Сущность и структура процесса обучения.
Сущность процесса обучения — это целенаправленный педагогический процесс суть которого состоит в активизации деятельности, развитии творческих навыко учащихся; организации и стимулированию активной учебно-познавательной деятельности учащихся; овладении научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Структура состоит из компонентов носящих двухсторонний характер (педагог и ученик):
Целевой компонент. Потребностно-мотивационный компонент. Содержательный компонент. Деятельностный компонент. Эмоционально-волевой компонент.
Результативный компонент.
Закономерности и принципы процесса обучения
Принципы обучения — наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации, осуществлению и управлению процессам обучения.
Сами принципы и закономерности см. в вопросе 11. Они одинаковы.
Виды обучения и их характеристика. Современные дидактические концепции.
Догматическое обучение; Объяснительно-иллюстративное обучение; проблемное обучение; Программированное обучение;
Методы обучения и подходы к их классификации.
Метод— способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом педагогического процесса (обучения, воспитания) понимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач обучения, воспитания, развития.
I подгруппа | II подгруппа | III подгруппа | IV подгруппа |
По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептивные методы) | По логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы) | По степени самостоятельности мышления учащихся в процессе усвоения знаний | По характеру управления учебной деятельностью (методы управления учебной деятельностью) |
Словесные: объяснение;рассказ; беседа;лекция, дискуссия и др. Наглядные: иллюстрация; демонстрация. Практические: упражнение;опыт; трудовые действия и др. | Индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические, аналогия, выделение главного, сравнение и др. | Репродуктивные, продуктивные (проблемные, проблемно-поисковые, исследовательские и др.) | Методы работы под руководством учителя; методы самостоятельной работы учащихся: работа с книгой; выполнение письменных заданий; выполнение лабораторной работы, художественно-творческой работы в мастерских и др. |
20. Характеристика методов организации учебно-познавательной
деятельности.
Словестные методы:убеждение (самоубеждение) и внушение (самовнушение), рассказ, объяснение, беседа, вводная беседа, повторительно-обобщающая беседа, контрольно-коррекционная и т.д; Лекция, дискуссия.
Практические методы: метод управжений, лабораторных и практических работ.
Наглядные методы обычно в сочетании со словесными: наблюдение, иллюстрации, демонстрации, видеометод.
21. Характеристика методов стимулирования и мотивации учебно-
познавательной деятельности.
К методам стимулирования и мотивации интереса к учебно-познавательной деятельности относятся: создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в учении; игра; дискуссия; методы рефлексии и другие. Методы стимулирования долга и ответственности в учении представлены разъяснением личностной и общественной значимости учебно-познавательной деятельности; предъявлением требований, упражнениями по их выполнению; поощрением успеха и порицанием недостатков в учении; соревнованием и другими методами.
Игровые методы — способы организации деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта в условных ситуациях и в доступных определенному возрасту формах. В современной школе игровая деятельность используется:
□как самостоятельный метод (технология) изучения понятия, темы или раздела учебного предмета;
□как элемент более обширной технологии;
□в качестве урока (занятия) или его этапа;
□как метод (технология) внеклассной воспитательной работы.