Вопрос 42. Альтернативная педагогика: сущность, принципы, характеристика некоторых альтернативных систем и школ.
Современный педагогический процесс у нас в стране и за рубежом характеризуется наличием альтернативных школ. Под этим термином понимаются школы, разрабатывающие новые системы, технологии обучения и воспитания и противоположные традиционному обучению и воспитанию, обоснованному Я.А.Коменским. Это своего рода экспериментальные площадки, работа которых стимулирует нововведения в образовании. Они возникли в противовес традиционному обучению, созданному Коменским.
Альтернативную школу отличают: нетрадиционные (авторские) программы; свои концептуальные основы; негосударственный характер; нахождение в «зоне риска». Эти отличительные признаки дополняются принципами: свободы, самостоятельности, сотрудничества, саморазвития личности ребёнка.
Альтернативные школы - (АШ) (от лат. alter - другой), "свободные школы", в странах Западной Европы и США неполные и полные средние школы, действующие параллельно или взамен обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися. Возникли в конце 60-х годов 20 века в рамках педагогических движений, противопоставляющих себя авторитарному воспитанию.
Как за рубежом, так и в России, есть тенденция сделать процесс воспитания и образования гуманным, таким, где меньше принуждения и больше свободной деятельности детей совместно с товарищами и учителями. Соответственно, принципы АШ отражают их суть: работа не на учебный предмет, а на ученика; принцип свободы, который предполагает возможность выбора и ответственность за свой выбор; принцип совместной деятельности и жизни педагога и ученика – сотрудничества; принцип самостоятельности и самодеятельности способствует самоактуализации и самореализации личности ребёнка; перенос внимания с содержания образования на личность, которая должна научиться сама «собирать» себя, личность, которая развивается сама. Знания здесь выступают только как средство новой личностной самоорганизации.
Наиболее известной среди АШ следует считать Вальдорфскую школу. Она основана Штайнером. Её философскую основу образует антропософия - учение о человеке и духовном познании мира. Воспитание, по Штайнеру - средство раскрытия заложенных в человеке тайных духовных сил. Развитие человека проходит три семилетних цикла: 7, 14, 21 год. Каждой фазе свойственны особенности. Во время первой фазы ребёнок учится с помощью подражания, во второй - с помощью предметно - образной деятельности, в третьей - формируется абстрактное мышление. Главная задача школы - развитие физических, душевных и духовных сил ребёнка. Особенное значение предаётся экспрессивным методам обучения и воспитания, имеются в виду занятия искусством, особой вальдорфской гимнастикой, сочетающей музыку, медитацию, слово. Результатом такого воспитания являются ученики, ориентированные на глубокое отношение к жизни, к миру, у них сильно развиты художественные способности и эстетические чувства. Однако, отмечается, что это может затруднять адаптацию учащихся в обществе. В Германии, Франции и других европейских странах работают школы, в основе которых лежат системы П. Петерсена, С. Френе. Для них характерна ориентация на гармоническое развитие всех и способностей, воли, практических умений, ума, коммуникативных свойств. Ученики объединяются в разные возрастные группы. Содержание и темп занятий часто определяются детьми по свободному выбору: игры, чтение, индивидуальная работа. В течение дня органично сочетаются игра, учёба, общение, отдых, труд. Оценок в баллах, как правило, нет, что снимает стресс. Одна из главных идей школы П. Петерсена состоит в формировании ребенка в совместной деятельности и общении детей разного возраста.
Литература для самостоятельной подготовки:
- Афонина Г. М. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2002, стр.39, 74
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.32
- Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.148
- Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.372
Вопрос 43. Передовой педагогический опыт: основные направления и содержание.
Педагогический опыт — сплав профессиональной подготовки и суммы знаний, умений учителя, полученных в ходе работы, умение эффективно решать педагогические задачи, мастерство.
Выделяют массовый, передовой, новаторский опыт. Передовой опыт характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации обучения. Новаторский опыт характеризуется еще и тем, что учитель открывает новые педагогические факты, вводит новые педагогические средства, приемы и методы, создает свою систему работы.
В противовес авторитарно-императивной педагогике в 70-80-е годы в условиях перестройки общественно-политической жизни страны зарождается педагогика сотрудничества. Время ее рождения — осень 1986 г. Авторов этой педагогики стали называть новаторами. Имена педагогов-новаторов ныне широко известны педагогической общественности: В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и Н.Н. Палтышев, С.И. Лысенкова и М.П. Щетинин, И.П. Волков и И.П. Иванов, В.А. Караковский и Б.П. Никитин.
Особо надо отметить стремление новаторов сменить позицию учителя с авторитарной на демократическую, гуманную, что дало название их общему направлению — педагогика сотрудничества (см. литературу).
Новатор (от лат. — обновитель) - это специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой-либо области деятельности. В нашем случае это — учебно-воспитательная деятельность.
Имея за плечами многолетний опыт, они искали такие дидактические системы, которые бы решительно изменили образовательный процесс в школе. Несмотря на разнообразие подходов к решению этого важного вопроса, в дидактических системах педагогов-новаторов много общих посылок.
1. Педагогика сотрудничества — это педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика.
2. Поиск новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала. Потому и называют их новаторами.
3. Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, более высокими учебными успехами их учащихся. Не случайно к их опыту потянулись учительские массы.
4. Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех слоев и массы учительства от младших классов до техникумов.
Передовой, новаторский опыт и результаты научных исследований являются основой для педагогической инноватики — научной отрасли о процессе обновления педагогической деятельности, о принципах, закономерностях, методах и средствах нововведений в работу всех педагогов, от воспитателя детского сада до ученого и руководителя. Педагогические инновации, таким образом, — это нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, другой педагогической работы, ведущие к ее большей эффективности. Учитель, работая творчески, может и должен принимать участие в инновационном процессе.
К путям изучения, распространения и внедрения опыта относятся наблюдение, беседы, анализ результатов, открытые уроки, средства массовой информации, конференции, работа районных методических кабинетов, ознакомление педагогов с выводами и рекомендациями, обеспечивающими оптимизацию учебно-воспитательной работы, практическое обучение педагогов умениям применять методы и принципы в педагогической деятельности, осуществление контроля за внедрением результатов педагогического опыта.