Вопрос 45. Методическая работа в школе: работа педсовета, методических объединений. Аттестация педагогических работников.
Методическая работав школе – это деятельность администрации и педагогов школы по повышению квалификации и совершенствованию педагогического мастерства учителей. Осуществляется методическая работа в школе прежде всего через деятельность педсовета, а также через деятельность научно-методического совета, работу предметных методических объединений, секций классных руководителей, самообразование учителей и др.
Повышение квалификации начинается с организации деятельности Педагогического совета. Деятельность Педагогического совета определяется "Положением о Педагогическом совете общеобразовательной школы". Педагогический совет создается во всех общеобразовательных школах, где имеется более трех учителей, и является постоянно действующим органом для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной работы. В состав Педагогического совета входят директор школы (председатель), его заместители, учителя, воспитатели, библиотекарь, врач, председатель родительского комитета и Совета школы.
Нужно различать две стороны в деятельности педсоветов: а) производственно-деловую: утверждение годового плана работы школы, рассмотрение итогов работы школы по четвертям, утверждение плана подготовки и проведения экзаменов, выпуск и перевод учащихся в следующие классы, итоги учебного года и план летней работы с учащимися и б) научно-педагогическую: обсуждение указаний руководящих органов и результатов научных исследований и передового опыта в целях их внедрения, анализ педагогического процесса в школе.
Можно выделить четыре этапа в подготовке и проведении педсоветов:
— планирование педсоветов на год;
— предварительная подготовка конкретного педсовета,
— непосредственное проведение педсовета;
— работа по выполнению решений педсоветов.
Как правило, в течение учебного года проводится пять педсоветов: один раз в четверть и в конце учебного года. Пятый педсовет проводится в три заседания — допуск к экзаменам, по итогам экзаменов, по итогам выпускных экзаменов.
Первый педсовет проходит до начала учебного года, в конце августа, и посвящен, как правило, утверждению годового Плана работы школы, обсуждению доклада директора школы по анализу работы за прошлый год и фундаментальному обсуждению задач на новый учебный год. Чтобы избежать чрезмерного дробления вопросов, необходимо подвергнуть обсуждению наиболее важные, принципиальные положения, определяемые директивными указаниями и особенностями данной школы, по трем направлениям: организация труда, учебная и воспитательная работа.
Последующие педсоветы разрабатывают основные проблемы обучения и воспитания с главной задачей искоренения недостатков по обсуждаемому вопросу и внедрения в практику научно обоснованных рекомендаций.
Как правило, на каждый год педагогический коллектив школы берет какую-то научно-практическую проблему, и избранная тема в значительной степени определяет направленность педсоветов.
Предметные методические объединения. Наиболее оптимальный состав методического объединения - 4—5 преподавателей одного предмета. Методические объединения целесообразно создавать в больших школах или местах, объединяющих учителей 2-3-х школ. На заседаниях предметных объединений полезно знакомиться с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, изучать технические средства обучения, заслушивать доклады и сообщения учителей о результатах своей деятельности. Хорошая школа для преподавателей - квалифицированный анализ уроков с позиций современных требований к учебному процессу и с должным теоретическим обоснованием. В этом плане в структуре методической работы школы исключительно важную роль выполняют школы передового опыта. Методические объединения могут проводиться в формах школы передового опыта, посещения и анализа открытых и показательных уроков, методической панорамы, педагогических практикумов, научно-педагогических конференций и др.
Целью аттестацииявляется создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда.
Аттестация учителей проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и качества учебно-воспитательного процесса.
Педагогические работники, желающие пройти аттестацию, обращаются в аттестационную комиссию. Присвоение категории ("Учитель второй категории", "Учитель первой категории", "Учитель высшей квалификации") происходит на основе документальных материалов (стаж, характеристика и документ об окончании курсов ИПК), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.
Необходимо выяснить уровень подготовки и педагогического мастерства учителя.
С этой целью изучаются:
· работа учителя над повышением своей квалификации (окончил курсы ИПК);
· качество уроков, внеурочной учебной деятельности и воспитательных мероприятий:
· умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;
· работа с родителями и помощь семье в воспитании детей.