Коррекционная работа при ДЦП
Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной
адаптации, общего и профессионального бучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.
В комплексное восстановительное лечение ДЦП включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.
Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом:
1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.
2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.
3. Организация работы в рамках ведущей деятельности.
4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
5. Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.
6. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в доречевой период являются:
- Развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт с взрослым, включения общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым).
- Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.
- Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов).
- Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания).
- Развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).
- Развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка).
- Формирование движений руки и действий с предметами.
- Формирование подготовительных этапов понимания речи.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:
- Формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности.
- Формирование речевого и предметно-действенного общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации).
- Развитие знаний и представлений об окружающем.
- Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слуховой кинестетического восприятия).
- Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие
зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных
действий).
Основными направлениями коррекционно-педагогической работ в дошкольном возрасте являются:
- Развитие игровой деятельности.
- Развитие речевого общения с окружающими.
- Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.
- Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.
- Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образной и элементов абстрактно-логического).
- Формирование математических представлений.
- Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом.
- Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции. Ее основная цель — развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.
Задачи логопедической работы:
- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.
- развитие речевого дыхания и голоса.
- нормализация просодической стороны речи.
- формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
- развитие функций кистей и пальцев рук.
- нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи.