Вопрос 2. Предмет и задачи педагогики как гуманитарной науки. Основные педагогические категории.

Педагогика –наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности. Объект педагогики -воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Предмет педагогики–определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.

Субъект педагогики–развивающаяся личность.

В педагогической литературе выделяют функции педагогики, которые отображают основные задачи педагогической науки:

· теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания;

· анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.

· обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания;

· обеспечение эффективного управления образовательной политикой.

· разработка новых педагогических технологий ( содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

· внедрение результатов педагогических исследований в практику;

· научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Главная задача – накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Категории – общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности. К категориям педагогики относят в первую очередь «воспитание», «образование», «обучение», «педагогический процесс», «воспитательная система», а также такие общенаучные категории, как «развитие», «формирование», «социализация» и др.

Воспитание как категория педагогики многозначно.

Воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим.

Воспитание в узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых знаний, взглядов, нравственных ценностей, политических ориентаций.

Воспитание в широком педагогическом смысле – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач (трудовое, физическое воспитание). Это специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определённых качеств, свойств и отношений человека.

Образование как процесс – освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Образование как результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

По объёму знаний образование может быть начальное, среднее, высшее. По характеру и направленности – общее, профессиональное, политехническое.

Обучение– заранее запланированное, целенаправленное, специально организованное общение, в результате чего происходит воспитание, образование и развитие личности. Его цель – усвоение ЗУНов, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей ученика. Обучение носит воспитывающий характер.

Педагогический процесс –специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Воспитательная система –комплекс, включающий в себя: цели, субъектов, реализующих эти цели, деятельность, отношения, возникающие между его участниками; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.

Развитие– процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц), психическое (эмоций, интеллекта, воли, способностей, потребностей, характера), а также духовное развитие (внутренний мир человека).

Формирование– некоторый этап относительной завершённости процесса развития; это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

Социализация личности – процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.3-11

2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.13-18

3. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.11

4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.71

Наши рекомендации