произношению и фонетических зарядок ■— формирование произносительных навыков. Основное внимание логопеда должно быть сосредоточено на том, как говорит ребенок. Все ошибки, которые ребенок допускает по теме урока (зарядки, индивидуального занятия), должны быть обязательно исправлены. Оценка деятельности ребенка на занятии производится на основании того, насколько успешно он справился с задачей, т. е. как произносил соответствующий речевой материал (например, если тема занятия была «Носовые звуки м, и», то оценивается главным образом, как воспроизводил ученик слова с этими звуками).
Требования к исправлению других произносительных ошибок (не по теме занятия) варьируют: если логопед знает, что ребенок может воспроизвести звук правильно, то он должен потребовать адекватного его произнесения; если же ребенок не готов к точному воспроизведению слова, т.е. не владеет той или иной артикуляцией, следует временно допустить приближенное произношение.
На других занятиях контроль за произношением проявляется в следующих формах:
— установке перед ответом («Говори громко!», «Говори чисто!», «Говори с ударением!», «Говори хорошо!» и т. д.);
— одобрении («Хорошо!», «Говорил правильно, чисто»);
— замечании, если ребенок говорит небрежно, хуже своих возможностей; при этом необходимо дать образец правильной речи («Говоришь неправильно; послушай, как надо; повтори!»).
Важно учитывать произносительные возможности каждого ребенка в отдельности.
При исправлении произносительных ошибок большое значение имеет тактичность логопеда и воспитателя, чтобы не вызвать у ребенка негативной реакции.
Фонетическая обработка речевого материала.
В содержании каждого занятия есть термины, слова и словосочетания, которые встречаются детям впервые. Обработка их произношения — задача логопеда. Эти слова должны быть Представленыв графическом виде — написаны на доске, табличке, указаны знаки словесного ударения, орфоэпии.
Подготовка устных выступлений.
Учащиеся школы постоянно принимают участие в школьных праздниках, сборах, выступают на родительских собраниях в качестве артистов с текстовыми ролями, декламаторов, участников речевого хора. Все эти выступления требуют подготовки — речь детей должна быть максимально разборчивой, насколько позволяют произносительные возможности каждого из выступающих.
Выступление является своеобразным отчетом о достижении в произношении и имеет огромное воспитательное значение. Неправильно, если всегда выступают одни и те же, как правило, говорящие лучше других дети. Надо поддерживать продвижение и даже небольшие успехи каждого, давая ему возможность сказать какой-то небольшой текст (пусть даже отдельную реплику или строчку стихотворения).
При подготовке выступлений детей должен быть соблюден ряд требований:
— текст выступления (даже если это отдельные реплики) фонетически обрабатывается (расставляются знаки словесного и логического ударения, надстрочные знаки, паузы);
— раздается учащимся не менее чем за две-три недели (в зависимости от размера) до выступления;
— речевые репетиции начинают проводиться не менее чем за 10 дней до выступления, чтобы иметь время на коррекцию;
— комиссия по подготовке и проведению праздника, в которую обязательно входит логопед, присутствует на речевых репетициях, оценивает готовность каждого выступающего (знание текста наизусть, качество произношения) и дает рекомендации в отношении дальнейшей работы;
— во время выступлений дети должны пользоваться микрофоном, даже если зал не оборудован;
— после проведения праздника необходимо подвести итоги: отметить сильные и слабые стороны в подготовке речевых выступлений, оценить качество речи выступающих, наметить пути устранения недостатков и дальнейшего совершенствования произношения.
Индивидуальные занятия отличаются от фронтальных своими целями, содержанием. Если цель фронтальных занятий, как правило, — закрепление произносительных навыков, ознакомление с правилами фонетического оформления речи, работа над стихотворением, то цель индивидуальных занятий — формирование первичных навыков правильной артикуляции, коррекция голоса, устранение дефектных звуков, их сочетаний, недостатков воспроизведения слова. Естественно, что прежде чем заниматься закреплением того или иного навыка, нужно его сформировать. Иными словами, прежде чем проводить занятие, например, на дифференциацию звуков ш и ж, нужно добиться того, чтобы все или большинство детей умели произносить и ш, и ж изолированно, в слогах и словах. То обстоятельство, что навык еще непрочен и дети допускают ошибки, сбиваясь на неправильное произношение, не является препятствием к проведению фронтального занятия. Важно, что по требованию педагога ребенок уже сможет воспроизвести необходимое слово, слог, отдельный звук правильно. Этого умения логопед добивается на индивидуальных занятиях.
Основная форма работы на занятии — коллективная. Хоровое проговаривание обязательно должно сочетаться с ответами отдельных детей или групп («Скажите, мальчики», «Скажите, Таня, Юра и Галя»). Наряду с общими заданиями необходимо давать и индивидуальные установочные указания.
Однако занятие не должно распадаться на серию индивидуальных занятий. Если не удается после двух-тре