С.особенности современного понимания педагогической науки.
С.особенности современного понимания педагогической науки.
А.Объектом педагогике принято считать воспитание (в широком педагогическом смысле) как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Предмет педагогики- определяющие развития личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.
В. Функции педагогики:
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса).
Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
С. В первую очередь, современная педагогика осмысливает себя как науку социогуманитарную, ᴛ.ᴇ. науку с двойным статусом. Как социальная наука педагогика исследует проблему взаимодействия человека и общества при получении им (человеком) образования; как наука гуманитарная, педагогика изучает возможности раскрытия и развития потенциала человека, его сущностных сил, формирования и реализации его жизненного плана через содействие его образованию.
В современной педагогике происходит уточнение критериев научной истины. Педагогике свойственно отсутствие однозначности, присущей «точным» наукам. В качестве центрального критерия научности педагогического знания сегодня выступает «глубина понимания».
Специфика педагогической деятельности
Педагогическая деятельность основывается на целенаправленном, специально организованном педагогическом взаимодействии, целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающегося.
D.функции процесса обучения.
А.Закономерности, принципы и правила обучения,
А. Закономерности обучения - это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют понять общую картину развития дидактических процессов.
Принципы обучения (дидактические принципы ) - это основные (общие, руководящие ) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями. Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Правила обучения - это конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
А.Определение понятия «воспитание», В.его роль в становлении личности; С.особенности процесса воспитания
А.Воспитание в социальном смысле
В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
А.Иерархия целей воспитания. В. Требования к целеполаганию в педагогике
А.
Иерархичность целей воспитания и образования предопределяется двумя основными фактами:
1) государственной целью воспитания как социальным заказом (все обучающиеся имеют право на интеллектуальное, физическое, нравственное, трудовое воспитание, на развитие политической, экологической, эстетической, правовой культуры, опыт жизненного самоопределения);
2) реальным уровнем развития, продвинутости, неравномерным формированием параметров становления
В. Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.
1) Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.
2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.
3) Преемственность, которая означает: а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.). б) Выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.
4) Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.
5) Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.
Требования к составлению конспекта воспитательного мероприятия.
При разработке конспекта воспитательного мероприятия необходимо определить тему, сформулировать его цели и задачи, продолжительность воспитательного мероприятия, исходя из перечня основных направлений воспитательной работы.
При разработке конспекта прописывается структура мероприятия в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.
В конспекте необходимо раскрыть содержание воспитательного мероприятия, целенаправленность, методику проведения, продемонстрировать владение методами и приемами воспитательной работы, обоснованность выбора формы проведения мероприятия, его соответствие поставленной цели, учет индивидуальных особенностей обучающихся и конкретных характеристик группы, в котором будет проводиться мероприятие.
Методы изучения личности
Знание свойств личности необходимо для прогнозирования индивидуального и группового поведения, правильной расстановки кадров. Поэтому руководителям в системах управления необходимо определять эти свойства в условиях производственной деятельности путем наблюдений, анализа деятельности, а также получать необходимые данные с помощью практического психолога. Наиболее популярными в психологии являются следующие методы[8].
1. Наблюдение - это изучение личности в условиях естественной и привычной для него деятельности: игровой, учебной, производственной. Наблюдение приводит к накоплению фактов, на основе которых руководитель может сделать заключение о профессиональной пригодности сотрудников, успешности усвоения ими профессиональных знаний и навыков, способностей к решению конкретных производственных задач. Путем наблюдения можно получить данные об особенностях памяти и внимания, восприятия и мышления, о типологических свойствах темперамента, чертах характера и т.п. Накопленный в результате наблюдения опыт позволяет отделить закономерные факты от случайных.
2. Беседа - осуществляется в условиях индивидуального или группового обучения собеседников. Чтобы беседа была продуктивной, руководитель должен заранее тщательно продумать ее тематику, сформулировать вопросы и руководить течением беседы до получения определенного результата. Иногда беседу можно заменить анкетированием, когда вопросы и ответы поступают в письменной форме. Анкетирование может расширить объем получаемой информации за счет ответов более широкого круга людей, реже проводится беглый личный опрос-интервью.
3. Анализ результатов деятельности - это изучение результатов учебной и производственной деятельности сотрудников: отчетов, рефератов, рационализаторских и деловых предложений, сконструированных планов и моделей, принятых решений. Все это является богатейшим материалом определения мотиваций характера, способностей к теоретической и практической профессиональной деятельности сотрудников. Указанные три метода непосредственно доступны каждому опытному руководителю, однако некоторые методы требуют специальных психологических знаний. Они могут быть применены либо самим руководителем, либо могут дать ему необходимую информацию с помощью практических психологов.
4. Экспертный метод применяется в виде лабораторного или естественного экспериментов. Лабораторный эксперимент проводится в специальных лабораторных условиях с применением различной аппаратуры: кино - и кадропроекторов, ЭВМ, энцефалографов и др. Лабораторным экспериментом можно определить объем оперативной памяти, свойства внимания, восприятия объектов, тип нервной системы и др., применяя методы математической статистики для обработки полученных данных. Естественный эксперимент совмещает в себе достоинства наблюдения и эксперимента. Он осуществляется в условиях конкретной привычной для людей деятельности - учебной или производственной. Часто этот метод применяется для апробации новых методов обучения, новых учебных пособий, новой техники. Приемы формирования проблемных ситуаций, анализа происшествий, проведения деловых игр, опознания в следственной практике можно рассматривать как разновидности естественного эксперимента. В этих условиях сотрудники могут наиболее полно раскрыть свои интеллектуальные способности в решении профессиональных задач.
5. Тестирование - это специально разработанные задачи (пробы) для определения различных свойств индивида. Тесты допускают использование математической статистики, поэтому дают более точные данные, чем наблюдения и беседы, приближаясь в этом плане к эксперименту. Для решения задач исследования могут использоваться три основных вида тестов: - личностные, применяемые для определения индивидуальных свойств человека: темперамент, характер, способности (например, тесты Г. Айзенка, К. Леонгарда, Д. Кеттела и др.); - интеллектуальные, применяемые для определения уровня умственного развития и его соответствия возрасту человека (например, тесты Вине, Векслера, Штур и др.); - профессиональные, применяемые для профессионального отбора людей, изучения их мотивации и пригодности к определенным видам деятельности (например, профессиональный опросник Липпмана, тест ДДО Климова и др.). Однако следует помнить, что возможности тестов не безграничны, так как позволяют делать выводы о свойствах личности только в определенных пределах. Тесты дают нам данные о состоянии и возможностях человека только в данный период его жизни и профессиональной деятельности. Тесты, тем не менее, не дают основания судить о подлинных причинах наблюдаемых состояний и уровне развития индивида. Тесты не позволяют также с большой степенью определенности прогнозировать направление развития личности в последующий период его жизни. Важен также адекватный подбор тестов, который должен осуществляться только специалистами. Случайно подобранные одиночные тесты или случайное сочетание тестов не могут дать достоверной информации о свойствах личности.
6. Метод социометрии, разработанный Дж. Морено, применяется для оценки межличностных связей в группе и одновременно для определения статуса каждого из членов группы. Этот метод важен для определения пригодности человека к руководству и лидерству, к выполнению конкретной роли в структуре коллектива. Следует отметить, что оптимальным условием определения свойств личности является комплексный подход, обеспечиваемый адекватно подобранной системой методов, позволяющих всесторонне оценить личность во всех ее проявлениях. Для каждого руководителя в системах управления необходимо получить комплекс психологических знаний о свойствах личности. Знание психологических особенностей личности и умение учитывать их при подборе кадров и организации деятельности людей является одним из основных условий высокой эффективности социальных организаций всех уровней. Известный экономист В.И. Терещенко отмечал, что "при оценке деловых качеств управляющих предприятиями на первое место ставится знание рынка, на второе - умение организовать научно-исследовательскую работу и определить стратегическую линию поведения фирмы на последующие годы, на третье - знание человеческих отношений и умение их организовывать и использовать, умение ладить с людьми. Умение определять психологические свойства людей и использовать их в целях успешного развития как производства, так и личности сотрудников - это и есть практический учет того самого "человеческого фактора", который признан центральным в современных системах управления"[9].
Рекомендуемые учебники
1. Подласый П. Педагогика
2. Педагогики: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб: Питер, 2014
В билете будет два вопроса
С.особенности современного понимания педагогической науки.
А.Объектом педагогике принято считать воспитание (в широком педагогическом смысле) как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Предмет педагогики- определяющие развития личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.
В. Функции педагогики:
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса).
Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
С. В первую очередь, современная педагогика осмысливает себя как науку социогуманитарную, ᴛ.ᴇ. науку с двойным статусом. Как социальная наука педагогика исследует проблему взаимодействия человека и общества при получении им (человеком) образования; как наука гуманитарная, педагогика изучает возможности раскрытия и развития потенциала человека, его сущностных сил, формирования и реализации его жизненного плана через содействие его образованию.
В современной педагогике происходит уточнение критериев научной истины. Педагогике свойственно отсутствие однозначности, присущей «точным» наукам. В качестве центрального критерия научности педагогического знания сегодня выступает «глубина понимания».