Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками. Народная педагогика, философия воспитания, история педагогики. Педагогика высшей школы, профессиональная педагогика.
Педагогика - одна из наук о человеке, имеющая свой предмет исследования, свои цели и задачи. Изучая один аспект человековедения она не является изолированной наукой. Вся трудность в том, что педагогика не может строить свою теорию, используя в готовом виде данные других наук в практике воспитания. Опираясь на эти данные, наука решает свою специфическую задачу. Она связана практически со всеми науками, изучающими человека и его деятельность, но прежде всего с психологией - наукой изучающей закономерности развития и функционирования психики человека. Несомненна связь педагогики с медициной, физиологией, биологией и т.д.
Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив знаний и сопутствующей информации, превратилась в разветвленную систему научных знаний, поэтому современную педагогику правильней называть системой наук о воспитании.
Анализировать данную систему можно на основании критерия последовательности связей педагогических отраслей, изучающих воспитание человека на всем пути его развития и формирования.
Фундаментом педагогики является философия воспитания - это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Ученые пытаются осмыслить, что происходит в мире, в каком направлении и что следует менять в образовательно - воспитательных системах. Философия указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов. Поэтому философию с её идеями целостности и системности, методами структурного анализа принято считать методологической основой педагогики. Развитие воспитания, как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики. Принцип историзма - важнейший принцип развития любой науки. Исследование прошлого, сопоставление его с настоящим не только помогают лучше проследить развитие современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок, делают более обоснованными прогнозы на будущее.
Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, можно выделить педагогику высшей школы. Её предмет - закономерность учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации, специфические проблемы получения высшего образования в современных условиях, в том числе и по компьютерным сетям. Педагогика последипломного образования в тесном содружестве с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острым сейчас вопросом - переквалификации работников различных отраслей, освоения ими новых знаний, приобретения новых профессий в зрелом возрасте.
Новые дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя её данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.
5. Предмет педагогической науки, её основные категории. Задачи педагогической науки. Воспитание, обучение, образование.
Педагогика - наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.
Педагогика— это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
В отличие от житейских знаний в области обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопрос как и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
Объект педагогики — явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет педагогики — сознательно и целенаправленно организованный педагогический процесс.
Педагогика как наука.
Свое название педагогика от греческих слов «пайдос»-дитя и «аго»-вести, что в дословном переводе «детовождение».
1. Группа категорий характеризует объект педагогики. | |
Личность | Отражение социального начала в человеке, его принадлежность к социальному миру. |
Индивидуальность | То, что отличает человека от животного и социального мира. Она дает возможность человеку проявиться как свободному независимому существу. (И. Кант) Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. |
2. группа характеризует предмет педагогики. | |
Образование | Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и обеспечивающий на этой основе соответствующего уровня развития личности. |
Социализация | Интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей, усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. |
3. группа интегрирует основные педагогические средства | |
Развитие | Процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Р. Предполагает количественные и качественные изменения в человеке. |
Воспитание | Целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, игре, общении, практической деятельности. |
Обучение | Целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся , в ходе которого осуществляются образование и развитие человека. О.- двусторонний процесс, включающий в себя процесс учения и преподавания. |