Болонская декларация и Болонский процесс. Компетенция и компетентность.
Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками. Народная педагогика, философия воспитания, история педагогики. Педагогика высшей школы, профессиональная педагогика.
Педагогика - одна из наук о человеке, имеющая свой предмет исследования, свои цели и задачи. Изучая один аспект человековедения она не является изолированной наукой. Вся трудность в том, что педагогика не может строить свою теорию, используя в готовом виде данные других наук в практике воспитания. Опираясь на эти данные, наука решает свою специфическую задачу. Она связана практически со всеми науками, изучающими человека и его деятельность, но прежде всего с психологией - наукой изучающей закономерности развития и функционирования психики человека. Несомненна связь педагогики с медициной, физиологией, биологией и т.д.
Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив знаний и сопутствующей информации, превратилась в разветвленную систему научных знаний, поэтому современную педагогику правильней называть системой наук о воспитании.
Анализировать данную систему можно на основании критерия последовательности связей педагогических отраслей, изучающих воспитание человека на всем пути его развития и формирования.
Фундаментом педагогики является философия воспитания - это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Ученые пытаются осмыслить, что происходит в мире, в каком направлении и что следует менять в образовательно - воспитательных системах. Философия указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов. Поэтому философию с её идеями целостности и системности, методами структурного анализа принято считать методологической основой педагогики. Развитие воспитания, как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики. Принцип историзма - важнейший принцип развития любой науки. Исследование прошлого, сопоставление его с настоящим не только помогают лучше проследить развитие современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок, делают более обоснованными прогнозы на будущее.
Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, можно выделить педагогику высшей школы. Её предмет - закономерность учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации, специфические проблемы получения высшего образования в современных условиях, в том числе и по компьютерным сетям. Педагогика последипломного образования в тесном содружестве с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острым сейчас вопросом - переквалификации работников различных отраслей, освоения ими новых знаний, приобретения новых профессий в зрелом возрасте.
Новые дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя её данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.
5. Предмет педагогической науки, её основные категории. Задачи педагогической науки. Воспитание, обучение, образование.
Педагогика - наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.
Педагогика— это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
В отличие от житейских знаний в области обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопрос как и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
Объект педагогики — явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет педагогики — сознательно и целенаправленно организованный педагогический процесс.
Педагогика как наука.
Свое название педагогика от греческих слов «пайдос»-дитя и «аго»-вести, что в дословном переводе «детовождение».
1. Группа категорий характеризует объект педагогики. | |
Личность | Отражение социального начала в человеке, его принадлежность к социальному миру. |
Индивидуальность | То, что отличает человека от животного и социального мира. Она дает возможность человеку проявиться как свободному независимому существу. (И. Кант) Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. |
2. группа характеризует предмет педагогики. | |
Образование | Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и обеспечивающий на этой основе соответствующего уровня развития личности. |
Социализация | Интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей, усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. |
3. группа интегрирует основные педагогические средства | |
Развитие | Процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Р. Предполагает количественные и качественные изменения в человеке. |
Воспитание | Целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, игре, общении, практической деятельности. |
Обучение | Целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся , в ходе которого осуществляются образование и развитие человека. О.- двусторонний процесс, включающий в себя процесс учения и преподавания. |
Разделы педагогики.
Философия образования — раздел педагогической науки, изучающей роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их решения.
Теория и методика воспитания — раздел о теоретических основах и организации воспитательного процесса в структуре деятельности различных социальных институтов.
Дидактика — раздел, в котором рассматриваются общие основы обучения.
Педагогический менеджмент — основы управления и организации деятельности образовательных учреждений.
Общие понятия о дидактике.
Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.
Этот термин происходит от греческого слова «дидактикос», что означает «обучающий».
Предметом дидактики являются системы обучения или дидактические системы.
Дидактической системой называют упорядоченный набор целей, содержания, форм, методы и средств обучения.
Любая дидактическая система включает в себя следующие элементы:
· цели и задачи обучения;
· содержание обучения;
· методы и средства обучения;
· формы организации обучения;
· результаты обучения.
Как наука дидактика занимается разработкой следующих проблем:
· Для чего учить? (цели образования, обучения)
· Кого учить? (субъекты обучения)
· Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обучения)
· Чему учить? (содержание образования, обучения)
· Как учить? (методы обучения)
· Как организовывать обучение? (формы организации обучения)
· Какие необходимы средства обучения? (учебники, компьютеры, дидактический материал и др.)
· Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения)
· Как проконтролировать и оценить результат обучения? (Методы оценки и контроля результатов обучения.)
Элементы дидактической системы | Решаемые дидактические проблемы. |
Цели и задачи обучения | · Для чего учить? (цели образования, обучения) · Кого учить? (субъекты обучения) |
Содержание обучения | · Чему учить? (содержание образования, обучения) |
Методы и средства обучения | · Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обучения) · Как учить? (методы обучения) · Как организовывать обучение? (формы организации обучения) · Какие необходимы средства обучения? (учебники, компьютеры, дидактический материал и др.) |
Формы организации обучения | · Как организовывать обучение? (формы организации обучения) |
Результаты обучения | · Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения) · Как проконтролировать и оценить результат обучения? (Методы оценки и контроля результатов обучения.) |
7. Дидактика высшей школы. Основные цели современного высшего образования.
Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.
Этот термин происходит от греческого слова «дидактикос», что означает «обучающий».
Предметом дидактики являются системы обучения или дидактические системы.
Дидактической системой называют упорядоченный набор целей, содержания, форм, методы и средств обучения.
Любая дидактическая система включает в себя следующие элементы:
· цели и задачи обучения;
· содержание обучения;
· методы и средства обучения;
· формы организации обучения;
· результаты обучения.
Особенности разработки учебных программ в вузахосуществляется в следующим направлениям:
- постоянная адаптация образовательных программ к современным и будущим потребностям;
- повышение роли и уровня научных исследований в преподавании и высшем образовании в целом при соответствующей сбалансированности между фундаментальными и целевыми исследованиями;
- возрастание роли международных образовательных программ с подготовкой студентов по программам совместных степеней;
- обострение внимания к обучению студентов в новых профессиональных, технологических и управленческих областях и условиях, порождаемых глобализацией экономики;
- ускорение развития академических дисциплин, особенно за счет укрепления их междисциплинарной и трансдисциплинарной направленности;
- достижение сбалансированного когнитивного освоения выпускниками образовательных программ и базовых (ключевых) навыков и компетенций;
- реализация установки на воспитание студентов в духе гражданственности, защиты и укрепления общественных ценностей;
- формирование устойчивой ориентации выпускников на их деятельность по созданию эндогенных национальных потенциалов в русле сдерживания «утечки мозгов»;
- усиление роли вузов в понимании, интерпретации, сохранении, развитии и распространении национальных, религиозных, международных и исторических культур в условиях плюрализма, укреплении этических, духовных ценностей, развитии личности студентов наряду с подготовкой к профессиональной жизни.
Переход от понятия квалификация к понятию компетентность. Основная тенденция ХХI века — интеллектуализация машин и дематериализация труда. В связи с этим квалификация стала недостаточной мерой для проектирования результатов высшего образования. Компетенция рассматривается как совокупность навыков, свойственных каждому индивиду (квалификация, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску). Роль «общего знаменателя» реформ образования играет качество высшего образования.
Простое расширение содержания учебных программ и увеличение рабочей нагрузки на студентов вряд ли могут быть реалистичным решением проблемы. При переходе к образованию, ориентированному на формирование компетентности, отдается предпочтение предметам, которые развивают интеллектуальные способности студентов, позволяют им разумно подходить к техническим, экономическим, культурным изменениям и разнообразию, дают возможность приобретать такие качества, как инициативность, дух предпринимательства и приспособляемость.
Современные проблемы высшего образования. Высшее образование развивается в следующих условиях:
• процесс глобализации и расширение малого и среднего бизнеса;
• глубокое изменение в характере миграции рабочей силы, связанное с деморализацией предприятий;
• воздействие демографических факторов;
• экспонентциальное развитие научных и технических знаний;
• глобализация, интернационализация и защита культурной, общинной и языковой самобытности.
Основные цели развития высшего образования можно сформулировать следующим образом:
• направлять образование, следуя потребностям общества;
• отчитываться за неколичественные результаты;
• оставаться традиционным в меняющихся условиях;
• быть проводником перемен в традиционных условиях;
• выполнять все эти задачи в условиях нехватки ресурсов.
Основные принципы системы образованияв Российской Федерации:
• гуманистический характер образования (принципы гуманизма);
• единство федерального культурного и образовательного пространства (защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства);
• общедоступность и адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
• светский характер образования (свобода государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного воздействия) - основывается на свободе совести граждан, а также на соответствующей правовой норме (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ, предполагающей светский характер государства);
• свобода и плюрализм (разнообразие взглядов) в образовании;
• государственно-общественный характер управления образованием — объединение усилий государства и общества в решении проблем образования (предоставление больших прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений);
• автономность образовательного учреждения - заключается в самостоятельности в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ и уставом учебного заведения.
Принципы обучения.
Принципы обучения — исходные, руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса.
Принципы обучения | Характеристика принципа. | Правила реализации принципа |
Принцип научности | Предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту накопленному мировой цивилизацией. В основе принципа лежат следующие закономерности: мир познаваем, объективно верную картину мира дают знания, проверенные практикой. | · Использование логики и языка изучаемой науки; · изложение основных понятий и теорий должно быть максимально приближенным к уровню современного понимания данных вопросов науки; · использование методов конкретной науки; · изучение объектов в развитии, раскрытие диалектики общественных и природных явлений и формирование диалектического склада мышления |
Принцип доступности | Содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития, их возможностям усваивать предлагаемый материал. | · Обучение идет от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому; · объяснять простым доступным языком; · управлять познавательной деятельностью учащихся (плохо — сообщать истину, делая её недоступной для понимания, хорошо-учим находить истину, делая доступным процесс нахождения); · учитывать индивидуальные особенности темпа работы обучающихся, их интересы, жизненный опыт, особенности развития; · использовать приемы аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление, и др.; · введение каждого нового понятия должно вытекать из поставленной познавательной задачи; · доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, необходимо приучать учащихся осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную операцию. |
Принцип сознательности и активности | Позитивное отношение обучаемых к обучению. Сознательное усвоение знаний обучаемыми. В основе данного принципа лежат следующие закономерности: ценность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания; собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину знаний и темп овладения материалом. | · Обучаемые должны четко понимать цели и задачи предстоящей работы; · использовать увлекательные факты, сведения, примеры; · применять наглядные пособия, технические средства; · вовлечение обучающихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний; · использовать активные и интенсивные методы обучения; · логически увязывать неизвестное и известным; · обучать нахождению причинно-следственных связей; · создавать ситуации успеха. |
Принцип наглядности | Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Средства наглядности: -натуральные объекты; -объемные наглядные пособия; -изобразительные средства обучения; -символические наглядные пособия; -аудиовизуальные средства; -самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» (конспекты, схемы, чертежи, таблицы...) | - Наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений; - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; - наглядность использовать не как цель, а как средство обучения; - не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучаемых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мышление; - наглядность должна эстетически воспитывать. |
Принцип систематичности и последовательности | Принцип предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Закономерности: -человек только тогда обладает действительным знанием, когда в его сознании отражается чёткая картина существующего мира; -процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; -только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний. | · Деление изучаемого материала на логически связанные системы и блоки; · осуществление межпредметных связей; · проведение занятий обобщения и систематизации; |
Принцип прочности | Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. Закономерности: прочность зависит от объективных факторов (содержание материала, его структуры, методов преподавания) и субъективных факторов (отношение обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю). Память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых материал. | · Обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность; · подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом индивидуальных различий; · новый учебный материал связывается с прежними знаниями; · процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством. |
Принцип воспитывающего обучения | Отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. | · Целенаправленно осуществлять воспитание при изучении любой дисциплины; · использовать воспитательные возможности каждого урока; · уважительно относиться к личности обучаемого и одновременно проявлять требовательность к нему; Требовательность не основанная на уважении вызывает агрессивность, доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины; · всем своим обликом, поведением, общественной активностью, гражданственностью привносить в учебный процесс жизнеутверждающие идеалы человеческих ценностей. |
Принцип связи теории с практикой | Изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием путей их использования в жизни. Закономерности: -практика-критерий истины. | · Опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся; · показ области применения теоретических знаний; |
По дидактической цели.
Методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний; метод закрепления и проверки знаний, умений и навыков.
Примеры активных (интерактивных ) методов.
Имитационное упражнение – предполагает наличие заранее известного преподавателю (но не студенту) правильного или наилучшего решения проблемы.
Разыгрывание ролей – игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками: наличие задачи и проблемы, распределение ролей между участниками; взаимодействие участников посредством дискуссии; ввод преподавателем в процессе занятий корректировок; оценка результатов обсуждения и подведение итогов преподавателем.
Семинар – дискуссия – процесс диалогического общения, в ходе которого происходит формирование практического опыта, совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
Деловая игра - один из ведущих методов активного обучения, включающий 5 этапов:
1. Предварительный. Теоретическая подготовка участников игры.
2. Организационный. Проводится обоснование темы и цели игры, формируются мини-группы,
3. Подготовительный. Самостоятельная работа мини – групп, изучение ситуаций, инструкций.
4. Игровой. Группы имитируют подготовленные задания.
5. Анализ решений. Подведение итогов.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода заключается в том, что преподаватель сам ставит проблему и сам её решает, показывая тем самым путь её решения. Обучающиеся следят за логикой, усваивая этапы решения проблем.
Частично поисковый (эвристический) метод. Учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает обучающихся к выполнению отдельных шагов поиска. Сущность данного метода: не все знания учащимся передаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно. Деятельность преподавателя заключается в оперативном управлении процессом решения педагогических задач.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность данного метода: преподаватель вместе с учащимися формулируют проблему, учащиеся самостоятельно её разрешают, преподаватель оказывает помощь при возникновении затруднений в решении проблем. Главный недостаток данного метода обучения состоит в том, что он требует значительных временных затрат и высокого уровня педагогической квалификации.
Также к активным (интерактивным) методам обучения вузе можно отнести: круглый стол, мозговой штурм, и т.д.
Средства обучения.
Средства обучения (дидактические средства) — источники получения знаний, формирования умений.
Визуальные (зрительные) — таблицы, карты, натуральные объекты, и тд.
Средства обучения медицине.
-Натуральные объекты (коллекции, микропрепараты, …...)
-Изображения (модели, картины, рисунки, портреты, фотографии, кинофильмы, ..)
-Описание объектов и явлений, их отражение в знаково — символьной форме. (вербальные, гафические)
-Инструменты, приборы, модели....
Аудиальные (слуховые) — радио, магнитофонные записи, музыкальные инструменты и тд.
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковой фильм, телевидение, видео и тд.
Генезис форм обучения.
· Первобытное общество- индивидуальное обучение. Настоящее время — репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство.
· С 200 г. до н. э. Индивидуально-групповая работа.
· С XVII в. Ян Амос Коменский ввел классно-урочную систему.
· Бел-ланкастерская система взаимного обучения. (Индия, Англия)
· Батовская США (деление времени учителя)
· Мантгеймская в Западной Европе. (деление классов )
· Дальтон-план (система индивидуализированного обучения)
· Бригадно-лабораторная система обучения(СССР)
· Вальфдорские школы.
14. Современные образовательные технологии в высшей школе. Общая модель дидактического процесса.
Технология обучения -алгоритм действий, дающий гарантированный результат.
Примеры технологий:
Модульная технология. Модуль - целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им.
Модуль:
· 1порядка УЭ (учебный элемент)
· 2порядка (лекция, семинар и т.д.)
· 3 порядка (тема)
· 4 порядка (содержание курса)
· 5 порядка (учебный предмет)
Партнерская технология.
Партнерская технология уделяет одинаковое внимание как предмету изучения, так и обучающимся. Базисные идеи данной технологии: доверительное, демократическое отношение к обучающимся; обучение без принуждения; применение опор (наглядности, звуковой опоры, комментированного управления); свободный выбор; укрупненные дидактические единицы.
Андрагогика: понятие, основные принципы андрагогики. Образовательные технологии при обучении взрослых.
Андрагогика - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни. Термин был впервые предложен немецким историком просвещения К. Каппом в 1833 г. Образование взрослых имеет особенности, связанные с возрастными, психологическими, социальными характеристиками взрослых. Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus — учимся не для школы, а для жизни.
Основные положения андрагогики: 1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не обучаемый). 2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым. 3. Взрослый обладает жизненным опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег. 4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели, рассчитывает на применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств. 6. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции. Современная наука выделяет следующие основные принципы андрагогики: приоритетность самостоятельного обучения, совместная деятельность обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения, использование имеющегося положительного жизненного опыта, корректировка устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний, индивидуальный подход к обучению на основе личностных потребностей, элективность обучения (свобода выбора целей, содержания, форм, методов, источников, сроков, времени и места обучения) и др. Андрагогика предполагает смену приоритетности методов обучения: вместо лекционных преимущественно предусматривает практические занятия, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например управление проектами.
Основные методы и технологии: задание по внеклассному чтению; мозговой штурм (собрать большое количество идей или решений проблемы без критики этих решений с последующим критическим обсуждением предложенных вариантов); изучение конкретных ситуаций; демонстрация и практика; обсуждение как техника совместного получения знания, идей и мнений о предмете; игры и имитации (моделирование); обсуждения с группой специалистов; деловая игра; семинар; короткий курс (интенсивная учебная работа на один или более дней по конкретному предмету) и электронное обучение и др.
Наиболее типичные ошибки, которые допускаются при обучении взрослых:
1. Развитие ради развития. 2. Развитие как развлечение. 3. Сокращение расходов на профессиональное развитие. В настоящее время отсутствует единая российская концепция образования взрослых людей, например такая, как в Германии, Финляндии, Швеции. В недостаточной степени проводятся соответствующие исследования как для общества в целом, так и для локальных образовательных задач. В связи с этим крайне необходимо объединение неформальных организаций и отдельных людей, интересующихся и занимающихся этой проблемой.
Болонская декларация и Болонский процесс. Компетенция и компетентность.
Болонский процесс в современном университетском образовании стартовал 18-19 июня 1999 года в Болонье: ряд европейских министров образования подписали совместное заявление. Согласно этому общеевропейскому документу, правительства Европейского союза объявили о своих намерениях инициировать масштабную реформу интернационализации образования, результаты которой ожидаются после 2010 года. Правительства стран Европы объявили о своем намерении включать свои вузы в единую сеть образовательных учреждений и поощрять миграцию студентов в Европе в зависимости от их личных интересов и интересов рынка труда. А также в зависимости от вакансий в университетах, тематики лекций, имиджа местной профессуры, тяги молодых людей к перемене мест и т.д.
Концепция многоуровневого высшего образования в РФ - следствие стремления к реализации положений Болонской декларации. Включает уровни образования: Бакалавриат, магистратуру, уровень, предусматривающий получение докторской степени. Современное общество достигло такой фазы развития, которая характеризуется становлением общества знаний, в котором высшее образование приобретает признаки всеобщего. Современный рынок труда проводит жесткий отбор, корректируя формально свободный профессиональный выбор под влиянием конкуренции и экономической востребованности. Работодатель оценивает не только уровень полученной квалификации, но и умение использовать накопленный опыт для приобретения новых компетенций в режиме саморазвития. В этих условиях значительно возрастает роль компетентностного подхода к подготовке специалистов.
Компетентность - способность действовать в ситуации неопределенности.
Компетенция - круг полномочий какого-либо учреждения или лица (в широком понимании);
круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом, т. е. уровень образованности (в узком понимании);
обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение учебной деятельности (в обучении).
Типология компетенций.
Инструментальные компетенции включают:
когнитивные способности (понимание и использование идей, соображений);
методологические способности (понимание и управление окружающей средой, временем, принятие решений и разрешение проблем);
технологические умения (использование техники);
компьютерные навыки;
лингвистические умения (коммуникативные компетенции).
Системные компетенции включают:
понимание взаимосвязи части и целого, их соотношений, оценивание их места в системе;
способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые.
Специальные (предметные) компетенции включают:
знания, умения и навыки в рамках конкретного учебного предмета.
Межличностные компетенции включают:
индивидуальные способности (выражение чувств и отношений, критическое осмысление, способность к самокритике);
социальные навыки (социальное взаимодействие, сотрудничество, умение работать в группах, принимать социальные и этические обязательства).
Цели формирования компетенций у обучающихся:
развитие способности самостоятельно решать проблемы на основе использования социального опыта, в т.ч. и собственного опыта;
приобретение социального опыта решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем; формирование опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
достижение определённого уровня образованности на данном этапе обучения.
Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей, отбора предметного содержания, организации обучения и оценки его результатов, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся.
3. Интеграция и системный подход в развитии высшего образования. Интегративный тип познания. Междисциплинарные связи и интегративные курсы.
Современное развитие научного познания характеризуется следующими особенностями:
-дифференциация наук сочетается с интегративными процессами, синтезом научных знаний, комплексностью, переносов методов исследования из оной области в другую;
-на основе интеграции выводов частных наук и результатов исследований специалистов разных областей знания возможно всестороннее системное освещение научной проблемы;
-науки становятся все более точными благодаря широкому использованию математического аппарата;
- современные науки стремительно развиваются, сокращается разрыв между появлением научной идеи и её внедрением в производство;
-в настоящее время научные достижения являются результатом коллективной деятельности, объектом общественного планирования и регулирования;
-исследование объектов и явлений ведется системно, комплексно.
Таковы особенности развития современной науки, главными принципами которой становятся интеграция и системный подход.
Благодаря великим открытиям второй половины XX века в области естественных наук в 70-х гг. Возникает новое междисциплинарное научное направление - синергетика, которое убедительно подтверждает общность закономерностей и принципов самоорганизации самых разных сложных макросистем. Современная научная картина мира и достижения синергетики открывают широкие возможности для моделирования образовательных процессов с помощью методов и подходов, традиционно применявшихся к естественным и точным наукам.
Интегративный тип познания.
Сегодня в высшей школе, ориентированной на предметное изучение и блочное построение дисциплин, трудно создать у студентов современное целостное представление о науке. Научная картина мира выполняет в образовании следующие функции:
-мировоззренческую как неотъемлемую часть научного познания;
-совмещая все теории, она систематизирует знания в содержании образования;
-она формирует современный, системный, диалектический тип мышления.
В процессе изучения интегративных курсов студенты познают природу знаний, способы запоминания, систематизации, структуру научных теорий, приобретают способность системного мышления, осмысления новых знаний по <