Вопрос 46. Педагогические основы мастерства учителя, воспитателя, классного руководителя.
Педагогическое мастерство выражается в совершенном владении педагогом методами и приёмами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.
Педагогическое мастерствос технологической точки зрения — это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.
Гуманитарная культура педагога - это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений.
Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности.
Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.
Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций.
Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения.
Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.
Педагог в процессе воспитания детей проявляет и реализует себя по крайней мере в трёх сферах педагогической деятельности: в организационной, в сфере общения и взаимодействия с детьми и в воздействии на них.
Педагогическая организация начинается с общего замысла, общего представления о целях, содержании, путях исполнения задуманного дела и его предполагаемых результатах. Реальный этап педагогической организации начинается с постановки реальной цели, деловых задач, увлекательных перспектив, создания эмоционально-волевого настроя детей и обсуждения планов выполнения дела.
Следующий элемент мастерства педагогической организации - умение, с учётом их мнений и пожеланий, расставить ребят по рабочим местам, распределить поручения, подобрать каждому дело по душе. Кроме этого, нужно чётко проинструктировать каждого ребёнка.
Мастерство педагогической организации в завершающей стадии характеризуется анализом, размышлением, критическим разбором, деловым обсуждением проделанной работы. Педагоги-мастера привлекают учащихся к анализу всех совместных дел и мероприятий в целях самосознания детьми своих достижений, промахов, ошибок.
Деятельность детей и их общение – главные рычаги воспитания.
Общение – взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция «Я» субъектов. Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. Общение преобразует духовное достояние одного человека в общее достояние субъектов общения. В этом внутреннем обогащении и состоит огромное значение общения.
Формы общения:
· Вербальные (слова, посылаемые партнёру);
· Мимические (выражение лица партнёра, взгляд);
· Тактильные ( прикосновение рук, объятия, пожатие рук);
· Пластические ( поза, жесты, движения, темпо-ритм);
· Предметные (через передаваемый, вручаемый, отбираемый, рассматриваемый и прочий предмет);
· Действенные (действия, достигающие какого-либо результата для партнёра).
Выделяют следующие стили педагогического общения (В.А. Кан-Калик):
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом.
2. Общение на основе дружеского расположения – предполагает увлечённость общим делом; педагог – старший товарищ, участник совместной учебной деятельности ( следует избегать панибратства).
3. Общение-дистанция – самый распространённый тип педагогического общения. Такой стиль формирует отношения учитель-ученик, постоянно прослеживается дистанция во всех сферах.
4. Общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней преподавателя.
5. Общение –заигрывание – характерно для учителей, стремящихся к популярности. Чаще всего в педагогической практике встречается сочетание стилей с каким-либо доминирующим.
Важнейшей сферой педагогического мастерства является мастерство воздействия, взаимодействия, стимулирования и торможения детской деятельности. Практически всем своим поведением учитель воспитательно воздействует на детей. Воздействие– действие, направленное на кого-либо с целью достичь определённых результатов, добиться чего-то. Работа педагога с детьми - это система взаимодействий – система согласованных действий, направленных на определённый результат. В контексте взаимодействия с детьми педагог производит воздействие на детей, направляя процесс взаимодействия. Назначение педагогического воздействияв том, чтобы организовать взаимодействие ребёнка с миром, сохраняя направленность к воспитательной цели; педагог курирует вхождение в культуру, создавая наищадящий режим, чтобы не поранить душу ребёнка.
Воздействия педагога можно разделить на два вида:
· Положительные – одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение;
· Отрицательные – замечания, насмешка, ирония, упрёк, угроза, оскорбление, придирка.
Педагогическое воздействие на детей осуществляется тремя основными путями:
1. Главный путь воздействия – аргументированное убеждение - прямое и непосредственное обращение педагога к сознанию ребёнка в целях формирования его мировоззрения, направленности личности и корректирования поведения. Приёмы: педагогическое увещевание, наставление, поучение, привлечение.
2. Воздействие педагога на учащихся посредством проявления собственного интереса, собственной увлечённостью, обращением к непосредственному чувству ребёнка с целью вовлечения в деятельность, стимулирования активности. Психологической основой является эмоциональность ребёнка, его стремление к удовлетворению потребностей и удовольствию.
3. Требование, проявление целенаправленной и педагогически обоснованной воли учителя.
В арсенале педагога-мастера должно быть не только умелое сочетание убеждения с требованием, привлечения с наставлением, но и острое слово, ирония и сарказм, юмор и сатира.
Стили педагогического управления:
· Автократический – самовластный стиль руководства, когда преподаватель осуществляет единоличное управление учащимися, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жёсткий контроль за их исполнением;
· Авторитарный – властный стиль руководства, допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счёте принимает преподаватель в соответствии со своими установками;
· Демократический – предполагает внимание и учёт преподавателем мнений учащихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведёт диалогическое общение на равных;
· Игнорирующий – либеральный – учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
· Попустительский – конформный стиль – учитель устраняется от руководства группой либо идёт на поводу их желаний;
· Непоследовательный – алогичный стиль – учитель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства.
Литература для самостоятельной подготовки:
1. Афонина Г. М. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2002, стр.222
2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.60
3. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.211, 283
4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. П/ред. П.И.Пидкасистого. М., 2002, стр.363
5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.379
6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.409, 420
Литература
1. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000, 608с.
2. Афонина Г. М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. Ростов-на-Дону, 2002, 512с.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, Санкт-Петербург, Питер, 2001, 300с.
4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1999, 145с.
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000, 173с.
6. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. М., 366с.
7. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, 607с.
8. Педагогика. Под ред.П.И.Пидкасистого. Второе издание. М., 1996, 602с.
9. Подласый И.П. Педагогика:100 вопросов – 100 ответов. М., 2001, 365с.
10. Подласый И.П. Педагогика. М., Просвещение, 1996, 462 с.
11. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., Владос, 2000, 399с.
12. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Уч. пособие. Мн., 2002, 537с.
13. Пуйман С.А. Педагогика. Учебное пособие. Мн., ТетраСистемс, 2001, 255с.
14. Ситаров В. А. Дидактика. Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002, 368с.
15. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, 576 с.
16. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000, 415с.
17. Современный словарь по педагогике. Сост. Рапацевич Е.С., Мн., 927с.
18. Столяренко Л.Д. Педагогика. Для студентов колледжей. Ростов-на-Дону, 2000, 445с.
19. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, 271с.
20. Хуторской А.В. Современная дидактика. Санкт-Петербург, 2001, 536с.
21. Чепиков В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс. М., 2003, 173с.