Общее понятие о дидактике. Этапы дидактического процесса, Основные задачи дидактики.

Разделы педагогики.

Философия образования — раздел педагогической науки, изучающей роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их решения.

Теория и методика воспитания — раздел о теоретических основах и организации воспитательного процесса в структуре деятельности различных социальных институтов.

Дидактика — раздел, в котором рассматриваются общие основы обучения.

Педагогический менеджмент — основы управления и организации деятельности образовательных учреждений.

Общие понятия о дидактике.

Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

Этот термин происходит от греческого слова «дидактикос», что означает «обучающий».

Предметом дидактики являются системы обучения или дидактические системы.

Дидактической системой называют упорядоченный набор целей, содержания, форм, методы и средств обучения.

Любая дидактическая система включает в себя следующие элементы:

· цели и задачи обучения;

· содержание обучения;

· методы и средства обучения;

· формы организации обучения;

· результаты обучения.

Как наука дидактика занимается разработкой следующих проблем:

· Для чего учить? (цели образования, обучения)

· Кого учить? (субъекты обучения)

· Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обучения)

· Чему учить? (содержание образования, обучения)

· Как учить? (методы обучения)

· Как организовывать обучение? (формы организации обучения)

· Какие необходимы средства обучения? (учебники, компьютеры, дидактический материал и др.)

· Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения)

· Как проконтролировать и оценить результат обучения? (Методы оценки и контроля результатов обучения.)

Элементы дидактической системы Решаемые дидактические проблемы.
Цели и задачи обучения · Для чего учить? (цели образования, обучения) · Кого учить? (субъекты обучения)
Содержание обучения · Чему учить? (содержание образования, обучения)
Методы и средства обучения · Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обучения) · Как учить? (методы обучения) · Как организовывать обучение? (формы организации обучения) · Какие необходимы средства обучения? (учебники, компьютеры, дидактический материал и др.)
Формы организации обучения · Как организовывать обучение? (формы организации обучения)
Результаты обучения · Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения) · Как проконтролировать и оценить результат обучения? (Методы оценки и контроля результатов обучения.)


7. Дидактика высшей школы. Основные цели современного высшего образования.

Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

Этот термин происходит от греческого слова «дидактикос», что означает «обучающий».

Предметом дидактики являются системы обучения или дидактические системы.

Дидактической системой называют упорядоченный набор целей, содержания, форм, методы и средств обучения.

Любая дидактическая система включает в себя следующие элементы:

· цели и задачи обучения;

· содержание обучения;

· методы и средства обучения;

· формы организации обучения;

· результаты обучения.

Особенности разработки учебных программ в вузахосуществляется в следующим направлениям:

- постоянная адаптация образовательных программ к современным и будущим потребностям;

- повышение роли и уровня научных исследований в преподавании и высшем образовании в целом при соответствующей сбалансированности между фундаментальными и целевыми исследованиями;

- возрастание роли международных образовательных программ с подготовкой студентов по программам совместных степеней;

- обострение внимания к обучению студентов в новых профессиональных, технологических и управленческих областях и условиях, порождаемых глобализацией экономики;

- ускорение развития академических дисциплин, особенно за счет укрепления их междисциплинарной и трансдисциплинарной направленности;

- достижение сбалансированного когнитивного освоения выпускниками образовательных программ и базовых (ключевых) навыков и компетенций;

- реализация установки на воспитание студентов в духе гражданственности, защиты и укрепления общественных ценностей;

- формирование устойчивой ориентации выпускников на их деятельность по созданию эндогенных национальных потенциалов в русле сдерживания «утечки мозгов»;

- усиление роли вузов в понимании, интерпретации, сохранении, развитии и распространении национальных, религиозных, международных и исторических культур в условиях плюрализма, укреплении этических, духовных ценностей, развитии личности студентов наряду с подготовкой к профессиональной жизни.

Переход от понятия квалификация к понятию компетентность. Основная тенденция ХХI века — интеллектуализация машин и дематериализация труда. В связи с этим квалификация стала недостаточной мерой для проектирования результатов высшего образования. Компетенция рассматривается как совокупность навыков, свойственных каждому индивиду (квалификация, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску). Роль «общего знаменателя» реформ образования играет качество высшего образования.

Простое расширение содержания учебных программ и увеличение рабочей нагрузки на студентов вряд ли могут быть реалистичным решением проблемы. При переходе к образованию, ориентированному на формирование компетентности, отдается предпочтение предметам, которые развивают интеллектуальные способности студентов, позволяют им разумно подходить к техническим, экономическим, культурным изменениям и разнообразию, дают возможность приобретать такие качества, как инициативность, дух предпринимательства и приспособляемость.

Современные проблемы высшего образования. Высшее образование развивается в следующих условиях:

• процесс глобализации и расширение малого и среднего бизнеса;

• глубокое изменение в характере миграции рабочей силы, связанное с деморализацией предприятий;

• воздействие демографических факторов;

• экспонентциальное развитие научных и технических знаний;

• глобализация, интернационализация и защита культурной, общинной и языковой самобытности.

Основные цели развития высшего образования можно сформулировать следующим образом:

• направлять образование, следуя потребностям общества;

• отчитываться за неколичественные результаты;

• оставаться традиционным в меняющихся условиях;

• быть проводником перемен в традиционных условиях;

• выполнять все эти задачи в условиях нехватки ресурсов.

Основные принципы системы образованияв Российской Федерации:

• гуманистический характер образования (принципы гуманизма);

• единство федерального культурного и образовательного пространства (защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства);

• общедоступность и адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

• светский характер образования (свобода государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного воздействия) - основывается на свободе совести граждан, а также на соответствующей правовой норме (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ, предполагающей светский характер государства);

• свобода и плюрализм (разнообразие взглядов) в образовании;

• государственно-общественный характер управления образованием — объединение усилий государства и общества в решении проблем образования (предоставление больших прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений);

• автономность образовательного учреждения - заключается в самостоятельности в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ и уставом учебного заведения.

Наши рекомендации