Межличностностный конфликт: понятие, стратегии поведения в конфликте. Особенности педагогических конфликтов в вузе.
Межличностный конфликт – это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.
Типы межличностных конфликтов. Ценностные конфликты – это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер. Конфликт ценностей возникает тогда, когда эти различия оказывают влияние на взаимодействие людей или же они начинают «посягать» на ценности друг друга. Конфликты интересов – это ситуации, затрагивающие интересы участников (их цели, планы, устремления, мотивы и т. д.), которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу. К этому виду конфликтов относятся все конфликтные ситуации, затрагивающие проблемы распределения (ресурса, который может быть поделен) или возникающие на почве соперничества за обладание чем‑то (ресурсом, который является неделимым, например одна должность, на которую претендуют двое). Еще один вид распространенных межличностных конфликтов – это конфликты, возникающие из‑за нарушения норм или правил взаимодействия. Различать характер конфликта важно, так как это во многом определяет и характер их разрешения. Характер конфликта (конфликт ценностей, или интересов, или норм и правил взаимодействия) определяется характером проблемы, порождающей противоречия между участниками ситуации, а причина его возникновения – конкретными обстоятельствами их взаимодействия. Наряду с этими факторами возникновения конфликта (проблема и причина) целесообразно упомянуть также повод возникновения конфликта, представляющий собой конкретное событие, переводящее скрытые трудности в открытое конфликтное взаимодействие. Помимо этих параметров для описания конфликта существенной является острота конфликта, которая проявляется в жесткости противостояния сторон. Важную роль играет степень эмоциональной вовлеченности человека в конфликт. Современное понимание конфликта отвергает тот однозначно негативный взгляд на конфликты как на явление патологическое и деструктивное. Межличностный конфликт как факт разногласий, разных позиций, разных интересов людей содержит в себе как опасность ухудшения или разрушения отношений людей, так и возможность их прояснения, снятия напряжения и прихода к взаимопониманию. Стратегии взаимодействия, избираемые участниками конфликтной ситуации, становятся решающим фактором ее конструктивного преодоления и делятся на три основные категории.
К силовым стратегиям относятся стратегии поведения участников конфликта, направленные на достижение собственных интересов без учета интересов партнера. Психологически они описываются в терминах доминирования, конкуренции: как в жестком поведении (напористость, использование жестких аргументов, эмоциональное давление на партнера и т. д.); так и в «мягких», манипулятивных формам воздействия на партнера.
Другую группу стратегий взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в своей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь характер игнорирования проблемы, непризнания существования конфликта, ухода от проблемы вместо ее решения. В противоположность рассмотренным третья группа стратегий расценивается как наиболее эффективный путь к разрешению межличностных конфликтов. Она объединяет разнообразные переговорные стратегии, ведущие к выработке решений, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересы обеих сторон.
Различаются две принципиальные модели переговоров – модель «взаимных выгод» и модель «уступок‑сближения» («торга»).
Разрешение конфликта можно считать окончательным только в том случае, если участники конфликтной ситуации не просто находят какое‑то решение проблемы, ставшей предметом их разногласий, но приходят к этому решению в результате согласия. Это позволяет рассчитывать не только на устранение разделяющих их спорных вопросов, но и на восстановление, нормализацию их отношений и взаимодействия, которые могли быть нарушены в результате возникшего конфликта.
Фактором, который может иметь влияние на то, насколько легко или трудно будет найден конструктивный выход из конфликта – это особенности участников конфликта конфликтующих сторон. Среди них стоит отметить значение сходства культурных моделей и норм разрешения спорных ситуаций. Немаловажны и чисто психологические особенности людей – их склонность к компромиссу или, напротив, непримиримости и доминированию. Важную роль могут сыграть навыки аргументации и слушания, выработки альтернатив и поиска компромисса и т. д.
Особенности педагогических конфликтов:
1. профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуации конфликта: образовательное учреждение – модель общества, где учащиеся усваивают социальные нормы отношений между людьми.
2. Участники конфликта имеют различный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте.
3. Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки.
4. Различное понимание событий и их причин участниками.
5. Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
6. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
7. Конфликт педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
36. Особенности разрешения конфликтов в позиции «преподаватель-студент», «преподаватель-преподаватель».
Педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и поэтому для него характерны свойства, присущие межличностным конфликтам, выполняются соответствующие закономерности. Можно выделить следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов. Объективные причины педагогических конфликтов: Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей студента. Противопоставление функционально-ролевых позиций преподавателя и студента. Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора преподавателя, предмета, аудитории, обязательное посещение занятий и т.д. и др.
Особенности педагогических конфликтов:
1. профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуации конфликта: школа – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми.
2. Участники конфликта имеют различный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте.
3. Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки.
4. Различное понимание событий и их причин участниками.
5. Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
6. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
7. Конфликт педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Подходы к разрешению педагогических конфликтов.
При разрешении конфликтных ситуаций преподаватель может предпринять какие-либо из следующих действий:
1. Конфликтогенные. Выражение гнева, возмущения, применение наказания, негативная оценка личности студента, его оскорбление, насмешка и т.п.
2. Конфликтотерпимые. Уход и затягивание решения проблемы, компромиссные действия.
3. Конструктивные. Действия по изменению неблагоприятного хода развития ситуации. Переключение внимания, легкая ирония, "шаг навстречу", неординарные действия и др.
Действия первого рода способствуют нарастанию напряжения и обострению конфликта, не отвечают основной функции преподавателя - созданию наиболее благоприятных условий для развития личности студентов. Действия второго рода не решают педагогической проблемы, т.к. ведут к затягиванию конфликтной ситуации, усложняя с течением времени возможность ее эффективного разрешения. Действия третьего рода в случае адекватного и грамотного их использования позволяют преподавателю ослабить возникшее психосоциальное напряжение в учебной группе, осуществлять свои функции и в течение определенного времени разрешить существующий конфликт.
Инициатива в разрешении педагогического конфликта обычно принадлежит преподавателю, как организатору взаимодействия со студентами и более опытному коммуникатору. Различают следующие стратегии поведения преподавателя в конфликтной ситуации:
1. Уход от конфликта. Эта стратегия может быть полезна, когда проблема представляется преподавателю несущественной, недостойной внимания, и он предпочитает сберечь время и силы на решение более важных задач. Но это может привести и к обострению конфликтной ситуации. Если преподаватель отстраняется от конфликта, игнорирует его, он лишает себя возможности повлиять на ход развития ситуации. Студенты, так же могут отстраниться от разрешения ситуации, что исключает возможность совместной выработки решения.
2. Противоборство. Выиграть - проиграть. Данная стратегия направлена на удовлетворение исключительно собственных целей и интересов без учета целей и интересов другой стороны. Стратегия может дать положительные результаты при организации преподавателем различных конкурсов, соревнований, в случае какой-либо острой ситуации, когда преподаватель должен навести порядок ради общего благополучия. Но при разрешении межличностных конфликтов она приводит обычно к негативным последствиям, если участники конфликта стремятся достичь победы любой ценой. Противостояние приобретает деструктивный характер. Предпочтение данной стратегии многими преподавателями объясняется их подсознательным стремлением обезопасить себя. Боязнь потерять авторитет подталкивает к применению угроз, запугиванию, высмеиванию студента перед группой и т.д. Данная стратегия редко приводит к долгосрочным результатам.
3. Стратегия уступок. При разрешении конфликта преподаватели могут использовать следующие тактики: приспособление, компромисс, достижение "статус-кво", привлечение посредника и др. Для приспособления характерны уступки интересам другой стороны. Уступки могут восприниматься по-разному: как демонстрация доброй воли и вести к улучшению ситуации. Или как проявление слабости и это может привести к эскалации конфликта. Данную стратегию обычно используют преподаватели, которые либо не уверенны в собственных силах, либо безразличны по отношению к студентам и результатам своего труда. В идеале компромисс представляет собой удовлетворение интересов каждой из сторон ровно наполовину. Однако в реальной ситуации одна из сторон обычно делает большие уступки по сравнению с другой, что в дальнейшем может привести к новому обострению отношений. Поэтому зачастую компромисс является лишь временным выходом, т.к. ни одна из сторон не удовлетворена полностью.
4. Сотрудничество. Выиграть - выиграть. Для сотрудничества характерно стремление к сближению позиций, целей и интересов, необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон. Преимущество данного подхода состоит в том, что преподаватель находит наиболее приемлемое для себя и учащихся решение, укрепляя и улучшая тем самым взаимоотношения со студентами. Совместно выработанное решение будет поддержано всеми участниками конфликта. Для реализации данной стратегии необходимо: Определить интересы и потребности всех участников. Предпринять возможные действия по их удовлетворению. Признать ценности других, равно как и свои собственные. Стремиться к объективности, отделяя проблему от личностей. Искать творческие неординарные решения.
Классификация педагогических конфликтов. Н.В. Самоукина делит педагогические конфликты на три большие группы: 1. Мотивационные конфликты, возникающие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников. 2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. 3. Конфликты взаимодействия учащихся между собой, учителей и школьников, учителей и администрации.
Межличностные конфликты в высшей школе.
Это такие виды конфликтов:
• студент — студент,
• студент — преподаватель,
• преподаватель — преподаватель,
• преподаватель — руководство.
1. В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень «Я — концепции» студента может порождать конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру, создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов. К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, а могут заканчиваться разрывом отношений.
2. Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конфликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространенная причина конфликтов — неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «отлично», они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами. Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры).
Встречаются и другие субъективные моменты при оценке знаний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке — поставить «хорошо» или «удовлетворительно» студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в «зачетке». При преобладании «удовлетворительных» оценок вопрос решается в пользу оценки «удовлетворительно», «отлично» такой преподаватель не поставит студенту ни за какой ответ. Иногда студенты, в случаях неадекватной оценки их знаний, конфликтуют в открытой форме, но чаше студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением.
3. Межличностные конфликты с коллегами и руководством существуют и в такой высокостатусной группе, как преподаватели высшей школы. Стычки могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины. Одни преподаватели относятся к этим требованиям как к неизбежности, а другие — могут считать их чисто субъективными, не относящимися к учебному процессу (это различного рода дежурства, присутственные дни и т.п.).
Межличностные конфликты между руководством кафедры и преподавателями могут возникать из-за неравномерного распределения нагрузки, особенно в тех в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка. Несправедливое распределение всегда провоцирует конфликты.
Межличностные столкновения могут возникать между преподавателями и лидерами, организующими неформальную жизнь кафедры (разного рода чаепития по случаю праздников, дней рождения и т.п.). Стычки возникают при сборе средств на эти мероприятия.
Предупреждение конфликтных ситуаций, стычек при взаимодействии преподаватель — преподаватель, преподаватель — руководство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих:
• компетенции руководителя и его искусства управления межличностным взаимодействием;
• высокого уровня личностного развития каждого преподавателя;
• предоставления возможностей для реализации творческого потенциала каждого участника учебной группы;
• равномерного распределения рабочей нагрузки на всех преподавателей;
• постоянного совершенствования методики взаимодействия с обучаемыми;
• оправданного и одобренного учебной группой введения новаций; .
• культивируемого на кафедре доброжелательного межличностного взаимодействия руководителем и лидерами