Вопрос 18. Педагогические технологии обучения.
Технология обучения - новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.
Педагогическая технология (по В.П. Беспалько) - мастерство + учение (греч.) - это совокупность знаний о способах и средствах проведения педагогического процесса, в результате которого происходиткачественное изменение каждого ученика.
Технология обучения состоит из 3-х взаимосвязанных компонентов:
1) учитель - высокий профессионализм, педагогическое мастерство, отношение (любовь) к детям - всё это называется педагогическая компетентность.
2) дидактические процессы = мотивационный + познавательная деятельность каждого ребёнка, его темперамент, способности и темп обучения + управление учителем познавательной деятельностью...
3) организационные формы проведения занятий: общеклассная, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная и др.
В зависимости от цели, учитель выбирает технологию, под эту цель выбирает содержание. Учитель должен знать, чем он владеет, и хорошо знать мотивацию, выбирая методы. Цель поставлена - и в итоге технология должна работать на конечный результат. Работать технологично, значит, приложить минимум усилий, а получить максимум пользы.
В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла. Традиционное обучение характеризуется неопределённостью постановки целей, слабой управляемостью учебной деятельностью, невозможностью повторения обучающих операций, слабостью обратной связи и субъективностью оценки достижения целей.
Специфические черты технологии обучения:
· Разработка диагностично поставленных целей обучения (определять цели через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые (действия) учитель может измерить и оценить; в диагностично поставленной цели описываются действия ученика в терминах: знает, понимает, применяет и пр.).
· Ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей (технология обучения ориентируется на гарантированное достижение целей и идею полного усвоения путем обучающих процедур. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты — учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам, далее организуется обучение, проверка, — текущий контроль, корректировка и повторное, в других операциях обучение, и так до полного усвоения заданных учебных элементов).
· Оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов (одной из задач технологии обучения является создание текущих и итоговых стандартных заданий (тестов) на все виды целей и уровни обучения).
· Воспроизводимость обучающих процедур (то есть возможность его повторения любым учителем).
В реальной школьной практике наиболее удобно использовать классификацию технологий обучения, приведённую Г.Ю. Ксензовой. Она выделяет три группы педагогических технологий:
· технологии объяснительно-иллюстративного обучения;
· личностно-ориентированные технологии обучения (технологии «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «включённого обучения», «модульного обучения», «педагогические мастерские» и др.);
· технологии развивающего обучения.
Для примера, дадим описание технологии обучения «Педагогические мастерские».
Педагогические мастерские — это система обучения, предложенная французскими педагогами.
Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Спор ученика с самим собой - заветная мечта учителя. Спорить, доказывать, обогащать свои выводы выводами друзей - только так прийти к знанию.
Главное в технологии мастерских - не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы. Это непростая задача для учителя (Мастера).
Принципы построения педагогических мастерских:
1. Равенство всех (включая Мастера).
2. Отказ от методов принуждения и форм подавлении достоинства ученика.
3. Возможность продвигаться к истине своим путем.
4. Важен не столько результат, сколько сам процесс.
5. Знания не даются, а выстраиваются.
6. Ученик имеет право на ошибку, ошибка считается закономерной ступенью процесса познания.
7. Отсутствие оценки (положительной и отрицательной).
8. Отсутствие соревнования, соперничества, замена их самооценкой, самокоррекцией.
9. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
10. Свобода выбора вида деятельности и способа предъявления результата.
11. Нравственная ответственность каждого за свой выбор.
12. Мастер для ученика, а не ученик для Мастера.
Позиция Мастера:
Если ученик хорошо справляется с заданием, Мастер фиксирует это и предлагает ему другое задание, более сложное, стимулирующее творчество.
Если ученик но справляется с заданием, Мастер должен решить, где допущен промах, что нужно изменить: задание, манеру ведения занятий, тональность общения с учеником и т. д.
Все задания Мастера, все его действия направлены на то, чтобы стимулировать воображение ученика, создать такую атмосферу, в которой ребенок может проявить себя как творец.