Общее понятие о дидактике. Этапы дидактического процесса, Основные задачи дидактики.
Разделы педагогики.
Философия образования — раздел педагогической науки, изучающей роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их решения.
Теория и методика воспитания — раздел о теоретических основах и организации воспитательного процесса в структуре деятельности различных социальных институтов.
Дидактика — раздел, в котором рассматриваются общие основы обучения.
Педагогический менеджмент — основы управления и организации деятельности образовательных учреждений.
Общие понятия о дидактике.
Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.
Этот термин происходит от греческого слова «дидактикос», что означает «обучающий».
Предметом дидактики являются системы обучения или дидактические системы.
Дидактической системой называют упорядоченный набор целей, содержания, форм, методы и средств обучения.
Любая дидактическая система включает в себя следующие элементы:
· цели и задачи обучения;
· содержание обучения;
· методы и средства обучения;
· формы организации обучения;
· результаты обучения.
Как наука дидактика занимается разработкой следующих проблем:
· Для чего учить? (цели образования, обучения)
· Кого учить? (субъекты обучения)
· Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обучения)
· Чему учить? (содержание образования, обучения)
· Как учить? (методы обучения)
· Как организовывать обучение? (формы организации обучения)
· Какие необходимы средства обучения? (учебники, компьютеры, дидактический материал и др.)
· Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения)
· Как проконтролировать и оценить результат обучения? (Методы оценки и контроля результатов обучения.)
Элементы дидактической системы | Решаемые дидактические проблемы. |
Цели и задачи обучения | · Для чего учить? (цели образования, обучения) · Кого учить? (субъекты обучения) |
Содержание обучения | · Чему учить? (содержание образования, обучения) |
Методы и средства обучения | · Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обучения) · Как учить? (методы обучения) · Как организовывать обучение? (формы организации обучения) · Какие необходимы средства обучения? (учебники, компьютеры, дидактический материал и др.) |
Формы организации обучения | · Как организовывать обучение? (формы организации обучения) |
Результаты обучения | · Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения) · Как проконтролировать и оценить результат обучения? (Методы оценки и контроля результатов обучения.) |
7. Дидактика высшей школы. Основные цели современного высшего образования.
Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.
Этот термин происходит от греческого слова «дидактикос», что означает «обучающий».
Предметом дидактики являются системы обучения или дидактические системы.
Дидактической системой называют упорядоченный набор целей, содержания, форм, методы и средств обучения.
Любая дидактическая система включает в себя следующие элементы:
· цели и задачи обучения;
· содержание обучения;
· методы и средства обучения;
· формы организации обучения;
· результаты обучения.
Особенности разработки учебных программ в вузахосуществляется в следующим направлениям:
- постоянная адаптация образовательных программ к современным и будущим потребностям;
- повышение роли и уровня научных исследований в преподавании и высшем образовании в целом при соответствующей сбалансированности между фундаментальными и целевыми исследованиями;
- возрастание роли международных образовательных программ с подготовкой студентов по программам совместных степеней;
- обострение внимания к обучению студентов в новых профессиональных, технологических и управленческих областях и условиях, порождаемых глобализацией экономики;
- ускорение развития академических дисциплин, особенно за счет укрепления их междисциплинарной и трансдисциплинарной направленности;
- достижение сбалансированного когнитивного освоения выпускниками образовательных программ и базовых (ключевых) навыков и компетенций;
- реализация установки на воспитание студентов в духе гражданственности, защиты и укрепления общественных ценностей;
- формирование устойчивой ориентации выпускников на их деятельность по созданию эндогенных национальных потенциалов в русле сдерживания «утечки мозгов»;
- усиление роли вузов в понимании, интерпретации, сохранении, развитии и распространении национальных, религиозных, международных и исторических культур в условиях плюрализма, укреплении этических, духовных ценностей, развитии личности студентов наряду с подготовкой к профессиональной жизни.
Переход от понятия квалификация к понятию компетентность. Основная тенденция ХХI века — интеллектуализация машин и дематериализация труда. В связи с этим квалификация стала недостаточной мерой для проектирования результатов высшего образования. Компетенция рассматривается как совокупность навыков, свойственных каждому индивиду (квалификация, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску). Роль «общего знаменателя» реформ образования играет качество высшего образования.
Простое расширение содержания учебных программ и увеличение рабочей нагрузки на студентов вряд ли могут быть реалистичным решением проблемы. При переходе к образованию, ориентированному на формирование компетентности, отдается предпочтение предметам, которые развивают интеллектуальные способности студентов, позволяют им разумно подходить к техническим, экономическим, культурным изменениям и разнообразию, дают возможность приобретать такие качества, как инициативность, дух предпринимательства и приспособляемость.
Современные проблемы высшего образования. Высшее образование развивается в следующих условиях:
• процесс глобализации и расширение малого и среднего бизнеса;
• глубокое изменение в характере миграции рабочей силы, связанное с деморализацией предприятий;
• воздействие демографических факторов;
• экспонентциальное развитие научных и технических знаний;
• глобализация, интернационализация и защита культурной, общинной и языковой самобытности.
Основные цели развития высшего образования можно сформулировать следующим образом:
• направлять образование, следуя потребностям общества;
• отчитываться за неколичественные результаты;
• оставаться традиционным в меняющихся условиях;
• быть проводником перемен в традиционных условиях;
• выполнять все эти задачи в условиях нехватки ресурсов.
Основные принципы системы образованияв Российской Федерации:
• гуманистический характер образования (принципы гуманизма);
• единство федерального культурного и образовательного пространства (защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства);
• общедоступность и адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
• светский характер образования (свобода государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного воздействия) - основывается на свободе совести граждан, а также на соответствующей правовой норме (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ, предполагающей светский характер государства);
• свобода и плюрализм (разнообразие взглядов) в образовании;
• государственно-общественный характер управления образованием — объединение усилий государства и общества в решении проблем образования (предоставление больших прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений);
• автономность образовательного учреждения - заключается в самостоятельности в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ и уставом учебного заведения.