Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, ребенок знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значения многих слов. С помощью слуха ребенок может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих, так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй речи. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.
Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболеваня, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или коетузионные травмы и т.д. Глухота и тугоухость могут быть наследственными, врожденными и приобретенными.
В настоящее время определить состояние слуховой фунции можно уже на ранних этапах развития. Место и степень поражения слуха определяются при помощи аудиометрии – тональной (с применением аппаратуры), речевой –для первичной проверки слуха.
В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом. Диагноз «глухота» ставится при потере слуха до 75-80 Децибелл Устанавливается три степени тугоухости в зависимости от среднего арифметического потери слуха в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000)
Рахиль Марковна Боскис разработала научное обоснование психолого-педагогической классификации с учетом: а) степени поражения слуховой функции; б) уровня развития речи при данной степени поражения слуха; в) времени возникновения нарушения слуха.
Глухота-стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладениие речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. При этом человек может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота бывает врожденная и приобретенная. Дети с приобретенной глухотой – это рано оглохшие (ранняя глухота), безречевые дети, а также- поздно оглохшие, у которых речь сформирована в той или иной степени.
Тугоухость –стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения.
Тугоухие – это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью.
Речь слабослышащих детей находится в зависимости от степени снижения слуха, от времени возникновения снижения слуха. Если нарушения слуха произошло до 3 лет, то речь самостоятельно не развивается. Если слух нарушен после 3 лет, то у ребенка сохранится фразовая речь, но будут отклонения в словаре, грамматическом строе речи и звукопроизношении. Если слух нарушен в школьном возрасте, то ребенок будет владеть фразовой речью, но будут ошибки оглушения звонких согласных, и при произношении слов сложной слоговой структуры. Речь также зависит от условий воспитания, от начала коррекционной работы, чем раньше начата работа, тем скорее развивается речь.
Речь слабослышащего ребенка имеет свои особенности. Слабослышащий ребенок, потерявший речь в раннем возрасте имеет недоразвитие всех компонентов языковой системы (лексики, грамматики, фонетики). Речь слабослышащего ребенка характеризуется неразборчивостью, глухостью, темп замедленный.
Письменная речь отражает все дефекты устной речи. Также у этих детей могут быть и другие речевые нарушения, например, ринолалия.
При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии, это помогает активизировать и ослабленный слух. При тяжелых степенях снижения слуха детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность анализаторы, на занятиях используют и подключают остаточную слуховую функцию.
2. Организация обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Раннее коррекционное обучение осуществляется в яслях и специальных детских садах с нарушениями слуха с 2 до 7 лет, а с 7 лет дети продолжают обучение в школе для слабослышащих детей.
Воспитание и обучение детей глухих и слабослышащих проводится раздельно. Глухие дети обучаются в специальном учреждении 1 вида, обучение основывается на использовании компенсаторных особенностях организма с подключением сохранных функций и развитием слуховой функции. Обучение осуществляется зрительно, с использованием дактилологии и специальной аппаратуры. Применяется принцип раннего обучения грамоте на основе зрительного восприятия предмета, печатной таблички (слово написано печатными буквами), при этом педагог дактилирует слово и произносит его с усиленной артикуляцией.
Слабослышащие дети обучаются в учреждениях 2 вида. Обучение в школе осуществляется на слуховой основе с использованием и развитием остаточного слуха, для этого используют специальные слуховые аппараты. В школе 2 отделения: в 1 отделении дети с достаточно развитой речью, а во 2 отделении с грубым недоразвитием речи, т. е. разделение, происходит по степени сохранности речи.
Работа по развитию слухового восприятия и автоматизации навыков звукопроизношения проводится с использованием фонетической ритмики и различных видов деятельности, связанных с музыкой, которые осуществляются на ритмико-музыкальных занятиях.
Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями слуха.
В содержании коррекционно-педагогической работы выделяются 9 разделов. Особое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха придается обучению игре.
В ходе целенаправленного развития и обогащения изобразительной и конструктивной деятельности создаются условия для эстетического, познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха
Важной задачей, связанной с развитием изобразительной и конструктивной деятельностей, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного.
В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха происходит формирование мотивации трудовой деятельности детей, развитие интереса к разным формам труда, к оказанию помощи старшим, овладение некоторыми трудовыми умениями и элементарной культурой труда. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром.
Раздел «Развитие речи» является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для глухих и слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения.
Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению, целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников имеет задачей развитие остаточного слуха.
. В процессе целенаправленной работы по формированию элементарных математических представлений дети овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями.
Музыкальное воспитании решает задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.