Вопрос 12. Сущность процесса обучения, его структура, функции.

Обучение– это целенаправленное заранее спланированное общение, в результате чего происходит развитие, образование и воспитание личности.

Процесс обучения (ПО) – это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.

Обучение всегда носит конкретно-исторический характер. Каждой исторической эпохе свойственен свой характер обучения (цели, содержание, методика). ПО характеризуется такими параметрами как целостность (единство преподавания и учения, взаимосвязь трёх функций), системность (обучение является по своей сути системой, которая содержит множество компонентов: цель, учебную информацию, формы деятельности, способы осуществления педагогического руководства), комплексность (согласование процессов обучения, воспитания и развития, оптимальное соотношение знаний, умений и навыков).

Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусторонний: обучение (сотрудничество) = преподавание (деятельность педагога) + учение (деятельность учеников).

Наибольшее признание в отечественной дидактике получил следую­щая модель процесса обучения:

Цель обучения – преподавание – (содержание, методы, средства, формы) – учение – результаты обучения.

И.П. Пидкасистый представляет внешнюю структуру процесса обучения, которая выглядит следующим образом: социальный заказ школе (стратегические цели) - потребности учителя, потребности учеников – они формируют цели обучения - характер деятельности учителя - содержание образования - методы, средства, формы обучения - характер деятельности ученика - результат (образованность, уровень развития, уровень общей культуры).

Несмотря на разницу в подходах, нетрудно заметить, что в структуре процесса обучения выделяются постоянные и переменные составляющие. В качестве постоянных составляющих выступают деятельность учителя (преподавание), деятельность ученика (учение), цель и результат процесса обучения. Переменными составляющими являются содержание, мето­ды, средства и формы процесса обучения. Связь переменных компонентов с системообразующими зависит от цели обучения и его результата. Вместе все компоненты образуют единство и целостность.

Процессуальная (внутренняя) структура ПО содержит следующие компоненты:

1.целевой (определение и осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности);

2.потребностно-мотивационный (формирование потребности в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся);

3.содержательный(определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися);

4.деятельностно-операционный (овладение учебным материалом под руководством учителя, ученик самостоятельно «открывает» имеющиеся в науке знания;

5.эмоционально-волевой (придание учебной деятельности учащегося эмоционально-положительного характера);

6.контрольно-регулировочный (связан с учётом индивидуальных особенностей и побуждением учащихся к самоконтролю);

7.оценочно-результативный (оценка и самооценка результатов учебной деятельности; рефлексия).

Задачи обучения:

· Стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.

· Организация их познавательной деятельности по овладению научными ЗУНами.

· Развитие мышления, творческих способностей и дарований.

· Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

· Совершенствование учебных умений и навыков.

· Формирование умения самостоятельно углублять свои знания (самообразование); учить учиться и др.

Функции ПО: образовательная (Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных зна­ний, умений, навыков с целью их использования на практике), развивающая (специальная направленность обучения на развитие личности), воспитывающая (обучение должно воспитывать систему определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование лично­сти вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований).

Литература для самостоятельной подготовки:

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.75
  2. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.129
  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.108, 118
  4. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.278
  5. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.105
  6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.147, 158
  7. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.76, 87


Вопрос 13. Виды обучения.

Каждая дидактическая система вызывает к жизни определенный вид (тип) обучения со своими особенностями и соответствующей технологией. Вид (тип) обучения — это общий способ организации учебно-воспитательного процесса. Вид обучения определяется на основе анализа главных его структурных компонентов: 1) характера деятельности учителя; 2) особенностей обучения учеников; 3) специфики применения знаний на практике и др. По этому общему критерию выделяется несколько видов обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, модульное, развивающее и др. В одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения. Педагоги не отказываться от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики обучения, переносят лучшее из старых систем в новые.

Самым первым видом обучения была беседа. Ее применял Сократ. Его ученики находили истину путем ответов на наводящие вопросы — сократическая беседа. Учитель (он же философ) самой постановкой вопросов вызывал любопытство, познавательный интерес ученика и сам устно рассуждал.

Догматическое обучение — это форма коллективной организации обучения. Это было обучение, в основе которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся — слушание и механистическое заучивание. Распространено было в средние века.

Объяснительно-иллюстративное обучение (О-И). Его сущность хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные методы такого обучения, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки — преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении.

Проблемное обучение (ПбО). Его отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов Важным этапом ПбО является создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживают ученики. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Нужно добыть новые знания, чтобы разрешить противоречие. Учебная проблема, которая вводится в проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников.

Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично-поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов. В начальной школе чаще используются элементы ПбО, которые вплетаются в уроки в виде проблемных вопросов и изложения сути проблемы.

Преимущества ПбО хорошо известны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Программированное обучение (ПО). Название происходит от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО — улучшение управления учебным процессом.

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

· учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

· учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

· каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);

· при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;

· при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;

· каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

· результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

· педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

· в учебном процессе широкое применение находят специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

Программированное обучение может быть реализовано машинным и безмашинным способами.

Учителя начальной школы чаше используют элементы программированного обучения в виде специально составленных карточек-заданий, где с помощью алгоритма расписана система действий ученика. Используются и программированные карточки-трафареты для проверки выполнения заданий.

Модульное обучение стало использоваться в некоторых вузах в конце 80-х — начале 90-х годов XX в. Суть модульного обучения заключается в том, что изу­чение материала необходимо осуществлять большими блоками, а не дробить его на мелкие части, как это делается в школе.

Модуль — это часть содержания образо­вательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения.

По своему содержанию модуль — это логически завершен­ный блок учебной дисциплины. Он содержит в себе цель и зада­чи обучения, основные научные понятия, которые должны усво­ить обучающиеся, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения материала, форму от­четности и критерии оценки. На основании рейтинговой системы по каждому модулю оце­нивается практически все: посещение студентами занятий, выпол­нение заданий, начальный, промежуточный и итоговый уровень подготовки. Курсо­вые работы и проекты, дипломные работы представляют собой самостоятельные модули, по которым разрабатываются анало­гичные задания и критерии их рейтинговой оценки.

Развивающее обучение- учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека, направлен на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы. В развивающем обучении центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик. И функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности детей. Всякая деятельность — это есть решение задач. Поэтому основным средством, которым располагает учитель, является постановка задач и организация их решения. Педагогический процесс в условиях развивающего обучения всегда носит характер парного диалога — учителя с учеником. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.

Литература для самостоятельной подготовки:

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.79
  2. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.164
  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.216
  4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.161

Наши рекомендации