Клинико-психолог-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

Специфические закономерности психического развития детей при нарушениях слуха (И. М. Соловьев):1. Необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастное количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Из-за нарушения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окруж-ми людьми затруднено. В следствие этого психическая деятельность упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Компоненты психики глухого ребенка, а также слабослышащего развиваются в иных по сравнению с нормой пропорциях. 2. Отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми (замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды). Путь психического развития ребенка с нарушениями слуха Соловьев представлял в следующем виде: различия в психическом развитии между слышащим и глухим ребенком незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастает в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематических сурдопедагогических воздействий различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону слышащего ребенка, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка.

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями слуха сопровождается целым рядом трудностей, связанных со специфическими особенностями их психического развития. Непонимание ребенком обращенной к нему речи, отсутствие речи или ее неразборчивость осложняют общение с ним, что ограничивает возможности применения экспериментальных методик. Для диагностики особенностей психического развития детей с нарушениями слуха необходим системный подход, учет структуры нарушения в целом, всестороннее обследование психики ребенка. Можно выделить специфические задачи изучения детей с н.с. в зависимости от возраста и психического развития, в котором находится данный ребенок. В раннем детстве, дошк-ом и мл. школьном возрасте особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь – формированию взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений. В подростковом и юношеском возрасте при правильной организации обучения отставание в развитии познавательной сферы обычно наблюдается в отношении самых сложных психических процессов. Рекомендации по обследованию детей с н.с. первых лет жизни представлены в работах А. А. Венгер, Г.Л. Выготской, Леонгард, Шматко, Пелымской. При анализе психических особенностей ребенка необходимо в первую очередь выделить те факторы, которые могут оказать влияние на развитие познавательной сферы. Основным методом изучения детей с н.с. в младенчестве и раннем детстве является наблюдение. При проведении психолого-педагогического изучения детей с н.с. первых 3-4 лет жизни необходимо учитывать следующие факторы: 1. Развитие общения. 2.Степень развития слухового восприятия. 3. Особенности развития движений. 4. Характер подражания. 5 Реакция на одобрение и неудачу. 6. Представление о самом себе.

При обследовании детей дошкольного и школьного возраста наряду с наблюдением используются экспериментально-психологические методики, все виды психологического эксперимента, направленные на выявление особенностей в развитии восприятия, пространственных представлений, памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления. При обследовании детей с н.с. необходимо использовать задания на изучение всех видо восприятия, предметных действий, конструирования, образной и словесной памяти, пространственных и временных представлений, всех видов мышления. Большое значение при обследовании детей с н.с. имеет анализ продуктов деятельности. Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка с н.с. имеет некоторые особенности, но и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как степень потери слуха, уровень развития двигательной сферы, наличие сопутствующих нарушений. В систематизации этих данных целесообразно придерживаться следующей схемы: 1)Характеристика состояния слуха. 2)Уровень развития двигательной сферы. 3)Познавательна сфера. 4)Особенности ведущей деятельности. 5)Особенности развития личности. 6)Реакции на разные виды воздействий. 7)Эмоциональные состояния. Особенности внешних выражений эмоций. Понимание эмоций других людей. 8)Самооценка. Психолого-педагогическое изучение детей с н.с. помогает правильно организовать их обучение и воспитание, определить направления коррекционной работы, способствующей достижению успешной компенсации данного нарушения и полноценному развитию познавательной сферы и личности.



Наши рекомендации