Умственное воспитание дошкольников
В содержание воспитательного процесса детей дошкольного возраста входит и умственное воспитание. Чтобы правильно подойти к реализации задач умственного воспитания, необходимо глубоко знать закономерности умственного развития ребенка. Именно в этом направлении работают психологи, педагоги, физиологи. Изучение возрастных возможностей умственного развития детей направлено на выяснение закономерностей и особенностей развития способностей детей, познавательных интересов, формирования наглядно-образного мышления детей, предпосылок логического мышления. На основе всех выявленных закономерностей умственного развития детей дошкольного возраста определяются содержание и методы умственного воспитания на разных этапах возрастного становления ребенка.
Умственное воспитание – это прежде всего развитие активной мыслительной деятельности дошкольников. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.
В содержание умственного воспитания входит развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления.
Основой умственного развития и воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое направлено прежде всего на развитие ощущений и восприятий. Ребенок познает окружающий мир через ощущения и восприятие. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка.
В содержание сенсорного воспитания входит развитие зрительных ощущений: детей учат различать и
называть цвета, формируют у них представление об оттенках, развивают способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения. Умение различать длительность и силу звуков, цвета, оттенки, формы дает возможность лучше понимать музыкальные произведения, живопись, получать эстетическое удовольствие от слушания музыки, рассматривания произведений искусства. Сенсорное воспитание предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха. Особенно важно развивать у детей звуковую культуру речи, учить дошкольников анализировать звуковую структуру слова, отражать в речи свои ощущения, понимание эмоциональной ситуации при изложении и пересказе событий из жизни и жизни литературных героев, особенно сказочных.
В дошкольном возрасте устанавливаются пространственные и временные представления, которыми дети руководствуются в общении со взрослыми и сверстниками, особенно в разговорной речи.
Сенсорное воспитание направлено на развитие тактильной чувствительности – умения различать на ощупь качество предметов и правильно их называть. При этом дети оперируют такими понятиями, как «гладкий», «мягкий», «пушистый», «твердый», «холодный», «теплый». Одна из сторон сенсорного воспитания – развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
Для определения свойств и качеств предмета детей учат обследовать его. Особенно это характерно для работы с младшими дошкольниками. Обследование – это специально организованное восприятие, направленное на определение детьми формы, величины предмета, его свойств. Например, на занятиях по музыке или в игровой деятельности воспитанникам предлагается внимательно рассмотреть предметы, с которыми они будут работать – строительный материал, шарики, мягкие игрушки, флажки и т. п. Все это дает возможность различать предметы по форме, цвету, качествам. Дети узнают при знакомстве с предметами и их словесное обозначение – шар, куб, пирамида, круг, квадрат. Словесное усвоение обозначения или названия предмета в дальнейшем помогает ребенку свободно ориентироваться в мире предметов и в окружающей действительности в целом.
Обучение обследованию предметов проводится с учетом возрастных возможностей детей. Здесь воспитатель продвигается с детьми от простого к сложному. В старшем дошкольном возрасте дети уже анализируют предметы и по форме, и по цвету, и по весу, и по фактуре, что, естественно, еще не доступно детям младшей возрастной группы.
Обследование предметов, их свойств и качеств связано и с развитием зрительных ощущений. Зрительные ощущения особенно эффективно развиваются при наблюдении за явлениями природы, за жизнью животных. Воспитанникам во время сезонных прогулок задают вопросы: «Какого цвета небо весной?», «Какого цвета небо осенью?», «Какого цвета листья деревьев весной?», «Какого цвета листья клена, березы осенью?» Приобретая опыт зрительных ощущений, дети легко переносят его в повседневную жизнь и свободно оперируют полученным знаниями в других жизненных ситуациях.
Сенсорное воспитание как составную часть умственного развития детей невозможно осуществлять эффективно, если не вести работу по развитию речи дошкольников. В детском дошкольном учреждении решаются такие задачи речевого развития детей, как обогащение словаря ребенка, формирование грамматического строя речи, развитие связной монологической и диалогической речи.
Речь является важнейшей формой общения детей со взрослыми и сверстниками, формирование речи начинается с общения со взрослыми, понимания их речи. Взрослый показывает предметы, называет их одним словом, задает вопросы, высказывает определенные просьбы, дает указания и т. п. На этом этапе ребенок реагирует на речь взрослого на уровне эмоционального восприятия. Постепенно начинает формироваться диалогическая речь. Наиболее сложным видом речевой деятельности является монологическая речь, когда ребенок передает в своем рассказе определенное связное содержание.
В последние годы в дошкольных учреждениях особое внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Развитие звуковой культуры речи оказывает впо-
следствии положительное влияние на грамотность ребенка, его умение регулировать темп и громкость речи, ее выразительность.
Успехи в звуковой культуре речи возможны при условии развития у детей слухового внимания, фонематического и речевого слуха. Для решения этих задач воспитатель развивает речедвигательный аппарат и речевой слух.
Для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения воспитатели используют различные игры как на специальных занятиях, так и в свободной игровой деятельности. Это прежде всего звукоподражание животным, потешки, скороговорки.
В процессе работы по речевому развитию детей обогащается словарь воспитанников, идет его закрепление, уточнение, систематизация. Для этого используются описания погоды, пересказ сказок, рассказывание о проведении воскресного дня, упражнения по продолжению сказки, придумывания ее окончания.
Работа по обогащению словаря связана с формированием грамматического строя речи. Дети учатся правильно изменять слова по падежам, четко произносить окончания слов, пользоваться всеми частями речи. Лучше всего это осуществляется на занятиях и в игре. Именно здесь воспитанники учатся использовать различные грамматические формы.
Работа по обогащению словаря дошкольника и формированию грамматического строя речи подготавливает детей к связной речи. Речь ребенка должна быть последовательной, логичной и грамматически правильной. Учитывая особенности и сложности русского языка, воспитатели систематически и целенаправленно работают над речью детей, подбирают специальные упражнения, включают в занятия с детьми дидактические игры, учат творческому пересказу сказки, рассказа. При этом обращают внимание на красоту языка, учат детей подбирать слова, чтобы пересказ был красивым и правильным.
Особого внимания заслуживает работа в подготовительной группе детского сада, где ребята учатся членить предложения на слова, слова на слоги, на звуки, обучаются слоговому чтению слов, составляют слова и предложения из разрезной азбуки.
В связи с неравномерностью развития речи у каждого ребенка, работа воспитателя должна быть индивидуально ориентированной. Работая в группе с малым количеством детей, воспитатель учитывает индивидуальные особенности ребенка – темп его речи, грамматический строй, умение описывать в рассказе окружающий мир. В связи со всем этим и проводится индивидуальная работа с детьми в процессе общей деятельности.
В содержание умственного воспитания входит и развитие элементарных математических представлений и конструирование. Математическая подготовка детей дошкольного возраста включает обучение счету, развитие количественных представлений, обучение решению и составлению простых математических задач.
Уже в младшем возрасте в семье, а затем в дошкольном учреждении дети усваивают и закрепляют такие понятия как «больше», «меньше», «поровну», «большой», «маленький», «длиннее», «короче», «выше», «ниже», «шире», «уже», «толще». Все это понятия не просто способствуют развитию математического мышления, но и формируют элементы логического мышления, что очень важно для умственного развития и воспитания дошкольников.
В процессе игры, на занятиях и в режимные моменты работы группы ребята учатся определять расположение предметов, направление, длину.
Во всех комплексных программах воспитания и развития детей дошкольного возраста умственное воспитание и развитие обязательно предполагает освоение математических представлений и понятий. Делать это рекомендуется в процессе повседневной жизни, во время прогулок, в дидактических играх и на специальных занятиях. Так, в программе «Радуга» во время прогулки при знакомстве с числом «один» рекомендуется сделать с детьми солнечные часы, а при знакомстве с числом «два» – подобрать пары (пара глаз, пара рук, пара носков и т. п.). При развитии предпосылок логического мышления воспитателям рекомендуется использовать потешки, загадки, скороговорки, различные геометрические головоломки, работу с конструкторами.
В целом можно определить, что для умственного развития используются самые разнообразные средства, которые помогают интеллектуальному развитию ребенка и его индивидуальной интеллектуальной деятельности.