Вопрос 41. Воспитание в коллективе, его структура. Стадии развития коллектива. Пути формирования коллектива.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в системе коллективного воспитания. Существенный вклад в иссследование проблемы воспитания в коллективе внесли А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий и др.
Коллектив- ( от лат. collectivus - собирательный ) - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, в силу этого достигающую более высокого уровня, чем простая группа.
Определение сущности детского воспитательного коллектива дано исследователем творчества А.С. Макаренко И.Ф. Козловым. Он утверждал, что воспитательный коллектив – это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни.
Выделяют следующиефункции коллектива: организационную – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью; воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определённых идейно-нравственных убеждений; стимулирующую – коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов для общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. А также можно выделить нравственно-формирующую и личностно-развивающую функции коллектива.
Основными характерными признакамиколлектива являются: общая социально значимая цель; общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности; отношения ответственной зависимости (моральное единение); общий выборный руководящий орган; широкая система коллективных связей. Не менее значимы такие признаки коллектива, как мажорный стиль и тон жизни коллектива, сознательная дисциплина, закреплённая в полезных привычках и традициях, гигиенически и педагогически продуманный распорядок жизни детей, развитая критика и самокритика и др.
А также коллектив отличает ряд особенностей: сплочённость, сознательность, организованность, взаимоответственность, самостоятельность, доброжелательность, здоровая критика и самокритика, бескорыстие, соревнование, разумное сочетание личных и общественных интересов и др.
В развитии коллектива обычно выделяют три стадии:
1 стадия. В качестве средства сплочения и организации коллектива выступают педагогические требования к учащимся. Отсутствует организованность, общность интересов, учителю не на кого опереться. Задачи: познакомить детей между собой, изучить их; научить правильному поведению, выявить более активных детей, склонных помогать учителю. Основные методы воспитания: беседа, пример, приучение, упражнение, создание воспитательных ситуаций, поощрение, педагогическое требование и др.. Учитель - организатор.
2 стадия. Дальнейшее развитие требований; формируется актив класса, способствующий сплочению группы. Задача: укрепление здоровых взаимоотношений и повышение авторитета актива класса. Методы: беседа, приучение, поощрение, поручение, упражнение, соревнование, создание воспитательных ситуаций и др.. Учитель - руководитель активом.
3 стадия. Достаточно высокий уровень организованности, дисциплины, совместной духовной жизни и деятельности учащихся; расцвет коллектива. Задачи: формирование общественного мнения; поддержание традиций; требование активности; сам коллектив выдвигает требования к каждому. Основной метод - самовоспитание. Учитель - консультант.
Структура детского воспитательного коллектива.Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Он в свою очередь подразделяется на первичные коллективы (классы, учебные группы), которые по возрастному и разновозрастному признакам и постоянно объединяют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе. Они являются органической частью общего коллектива школы. Для выполнения той или иной работы могут создаваться временные коллективы (кружки, бригады, коллективы художественной самодеятельности). После выполнения общественно полезных дел временные сводные коллективы расформировываются, но общешкольные связи между старшими и младшими школьниками обогащаются и расширяются. Важное значение в структуре коллектива имеют органы ученического самоуправления (актив коллектива: ученический комитет, староста и др.). Эти органы и лидеры в ученических коллективах считаются формальными или официально оформленными (выборными или назначенными). Кроме этих структур, есть структуры неформальные, которые не выбираются, но воздействуют на коллективное и общественное мнение. Формальные структуры основываются на деловых, социальных отношениях, а неформальные - на психологических. Известно, что не всегда формальные лидеры пользуются авторитетом и имеют воздействие на учащихся, а неформальные - пользуются настоящим уважением среди учащихся. Идеальным будет вариант совпадения неформального и формального лидерства.
Пути формирования коллектива следующие:
1) Разносторонняя совместная деятельность учащихся: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно - массовая деятельность учащихся.
2) Умелое предъявление требований: с первых дней чётко определить нормы и правила поведения; регулярно приучать детей к соблюдению норм и правил поведения; соблюдать меру в предъявлении требований; учитывать эмоциональный фон.
3) Работа с активом: при подборе учащихся вактив класса необходимо с помощью методов психолого-педагогических исследований хорошо изучить детей. Должно происходить расширение актива через поручения и организацию разных видов деятельности. В состав актива входят староста, его заместитель, учком и ответственные.
4) Организация перспектив. А.С. Макаренко сформулировалзакон движения коллектива: коллектив только тогда развивается, укрепляется и оказывает действенное формирующее влияние на учащихся, когда он постоянно движется вперёд, добивается всё новых и новых успехов. Практическая цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называлперспективой.Перспективы могут бытьблизкими, средними и дальними.Близкие перспективы не требуют от коллектива значительных усилий и времени для достижения, «завтрашняя радость». Средняя перспектива требует больших усилий и времени, события несколько отодвинуты во времени. Дальниеперспективы - сложные цели, достижение которых требует от всего коллектива много сил и времени. Непрерывная смена перспектив, постановка новых, всё более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.
5) Формирование общественного мнения. Подобщественным мнениемпонимают ту преобладающую оценку, которая даётся в среде учащихся разным явлениям коллективной жизни. Благодаря общественному мнению, в коллективе реализуется принцип А.С.Макаренко «параллельного воздействия»: коллектив выступает как субъект воспитания. В основепринципа параллельного воздействия — требование воздействовать на учащихся через первичный коллектив. На школьников оказывают воздействие по крайней мере 3 силы - непосредственно воспитатель, опосредованно актив и весь коллектив. Принцип применим уже на 2-ой стадии развития коллектива.
6) Становление и развитие традиций. Ничто так не укрепляет коллектив, кактрадиции ( А.С. Макаренко).Традиции - это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально олицетворяют нормы, обычаи, желания учащихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции бывают большие и малые. Большие - это яркие массовые события. Малые — скромнее по масштабам.
7) Приобщение учащихся к общешкольным делам. Кроме внутриклассных и внеклассных мероприятий, учащиеся должны принимать активное участие в делах, организуемых для всего школьного коллектива: тематические недели, общешкольные праздники, смотры, конкурсы, общественно-полезный труд и др. Учащиеся начальных классов должны почувствовать, что они – частичка одного большого коллектива. У них воспитывается гордость и ответственность за общее дело.
8) Связь младших и старших школьников. Связь младших и старших школьников осуществляется, главным образом, через шефскую работу, а также участие в общешкольных мероприятиях. Для укрепления этой связи целесообразно один раз в году проводить день самоуправления.
Литература для самостоятельной подготовки:
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.56
- Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.191
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. П/ред. П.И.Пидкасистого. М., 2002, стр.191, 439
- Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.189
- Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.348
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000, стр.239
- Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.174
- Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ.
- Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ